Чудесная глина

Оглавление
1.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка
1.2.

Цель, задачи, ожидаемые результаты

1.3.

Содержание программы

2.

Комплекс организационно педагогических условий

2.1.

Календарный учебный график

2.2.

Условия реализации программы

2.3.

Формы аттестации

2.4.

Оценочные материалы

2.5.

Методические материалы

2.6

Список литературы

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(Распоряжение

Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
 Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».


Уставом МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования»;



Положением

о

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программе, утвержденный приказом №7 от 20.01.2021г. МБОУ ДО «Районный центр
дополнительного образования».


Положением о дистанционном обучении в МБОУ ДО «Районный центр

дополнительного образования» МО «Курумканский район», утвержденный приказом №62
от 31 августа 2020 г.
Актуальность программы:
Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества
является лепка. Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного
творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда
рельефные) образы и целые композиции. Лепка - одна из народных промыслов. Поделки
из глины очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что
сделано своими руками и в настоящее время лепка из глины очень популярна. Глина
после обработки не только красивая и долговечная, но и безопасна для здоровья, которая
не содержит химические и токсичные вещества.

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребенка,
выявить и развить творческие способности. Образовательное и воспитательное значение
лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка
расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей
жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребенка, умение наблюдать,
выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Ведь герои и
сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах
кинофильмах и мультфильмах. Необходимо только помочь ребенку их отыскать и у
каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир. Лепка
воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев,
ловкость рук. В общеразвивающую программу добавлены разделы по которым
изготавливаются сувениры из глины и полимерной глины с применением

и

использованием местного колорита и национальных мотивов.
Обучение включает в себя следующие основные предметы: технологию и
изобразительное искусство.
Вид программы:
Данная программа модифицирована на основе программы преподавателя отделения
ИЗО и декоративно-прикладного искусства О.А. Демьянкова и по программе по учебному
предмету В.00., В.01. «Скульптура».
Программа предназначена для получения дополнительного образования в области
народного и декоративно-прикладного искусства.
Направленность программы: художественная.
Адресат программы:
Адресатом программы «Чудесная глина» являются воспитанники в возрасте от 6 до
14 лет. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом
уровня

развития

детей.

Набор

воспитанников

осуществляется

по

принципу

добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных
умений и навыков. Группы формируются по возрастному признаку. В возрасте 6-ти лет
способность учиться приобретает более осознанный характер. Дети не только охотно
выполняют указания педагога, но и сами находят возможность упражняться в том, что им
не сразу дается, просят повторно объяснить, показать, задают вопросы, чтобы выяснить,
как следует действовать. Любознательность детей приобретает целенаправленный
характер, возрастают познавательная активность, самоконтроль и самооценка. К 6-му году
жизни начинается процесс окостенения кисти рук, окрепли мелкие и крупные мышцы рук,
и, благодаря этому, появилась возможность для более точных и сложных действий. Более

устойчивым стало внимание, улучшилась память. У детей появляется умение сначала
представить себе предмет, а потом изобразить его. У детей этого возраста под влиянием
наблюдений, игр и сенсорного воспитания формируются знания и представления о форме,
цвете, величине и др. качествах предмета. Все это позволяет определить более сложные
задачи обучения.
Распределение подачи учебного материала строится как по возрастному принципу,
так и по степени сложности. При обучении лепке с детьми используются такие виды
работы:
- работа над изображением и освоением различных техник. Принцип: от простого к
сложному;
- работа с предметами: описание, рассматривание, выделение частей, игры, сказки,
мультфильмы;
- работа с картиной, детализация, сравнение;
- физкультминутки;
- спокойные игры: загадки, лото, ребусы и т.д.;
- творческие и сюжетно-дидактические игры;
Учитывая такую особенность детей младшего школьного возраста, как неустойчивое
внимание, занятия выстраиваются таким образом, чтобы имело место смена видов
деятельности при необходимости. Это смена игр, приемов, просто перемещение по
кабинету.
Срок и объем освоения программы:
- 1 год обучения, 108 педагогических часов;
- 2 год обучения, 216 педагогических часов;
- 3 год обучения, 216 педагогических часов;
Общее количество часов за 3 года – 540 часов. Исходя из содержания программы
«Чудесная глина» предусмотрены следующие сроки освоения программы обучения: 3
года.
Форма обучения: Очная (дистанционная на платформе ZOOM, Положение о
дистанционном обучении в МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования»
МО «Курумканский район» (утверждено приказом МБОУ ДО «Районный центр
дополнительного образования» МО «Курумканский район» № 62 от 31.09.2020 г.).
Особенности

организации

образовательной

деятельности:

разновозрастные.
Режим занятий: Занятия в неделю и их продолжительность по нагрузкам
соответствует требования САНПИН.

группы

Год
обучения
1 год
2 год
3 год

Продолжительн
Периодичность
ость занятий
в неделю
1 + 2 час
2 раза
3 + 3 час
2 раза
3 +3 час
2 раза

Кол-во часов
в неделю
3 ч.
6 ч.
6 ч.

