Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6 Список литературы 3 общеразвивающей І. Комплекс основных характеристик программы: 1.1. Пояснительная записка Основные характеристики программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» реализутся в соответствии нормативно-правовыми документами: – Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; – Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р). – Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». – Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» – Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». – Уставом МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования»; – Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, утвержденный приказом №7 от 20.01.2021г. МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования». – Положением о дистанционном обучении в МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования» МО «Курумканский район», утвержденный приказом №62 от 31 августа 2020 г. Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью, что обучение декоративно-прикладному искусству лежат в русле современных тенденций, возрождения национальных ремесел, привития знаний и умений применяемых в процессе освоения технологий изготовления сувенирных изделий. Воспитанники могут применять полученные знания и практический опыт при подготовке к самостоятельной жизни в современном социуме, профессиональному самоопределению. В настоящее время наблюдается возрождение национальных культур, искусства, растет интерес нынешнего поколения к своему прошлому наследию предков, поэтому возрождение и сохранение этнокультурных традиций невозможно без опоры на декоративно – прикладное творчество. 4 Содержание программы нацеливает ученика на развитие художественно творческих способностей путем целенаправленного и организованного обучения в процессе изготовления художественных изделий из бересты, бумаги, кожи, меха и декоративных сувениров. Изучение истории народных ремесел, работ местных мастеров-умельцев направлено на формирование интереса и любви к своему родному краю, добросовестного отношения к труду, экономии и бережливости. Объектами работы объединения являются изготовление сувенирных изделий являющимися не сложными по технике изготовления доступными по материалу. В общеразвивающую программу добавлены несколько направлений декоративно-прикладного искусства с применением и использованием местного колорита и национальных мотивов (работа с бумагой и картоном, техника канзаши, золотой завиток бересты, песочная мозаика, кожа в умелых руках), что предоставляет больше возвожностей для творческой самореализации обучающихся. Обучение включает в себя следующие основные предметы: технологию и ДПИ. Вид программы: Настоящая программа имеет художественно-эстетическую направленность, модифицирована на основе методической рекомендации Эрдыниевой О.Б. (Миронова Е. Д. «Программы Багдаринского центра эвенкийской культуры» - Улан-Удэ: Бэлиг, 2008г.) и предназначена для получения дополнительного образования в области народного и декоративно – прикладного искусства. Направленность программы: художественная. Адресат программы: Адресатом программы «Рукодельница» являются воспитанники в возрасте от 6 до 13 лет. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Набор воспитанников осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений и навыков. Группы формируются по возрастному признаку. В возрасте 6 лет способность учиться приобретает более осознанный характер. Дети не только охотно выполняют указания педагога, но и сами находят возможность упражняться в том, что им не сразу дается, просят повторно объяснить, показать, задают вопросы, чтобы выяснить, как следует действовать. Любознательность детей приобретает целенаправленный характер, возрастают познавательная активность, самоконтроль и самооценка. К 7-му году жизни начинается процесс окостенения кисти рук, окрепли мелкие и крупные мышцы рук, и, благодаря этому, появилась возможность для более 5 точных и сложных действий. Более устойчивым стало внимание, улучшилась память. У детей появляется умение сначала представить себе предмет, а потом изобразить его. У детей этого возраста под влиянием наблюдений, игр и сенсорного воспитания формируются знания и представления о форме, цвете, величине и др. качествах предмета. Все это позволяет определить более сложные задачи обучения. Распределение подачи учебного материала строится как по возрастному принципу, так и по степени сложности. При обучении с детьми используются такие виды работы: - работа над изображением и освоением различных техник. Принцип: от простого к сложному; - работа с предметами: описание, рассматривание, выделение частей, игры, сказки, мульфильмы; - работа с картиной, детализация, сравнение; - физкультминутки; - спокойные игры: загадки, лото, ребусы и т.д.; - творческие и сюжетно-дидактические игры; Учитывая такую особенность детей младшего школьного возраста, как неустойчивое внимание, занятия выстраиваются таким образом, чтобы имело место смена видов деятельности при необходимости. Это смена игр, приемов, просто перемещение по кабинету. Срок и объем освоения программы: Срок реализации программы – 3 года 6-8 лет – 108 часов. (6 лет:1 час = 40 мин., перерыв между занятиями 10 мин.) 9 – 10 лет – 144 - 216 час. 11 -13 лет – 216 час. педагогических часов, из них: 540 «Стартовый уровень» - 1 год обучения,108 педагогических часов; «Базовый уровень» - 2 год обучения, 216 педагогических часов; «Продвинутый уровень» - 3 год обучения, 216 педагогических часов; Общее количество часов за 3 года – 540 часов. Исходя из содержания программы «Рукодельница» предусмотрены следующие сроки освоения программы обучения: 3 года. Форма обучения: Очная (дистанционная на платформе ZOOM, Положение о дистанционном обучении в МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования» МО «Курумканский район» (утверждено приказом МБОУ ДО «Районный 6 центр дополнительного образования» МО «Курумканский район» № 62 от 31.09.2020 г.). Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные. Режим занятий: Занятия в неделю и их продолжительность по нагрузкам соответствует требования САНПИН. Год Продолжитель- обучения ность занятий Периодичность в неделю Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год 1 год 2 + 1час 2 раза 3ч. 108 ч 2 год 3+ 3час 2 раза 6 ч. 216 ч 3 год 3+3час 2 раза 6 ч. 216 ч 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: расширение знаний и приобретение практических навыков в области разных видов декоративно-прикладного творчества, развитие творческих способностей детей на основе освоения традиций и технологий изготовления сувениров и воспитание художественно-эстетического вкуса. Задачи обучения: Образовательные: Познакомить детей с историей развития и применения бересты, бумаги, кожи и меха в прикладном творчестве Научить детей владеть необходимыми инструментами, приспособлениями и вспомогательными материалами. Приобретение технических знаний, умений и навыков (заготовка и хранение материала, подготовка материала к работе, умение пользоваться инструментами и приспособлениями, способы наклеивания, тиснения и т.д.) Научить детей использовать схемы, чертежи, литературу при работе в данном виде творчества; Научить детей экономичному подходу к материалу, рациональному его использованию Формирование знаний и умений самостоятельно составлять эскиз, подбирать материал, изготавливать изделие, пользуясь схемами и техническими рисунками, придавать изделию законченный вид (оформление в рамку, декорирование деталями и т.д.). 7 Развивающие: Развивать индивидуальные творческие способности детей; Развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности; Развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях; Способствовать развитию мелкой моторики рук, образного и логического мышления, глазомера. Развивать творческие способности. Дать детям возможность проявить свое мастерство, фантазию и понимание прекрасного. Воспитательные: Содействовать выработке таких качеств как терпение, творчество, способность видеть и воспринимать прекрасное желание и умение вносить в быт. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца, ответственность. Воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе. Воспитывать стремление к качеству выполнения изделий. Ожидаемые результаты: Уровневая дифференциация (См. приложение №1) 1.3. Содержание программы 8 Учебный план I года обучения Количество часов Наименование разделов, тем № І ІІ ІІІ ІV V VІ Вводное занятие Работа с бумагой и картоном Техника канзаши Золотой завиток бересты Песочная мозаика Работа с пряжей Кожа в умелых руках Итого: № Наименование разделов II III Вводное занятие Работа с бумагой и картоном Техника канзаши