Кол-во часов
в год
108 ч
216 ч
216 ч

1.2 Цель и задачи программы
Цель программы:
- развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством
самовыражения через изготовление изделий из глины на основе народных традиций.
Задачи:
Образовательные (обучающие):
- познакомить детей с историей развития лепки из глины и народными традициями,
древними, народными и современными художественными промыслами;
- познакомить их с основными способами и техническими приёмами обработки
глины и изготовлением керамических изделий.
Развивающие:
- развивать ручную умелость;
- развивать образное мышление, эмоциональную сферу, зрительную память,
наблюдательность;
- формировать художественный вкус.
Воспитательные:
- приобщать к труду через освоение промысла
- воспитывать внимательность, терпение, старательность;
- воспитывать уважение к духовным и нравственным ценностям, к культуре
русского народа и народов России.
Ожидаемые результаты:
См. Уровневая дифференциация (приложение №1)

1.3. Содержание программы «Чудесная глина»
Учебный план
(1 год обучения)
№

Наименование
разделов, тем

I.
II.

Вводное занятие
Послушная глина
Мир природы

III.
IV.

Глиняная игрушка
Волшебный кувшин
Итого:

Количество часов
Всего
часов
3
30

Теория

Практика

1
5

2
25

12

1

11

33

6

27

30

7

23

108 ч.

20 ч.

88 ч.

Формы
аттестации/контроля
Беседа
Защита творческой
работы. Тест №1
Контрольная работа,
тест №2, выставка.

Учебный план
(2 год обучения)
№

I.
II.
III.
IV.

Наименование
разделов, тем
Вводное занятие
Подготовительный
Мир природы
Глиняная игрушка

Фантазия
Итого:

Количество часов
Всего
часов
3
33
60
63

Теория

Практика

1
4
5
7

2
29
55
56

57

7

50

216 ч.

24 ч.

192 ч.

Формы
аттестации/контроля
Беседа
Тест №1
Контрольная работа,
тест №2, защита
творческой работы

Учебный план
(3 год обучения)
№

Наименование
разделов, тем

I.
II.

Вводное занятие
Подготовительный
Стилизация

III.
IV.
V.
VI.

Композиция
Архитектурная лепка
Декоративная лепка
Фантазия

Количество часов
Всего
часов
3
36

Теория

Практика

1
7

2
29

30

4

26

69
30
30
18

6
3
3
2

63
27
27
16

Формы
аттестации/контроля
Беседа
Тест №1, защита
творческой работы.

Тест №2, выставка.

Итого:

216 ч.

26 ч.

190 ч.

Содержание учебного плана
1 год обучения – 108 ч.
Вводное занятие – 3 ч.
Теория: Знакомство с детьми. Правила поведения в творческом объединении. Режим
работы. Основные темы 1-го года обучения. Техника безопасности. Инструменты и
приспособления, рабочее место. Запись данных об учащихся.
Практика: Практика. Изготовление глиняного теста.
I. Послушная глина – 30 ч.
Теория: Беседа «Что такое глина?». Рассматривание образцов и беседа о возможностях
глины.
Технология обработки и оформления изделий. Цветовые сочетания, основные цвета,
цветовой круг. Основные приемы работы с красками по глине. Виды кисточек. Средства
индивидуальной защиты (респиратор, перчатки). Правила техники безопасности при работе с
красками.
Практика: Переминание глины. Определение готовности для работы глиняного теста.
Освоение приемов лепки от руки простейших форм. Приемы работы с глиной. Особенности
работы с глиной, отличие от пластилина, приемы соединения деталей. Использование «клея для
глины» - шликера, жидкого глиняного теста, разведенного водой. Показ техники нанесения
графики на глиняные формы. Сила давления на глину посредством стеков. Изготовление
изделий и декорирование их стеками и в технике отпечатывания рисунка. Техника соблюдения
безопасности

при

работе

с

электрическими

печами,

температурный

режим,

меры

предосторожности.
II. Мир природы – 12 час.
Теория: Беседы о животных, их отличительные признаки, сходство. Техника изготовления
животных из глины.
Практика: Лепка животных из глины по предлагаемому образцу.
Итоговое занятие: Тест №1. Выполнение работы по технологической карте. Защита
сувенирной продукции.
III. Глиняная игрушка – 33 час.
Теория: Знакомство с глиняными игрушками России. Характерные признаки и
особенности дымковских, филимоновских и др. игрушек. Особенности декора.

Практика: Изготовление из глины простых форм игрушек, декорирование красками
(собачка, лошадка, петушок).
IV. Волшебный кувшин – 30 час.
Теория: История глиняной посуды. Лепка сосудов ручным способом. Способы
изготовления глиняных изделий. Теория. Инструменты и приспособления. Формовка на
болванках. Лепка из целого куска глины, спиральная лепка из жгутов, лепка сосудов из
пластин.
Практика: Практическая работа по изготовлению глиняных изделий изученными
способами. Создание собственных эскизов и изготовление изделий по теме: «Глиняные
сосуды».
Итоговое занятие: Тест №2. Организация выставки.
Содержание учебного плана
II год обучения – 216 ч.
Вводное занятие – 3 час.
Теория: Введение в дисциплину. Ознакомление с программным содержанием, ее целями,
задачами. Инструктаж по технике безопасности. Инструменты и приспособления.
Практика: Освоение приёмов лепки «от руки» изделий декоративно-прикладного
назначения.
I. Подготовительный – 33 час.
Теория: Основы материаловедения по керамике. Виды и способы изготовления изделий.
История народного промысла по лепке из глины. Предметная лепка.
Практика: Обобщение ранее изученных приемов и техники обработки глины.
Объяснение принципов лепки из глины. Технология сушки, окрашивания, лакировки и
оформления изделия.
II. Мир природы – 60 час.
Теория: Разнообразие видов животных. Повадки, форма, отличительные черты и
соотношение частей животного. Отношение к братьям меньшим. Роль растений и деревьев в
природе, их многообразие в нашей стране.
Практика: Выразительность игрушки, сборка деталей животного, замазка, роспись
красками, работа по эскизу, образцу. Создание эскизов и выполнение их в глине с последующей
сушкой и обжигом в печи и декорированием по теме «Мир природы».
Итоговое занятие: Тест №1. Выставка работ.
III. Глиняная игрушка – 63 час.

Теория: История развития глиняной игрушки в России. Характерные признаки и
особенности дымковских, филимоновских и др. игрушек. Особенности декора. Куклы обереги у
народов России. История развития бурятской и эвенкийской куклы. Костюм, элементы в
одежде, значение орнамента, этапы росписи игрушек из глины. Сушка, обжиг.
Практика: Изготовление из глины простых форм игрушек, декорирование красками
(лошадка, петушок, кошка и др). Этапы изготовления поделки, роспись и обжиг в печи с
соблюдением техники безопасности.
IV. Фантазия – 57 час.
Теория: Понятие декор в ДПИ. Создание собственных эскизов и способы декоративной
отделки керамики до первого обжига: лощение, роспись ангобами.
Практика: Работа по изготовлению глиняных изделий с последующим декорированием
изученным способом.
Итоговое занятие: Тест №2. Организация выставки работ. Защита работ.
Содержание учебного плана
III год обучения – 216 ч.
Вводное занятие – 3 час.
Теория: Введение в дисциплину. Ознакомление с программным содержанием, ее целями,
задачами. Инструктаж по технике безопасности. Инструменты и приспособления.
Практика: Практика. Приготовление глиняного теста изученным способом.
I. Подготовительный – 36 час.
Теория: Основы материаловедения по керамике. Виды и способы изготовления изделий.
История народного промысла по лепке из глины. Предметная лепка, от простого к сложному.
Практика: Обобщение ранее изученных приемов и техники обработки глины.
Объяснение принципов лепки из глины. Технология сушки, окрашивания, лакировки и
оформления изделия.
II. Стилизация – 30 час.
Теория: Объяснение понятия «Стилизация». Знакомство со стилизацией. Знакомство с
возможностями декорирования. Выделение главного и типичного, творческое переосмысление
натуры. Основы стилизации. Навыки составления эскиза и выполнения работ по методу
проекта.
Практика: Отработка основных приемов и способов лепки и основных приемов техники
лепки и стилизация поделки.
III. Композиция – 69 час.

Теория: Основы композиции, ее виды (симметричная, асимметричная композиции,
однофигурные и многофигурные композиции). Обучение составлению композиций. Обобщение
ранее изученных правил и приёмов обработки глины, приёмы стилизации в лепке.
Декоративная композиция. Композиция сюжета. Расширенное изучение цветоведения. Колорит
игрушки, цветовое решение. Виды орнаментов. Геометрический орнамент. Орнамент
каргопольской, филимоновской и дымковской игрушки.
Практика: Разработка эскиза на заданный сюжет с учетом основ композиции. Первичный
набросок, обобщение ранее изученных приемов и техники составления композиции.
1. Лепка сказочных персонажей
2. Лепка на свободную тему
3. Лепка сувенира
IV. Архитектурная лепка – 30 час.
Теория: Изучение термина – архитектура. История традиционного жилища кочевого
народа – юрта. Архитектурные формы, работа над объемным образом
Практика: Лепка с натуры по образам архитектурных сооружений с внесением
изменений:
- лепка с сохранением стиля;
- создание малых и больших композиций;
- лепка архитектурных изделий с учетом национального колорита.
V. Декоративная лепка – 30 час.
Теория: Понятие декоративная лепка в ДПИ. Формировать умения передавать
выразительные особенности декоративных изделий. Просмотр (узоров, формы). Показ с
объяснением лепки.
Практика: Выполнение творческой работы по технологическим картам и раздаточным
материалам, проявляя свою фантазию и основываясь на ранее изученных способах лепки.
Консультирование во время работы. Лепка крупных деталей и простых элементов и
скрепление деталей между собой. Способы сушки.
VI. Фантазия – 18 час.
Теория: Лепка глиняных игрушек и поделок по заданной теме. Работы на тематику
праздников, подарков. Лепка глиняных игрушек по заданной теме.
Практика: Лепка простых и сложных работ. Сушка, обжиг и роспись изделий.
Коллективные работы.
Итоговое занятие: Тест № 2. Выставка работ.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Календарно-учебный график (см приложение №2)
Количество учебных недель

36
1 год обучения – 162
Количество учебных дней
2 год обучения -170
3 год обучения - 170
Продолжительность каникул
с 01.06.2021 г. по 31.08.2021 г.
Для 1 года обучения с 14 сентября по 31 мая
Даты начала и окончания учебного года
Для 2 и 3 года обучения с 1 сентября по 31 мая
входная – октябрь
Сроки промежуточной аттестации
промежуточная с 20.12.2021 по 24.12.2022 г
Сроки итоговой аттестации (при наличии) С 25 мая по 30 мая

2.2 Условия реализации программы
Аспекты

Материально-техническое
обеспечение

Характеристика
Имеется
Необходимо
1.Кабинет для занятий,
Оборудования:
оборудованный в
- Ноутбук 2 шт.
соответствии с санитарно- - Муфельная печь.
гигиеническими нормами: - Глина.
Стол ученический – 6 шт. - Полимерная глина.
Стулья ученические – 12
- Наборы для гончара.
шт.
- Набор инструментов для
Стол учительский + стул – гончара.
2 шт.
- Электромешалка.
Шкафы для хранения – 2
- Турнетка.
шт.
- Глазурь.
Меловая доска – 1 шт.
- Фартуки и нарукавники по
2.Оборудования:
15 шт.
Ноутбук – 1 шт.
- Сканер.
- Принтер – 1 шт.
- Цветной принтер
- Бумага цветная, картон
- Проектор
(на каждого воспитанника) - Инструкции по ТБ
- Пластилин (на каждого
- Фотоаппарат
воспитанника)
- Технологические карты
- Соленое тесто (на каждого
воспитанника)
- Ножницы (на каждого
воспитанника)
- Стеки (на каждого
воспитанника)
- Доски для лепки (на
каждого воспитанника)
- Клей (на каждого
воспитанника)
дидактический материал:
Сборник учебно-методических материалов по лепке из
глины и пластилина https://infourok.ru/sbornikuchebnometodicheskih-materialov-po-lepke-iz-glini-iplastilina-1774704.html

Информационное обеспечение
электронные образовательные ресурсы:
- Pedsovet.su: Сообщество взаимопомощи учителей
(http://pedsovet.su )
- Лепка из глины (http://www.babyroomblog.ru/wp/lepkaiz-glini-dly-nachinauchix.html)

Характеристика
Имеется
Необходимо
- Методический портал учителя (http://metodsovet.su)
- Страна Мастеров: Творчество для детей и взрослых
(http://stranamasterov.ru)
Реализация программы осуществляется педагогом
дополнительного образования первой и высшей
квалификационной категории.

Аспекты

Кадровое обеспечение

2.3. Формами аттестации являются:
Диагностика уровня подготовки проводится в различных формах (тестирование,
творческая работа, викторина, конкурсы, выставка, ярмарка творческих работ) педагогом,
ведущим занятия в кружковом объединении. Для определения успешности освоения
материала и качества учебного процесса программой предусмотрен регулярный контроль
знаний,

умений

и

навыков

обучающихся.

Предполагаются

следующие

виды

диагностических исследований: входящая, текущая и итоговая диагностика.
1. Входящая диагностика осуществляется при наборе группы в виде тестовых
заданий, анкетирования или беседы, где определяется глубина знаний обучающихся по
естественнонаучным дисциплинам.
2. Текущая диагностика осуществляется как при помощи контроля на каждом
занятии, так и после каждой темы программы.
3. Итоговая диагностика проводится в конце каждого года на заключительном
занятии, где обучающиеся демонстрируют свои умения и навыки в форме защиты проекта,
сообщают о результатах участия в творческих конкурсах.
Результаты работы обучающихся будет отражать рейтинговая система результатов
(количественных и качественных) участия в викторинах, конкурсах, играх, акциях и т.д.
Педагог ведёт учёт всех достижений обучающихся, фиксирует их в своём журнале. В
качестве поощрения дети получат сертификаты и грамоты.

2.4. Оценочные материалы

Таблица 2.4.1.
Показатели качества
реализации ДООП
Уровень теоретической
подготовки
воспитанников

Методики

Мониторинг результатов обучения воспитанников по
дополнительной образовательной программе «Чудесная глина».
https://cloud.mail.ru/public/WnaY/i3cEMro6w
Мониторинг развития качеств личности воспитанников ( по
Уровень развития качеств
методике М.И. Шиловой)
личности воспитанников
https://cloud.mail.ru/public/mUx5/jBu3qLo2d
Мониторинг личностных достижений воспитанников по
Личностные достижения
дополнительной образовательной программе «Чудесная глина».
воспитанников
https://cloud.mail.ru/public/cPv8/PE74oucNQ
Уровень
Изучение удовлетворенности родителей работой
удовлетворенности
образовательного учреждения (методика Е.Н. Степановой)
родителей
https://cloud.mail.ru/public/D412/FREojG45W
предоставляемыми
образовательными
услугами
Отслеживание результативности обучения данной программы
Оценочные материалы
осуществляется поэтапно в течение всего учебного года,
(указать конкретно по
формами которого являются тестирование, контрольные
предметам в
соответствии с формами вопросы, наблюдение, оценка практических работ на конкурсах
разного уровня, защита творческой работы и выставки. После
аттестации)
изучения тем определяется уровень овладения знаниями,
умениями и навыками, предполагаемые программой. Выявление
уровней подготовленности детей к освоению знаний разработана
система оценивания достижений воспитанников по курсу.

2.5. Методические материалы
Методы обучения (по способу подачи материала), в основе которых лежит способ
организации занятий:
Словесные (устное изложение материала, проблемное изложение материала, рассказ,
беседа, объяснение, анализ и т.д.).
Наглядные (показ видео- и аудиоматериалов, иллюстраций, демонстрация плакатов,
фотографий, показ материалов и инструментов для лепки, образцов выполненных работ,
шаблонов, эскизов и т.д.).
Практические (работа по технологическим картам, разработка эскизов, первичная
лепка с дальнейшей корректировкой, создание набросков и т.д).

На занятиях создается ситуация успеха для каждого ребенка, используется личностноориентированная модель общения, учитывается индивидуальные возрастные особенности
детей. Чтобы создать мотив для продуктивной деятельности детей используются факторы,
вызывающие положительные эмоции, желание ребенка посещать занятия и творить:
- Игровые ситуации;
- Поощрения в разных видах;
- Элементы соревнования;
- Познавательный интерес, любопытство;
- Эффекты неожиданностей;
Форма организации образовательного процесса


индивидуальная;/групповая



парная;



групповая;



Занятия в объединении проводятся в форме:



Беседы: обсуждение темы, той или иной проблемы



Мастер-класса между воспитанниками внутри Центра и другими образовательными

учреждениями.


Экскурсии



Встреча с интересными людьми



Выставки



Галереи



Защита проекта



Игры



Концерт в конце первого полугодия в преддверии встречи Нового года, Сагаалган,

выпускной бал в конце второго полугодия.


Турнир по играм в «Шагай наадан»



Ярмарка выездная, ярмарка внутри Центра.

Педагогические технологии:


Технология группового обучения



Технология коллективного взаимодействия



Технология модульного обучения



Технология дифференцированного обучения



Технология проблемного обучения



Технология дистанционного обучения



Технология исследовательской деятельности



Проектная технология



Здоровьесберегающая технология

Дидактические материалы:
https://cloud.mail.ru/public/KroF/Uum8LReLU
- Презентация по лепке из полимерной глины.
- Мастер – классы.
- Теоретические данные занятий к разделу глиняные игрушки, кукла папье – маше.
- Контрольные вопросы и тесты.

2.6.

Список литературы:

Список литературы для обучающихся:
1.

Горичева В.С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 2009г.

2.

Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 2011г.

3.

Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 2008г.

4.

Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2009г.

5.

Федотов Г. Я. Послушная глина. Москва. АСТ - Пресс, 2010.

Список используемой литературы педагога:
1.

Методический сборник для руководителей и педагогов субъектов РФ в целях

реализации и продвижения мероприятия федерального проекта «Успех каждого ребенка»
национального проекта «Образование» - Создание новых мест дополнительного
образования детей, Санкт – Петербург, 2021 г.
2.

Захаров А. И. Основы технологии керамики. – М.; РХТУ, 2005.

3.

Конышева Н. М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы

дизайнообразования. – М, 1999.
4.

Поверин А. Гончарное дело.-М.; Культура и традиции, 2002.

5.

Давыдова Г.Н. Пластилинография. – Москва, 2010.

6.

Федотов Г. Глина и керамика. – М.: ЭКСМО, 2004.

7.

Хананова И. Соленое тесто. – М.: АСТ-пресс книга, 2006.

8.

Холезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – М.:

Просвещение, 1984.
9.

М.А.Изотова. «Гончарные работы для дома и заработка». 2010 г.

10. Александр Поверин. Гончарное дело. Техника, приемы, изделия; Москва. АСТ –
Пресс 2007г.

Приложение №1
Ожидаемые результаты
I год обучения
дифференциация по уровневому контролю теории и практики для 1 года обучения

уровень ЗУН

Стартовый уровень

Базовый уровень

знание (факты,

понимание

применение

определение,

(перевод с одного

(использование в

терминология)

языка на другой)

практике)

Разделы, темы
Вводное занятие.
Основы техники
безопасности.

Узнать основы

Понимать основы Владеть

техники

техники

основными

безопасности

безопасности

правилами

анализ (разделение
на части для
видения структуры
объекта)
Знать культурное
поведение в
общественных
местах

Раздел I.

синтез
(комбинирование,

оценка

получение целого,

(оценивание

обладающего

значения)

новизной)
Быть
коммуникабельным Самооценка
и уметь общаться
Свободное

Послушная
глина

Продвинутый уровень

Узнать историю
гончарного
ремесла.

Понимание

Владеть

значимости

основными

гончарного

навыками

ремесла.

гончарного дела

«взгляд со
стороны», увидеть
свои слабые и
сильные стороны в
работе;

владение
фактическим
материалом,

Оценка своей

приемами учебной

работы

работы и
умственных
действий.

Раздел II. Мир

Воспитание в

Понимать

Применять навыки Знать о ценностном

Уметь связывать

Самооценка

природы

личности чувства

значение

ответственного

созидательного

природе, как к

отношения к

отношения к

культурному

окружающей

окружающему

наследию народа;

среде.

миру.

Раздел III.

Знать о

Глиняная

ценностном

игрушка

отношении к

Понимать

ДПИ, как к

значимость

на практике

отношении к

появления

Приводить
примеры о
глиняной
Применять навыки игрушках,
игрушки в ДПИ и
сравнивать разные
на практике
техники
проявлять интерес
исполнения.
в изготовлении

глиняной

сувенира.

культурному
наследию народа
и знать историю

духовный мир
человека с миром
природы

Уметь связывать
духовный мир
человека с
художественным
образом куклы или
игрушки.
Самооценка

игрушки у
народов России.
Раздел IV.

Знать историю

Понимать о

Применять навыки Совокупность

Свободное

Воспитанник

Волшебный

появления

значимости и

на практике

планируемых

владение

испытывает

кувшин

глиняной посуды.

экологической

обязательных

фактическим

успех.

потребности

результатов должна

материалом,

использования

быть реально

приемами учебной

глиняной посуды

выполнима,

работы и

в быту человека.

посильна и

умственных

доступна каждому

действий.

Итоговое

Владение

Передача

«взгляд со

занятие

стартовым

характера и

Применять навыки стороны», увидеть

Проявление своей

багажом знаний

настроения

и знания на

свои слабые и

индивидуальности,

образа, единство

практике

сильные стороны в

техничности.

коллектива.
ФОРМА

ТЕСТ

ОПРОС

работе
КОНТР. ПОКАЗ

ОПРОС

Дать оценку
своей
результативности
и достижениям

ДИАГНОСТИКА

КОНТРОЛЯ

уровень ЗУН

II год обучения
дифференциация по уровневому контролю теории и практики для 2 года обучения
Стартовый уровень
знание (факты,
определение,
терминология)

Разделы, темы
Вводное занятие.
Основы техники
безопасности.
Раздел I.

понимание
(перевод с
одного языка на
другой)

Базовый уровень

Продвинутый уровень

анализ

синтез

применение

(разделение на

(комбинирование,

оценка

(использование в

части для видения

получение целого,

(оценивание

практике)

структуры

обладающего

значения)

объекта)

новизной)

Знать культурное

Узнать основы

Понимать

техники

основы техники

безопасности

безопасности

Работа над

Уметь

Применение

Уметь видеть

Развивать

развитием

определять идею

полученных знаний

свои ошибки,

творческую

Владеть основными

поведение в

правилами

общественных
местах

Быть
коммуникабельны

Самооценка

м и уметь общаться
Оценка своей

Подготовительный

и навыков в
мелкой моторики
рук

произведения

изготовлении
простейших
изделий из глины

Раздел II. Мир

Воспитание в

природы

Понимать

анализировать
свои действия и
исправлять
недостатки в
работе

Применение

Знать о

личности чувства значение

полученных

ценностном

ответственного

созидательного

навыков и

отношении к

отношения к

отношения к

усовершенствование природе, как к

окружающей

окружающему

техники лепки.

среде.

миру.

Раздел III.

Узнать историю
глиняной
игрушки.

Оживление
неживой
материи есть
особое творение.
Переносить
образ с эскиза на
игрушку.

в создании
художественного

работы

образа
Уметь связывать
духовный мир
человека с миром
природы

Оценка своей
работы

культурному
наследию народа;

Применение

Глиняная игрушка

самостоятельность

полученных знаний
и
совершенствование
техники лепки в
изготовлении
игрушек из глины.

Свободное

Уметь видеть свои

владение

ошибки,

фактическим

анализировать свои

материалом,

действия и

приемами

исправлять

учебной работы и

недостатки в

умственных

работе

Самооценка

действий.

Раздел IV.

Умение

Переносить

Применение

Свободное

. Уметь видеть свои Самооценка.

Фантазия

объяснять

образ с эскиза на

предыдущих знаний

владение

ошибки,

Воспитанник

значение и смысл материал

и использование

фактическим

анализировать свои

испытывает

выполненных

(пластилин,

полученных

материалом,

действия и

успех.

работ на основе

глина и т.д),

навыков в

приемами

исправлять

научных знаний

изготовлении
изделий по
мысленному
владеть

представлению с

техникой лепки.

использованием
подручных

учебной работы и
умственных
действий

недостатки в
работе

материалов и
инструментов.
Итоговое занятие

Владение

Передача

стартовым

характера и

багажом знаний

настроения
образа, единство

Владеть основными

Анализ работы по

знаниями

лепке из глины

Проявление своей
индивидуальности,
техничности.

коллектива.
ФОРМА

ТЕСТ

ОПРОС

КОНТР. ПОКАЗ

ОПРОС

Дать оценку
своей
результативности
и достижениям

ДИАГНОСТИКА

КОНТРОЛЯ
III год обучения
уровень ЗУН
Разделы, темы

дифференциация по уровневому контролю теории и практики для 1 года обучения
Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

знание (факты,

понимание

применение

анализ (разделение на

синтез

оценка

определение,

(перевод с

(использование

части для видения

(комбинирование,

(оценивание

терминология)

одного языка на

в практике)

структуры объекта)

получение целого,

значения)

другой)

обладающего

новизной)
Вводное занятие.

Узнать основы

Понимать

Основы техники

техники

безопасности.

безопасности

Раздел I.

Развитие мелкой

Подготовительны

моторики,

Овладение

й

разработка рук и

техникой лепки

работа над

из глины

Знать культурное

Быть

основы техники основными

поведение в

коммуникабельны

безопасности

правилами

общественных местах

м и уметь общаться

Обобщить

Видеть ошибки,
исправление недоделанно
й работы, композиции.

техникой лепки.
Раздел II.

Что такое

Знать стилевое

Стилизация

стилизация в

решение

лепке?

миниатюры и
объемной лепки
из глины

Владеть

полученные
знания и
технику лепки
Обобщить
полученные
знания и
технику лепки

Раздел III.

Уметь видеть

Композиция

свои ошибки,
Знать что такое
композиция и
композиционное
решение.

Свободное владение
фактическим материалом,
приемами учебной работы
и умственных действий.
Владеть элементами
пластики рук

Самооценка

Использование

Оценка

возможности

своей

глины

работы

Уметь видеть свои
ошибки,
анализировать свои
действия и
исправлять
недостатки в
работе
Обобщать основы
композиции, ее

Овладение

анализировать

виды

техникой

свои действия

(симметричная,

композиционной и исправлять

асимметричная

расстановки

недостатки в

композиции,

экспозиции

работе

однофигурные и
многофигурные

Самооценка

Делать
выводы по
составлени
ю
композиции
и декору

композиции).
Раздел IV.

Узнать основы и

Уметь работать

Передать

Видеть ошибки,

Обобщить

Оценивать

Архитектурная

историю

характер и

лепка

архитектурной

настроение

лепки

над

задуманной

художественны

идее и

м замыслом

разработка

полученные знания
исправление

по архитектурной
леке

результат
работы

авторской
задумки
Раздел V.

Узнать основы

Уметь видеть

Проявление своей

Декоративная

декоративной

свои ошибки,

индивидуальности,

лепка

лепки. Что такое

анализировать

техничности в

свои действия

изготовлении

и исправлять

изделий из глины,

Оценивать

а также

результат

использование

работы

декор?

Уметь работать
над
художественны
м замыслом

недостатки в

Грамотно исполнять

работе

национального
колорита в
декоративной
лепке.

Раздел VI.

Развивать

Переносить

Фантазия

творческую

Применение

Уметь видеть свои

Проявление своей

Оценивать

образ с эскиза на предыдущих

ошибки, анализировать

индивидуальности

результат

самостоятельност

материал

знаний и

свои действия и

и техничности в

работы

ь в создании

(пластилин,

использование

исправлять недостатки в

изготовлении

художественного

глина и т.д),

полученных

работе

изделий из глины

образа

владеть

навыков в

по мысленному

изготовлении
изделий по
мысленному

представлению с

представлению
техникой лепки.

передачей

с

настроения или

использование

характера.

м подручных
материалов и
инструментов.
Итоговое занятие

Владение

Передача

стартовым

характера и

Применять

багажом знаний

настроения

навыки на

образа, единство

практике

Анализ работы по лепке

Обобщить
полученные знания

Самооценка

коллектива.
ФОРМА
КОНТРОЛЯ

ТЕСТ

ОПРОС

КОНТР.
ПОКАЗ

ОПРОС

ДИАГНОСТИКА

Приложение №2
Календарно-учебный график
I год обучения
№
занятия
1-3

№
п/п

Название темы, раздела
Вводное занятие

Всего
часов
3

В том числе
Теория
1

Практика
2

Форма
Контроля

Дата
план.

факт.

Примечан
ие

4- 6

1

7-9

2

10-12

3

13-15

4

16-18

5

Раздел I. Послушная глина

30

5

25

Первичное знакомство с глиной

9

1

8

9

1

8

3

1

2

6

1

5

3

1

2

Освоение приемов лепки от руки простейших
форм
Налепные детали. Использование шликера.
Работа со стеками
Работа с красками
Технология сушки

Раздел II. Мир природы

19- 21

22-24

1

Лепка животных
Итоговое занятие

2

25-27

1

28-30
31-33
34-36
37-39

2
3
4
5

Раздел III. Глиняная игрушка
Знакомство с народной глиняной игрушкой.
Сказка глиняной игрушки
Дымковская игрушка
Гжельская игрушка
Филимоновская игрушка
Каргопольская игрушка

12

1

11

9

1

11

3

1

2

33

6

27

3

1

2

6
6
6
6

1
1
1
1

5
5
5
5

Защита
творческой
работы;
Тест № 1;

Защита
творческой
работы.
Тест № 1;

40-42

6

Бурятские куклы

Раздел IV. Волшебный кувшин

43-45

1

46-48
49-51
52-54
55-57
58-60

2
3
4
5

61-63

6

64-65

7

История глиняной посуды. Лепка сосудов
ручным способом
Пиалы с бурятским узором
Тарелка с элементами бурятского узора
Кружка
Современная керамика
Сувенирная продукция
Итоговое занятие.

Итого:

6

1

5

30

7

23

3

1

2

3
3
3
6
9

1
1
1
1
1

2
2
2
5
8

3

1

2

108 ч.

20 ч.

88 ч.

Контрольная
работа, тест №
2.
Защита
творческой
работы.

Контрольная
работа, тест № 2.
Защита
творческой
работы.

II год обучения
№
занятия

№
п/п

Название темы, раздела

Всего
часов

В том числе
Теория

Практика

Форма
Контроля

Дата
план.

факт.

Примечан
ие

1-3

4-6

1

7-9
10-12
13-15

2
3
4

16-18
19-21
22-24
25-27
28-30
31-33

1
2
3
4
5
6

Вводное занятие
Раздел I. Подготовительный
Основы художественной обработки глины.
Обобщение ранее изученных приемов и
техники обработки глины
Предметная лепка
Народные промыслы
Лепка по народным мотивам
Раздел II. Мир природы
Домашние животное
Лесные животные
Птицы
Панно «Дерево»
Панно «Фруктовое ассорти»
Итоговое занятие

3
33

1
4

2
29

9

1

8

9
6
9
60
15
15
15
6
6
3

1
1
1
5
1
1
1
1
1
-

8
5
8
55
14
14
14
5
5
3

63

7

56

Изучение народной глиняной игрушки.
Обобщение ранее изученного материала

3

1

2

Раздел III.
1

34-36
37-39

2

Игрушка - громотушка

9

1

8

40-42

3

Игрушка свистулька

9

1

8

43-45

4

Каргопольская игрушка

9

1

8

46-48

5

Дымковская игрушка

9

1

8

49-51

6

Бурятская кукла

12

1

11

52-54

7

Эвенкийская кукла

12

1

11

57

7

50

Раздел IV. Фантазия

Тест № 1.

Тест № 1.

Контрольная
работа - тест №

2.
Защита
творческой
работы.
55-57
58-60

1
2

Керамические бусы
Брошка с элементами бурятского узора

6
9

1
1

5
8

61-63

3

Украшение для волос «Цветы»

9

1

8

64-66
67-69
70-72
73-75

4
5
6
7

Браслет с элементами бурятского узора
Сувенир «Юрточка» для благовоний
Декоративная тарелка в национальном стиле
Настольный сувенир в национальном стиле

9
9
6
6

1
1
1
1

8
8
5
5

76-78

8

Итоговое занятие:

79-81

9

Итого:

3

-

3

216 ч.

24 ч.

192 ч.

Контрольная
работа № 2.
Защита
творческой
работы.

III год обучения
№
занятия

№
п/п

1-3
4-6

1

Название темы, раздела
Вводное занятие
Раздел І. Подготовительный
Обобщение ранее изученных приемов и

Всего
часов
3
36
6

В том числе
Теория
1
7
1

Практика
2
29
2

Форма
Контроля

Дата
план.

факт.

Примечан
ие

техники обработки глины. Основы
материаловедения по керамике.
7-9

2

От простого к сложному

6

1

2

10-12

3

Эскиз

6

1

2

13-15

4

Работа над эскизами будущей поделки

6

1

5

16-18

5

Основные узоры и бурятские орнаменты

6

1

5

19-21

6

Цвет. Основные понятия. Работа с красками

3

1

2

22-24

7

Технология сушки и обжига глины

3

1

2

Раздел ІI. Стилизация
25-27

1

28-30

2

31-33

3

34-36

4

37-39

5

40-42

1

43-45

2

Что такое стилизация? Основы стилизации.
Навыки составления эскиза и выполнения работ
по методу проекта
Творческая стилизация
Стилизация буквы алфавита в ИЗО. Лепка
именной таблички
Итоговое занятие:
Раздел IІI. Сюжет. Композиция.
Сюжет. Разъяснение понятия «Сюжетная
лепка»
Лепка сказочных персонажей и составление
композиции.

30

4

26

6

1

5

6

1

5

6

1

2

9

1

8

3

-

3

69

6

63

6

1

5

12

1

5

Тест №1,
защита
творческой
работы.

Тест №1, защита
творческой
работы.

46-48

3

49-51

4

52-54

5

55-57

6

58-60

1

61-63

2

64-66

3

67-69

1

70-72

2

73-75

3

Что такое композиция? Работа над
составлением композиции
Композиция в пластике. Лепка животных и
составление композиции
Лепка персонажей в национальном стиле по
мотивам сказки и составление композиции
Лепка птиц и составление композиции
Раздел IV. Архитектурная лепка
Архитектурные формы. Изучение домов у
народов мира. Лепка домика на свою фантазию
с использованием природных материалов
«Домик гномика». Лепка по мысленному
представлению
Сувенирная продукция «Юрточка»
Раздел V. Декоративная лепка
Изготовление керамической брошки в
национальном стиле.
Изготовление кулона на кожаном ремешке в
национальном стиле
Современная керамика в национальном стиле с
применением бурятских орнаментов
Раздел VI. Фантазия

12

1

5

12

1

11

15

1

14

12
30

1
3

11
27

9

1

8

12

1

11

9
30

1
3

8
27

9

1

8

9

1

8

12

1

11

18

2

16

76-78
79-81

1
2

Бурятская кукла
Эвенкийские миниатюры

9
6

1
1

8
5

82-84

3

Итоговое занятие:

3

-

3

Тест № 2,
выставка.

Тест № 2,
выставка.

85-87

4

Итого:

216 ч.

26 ч.

190 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».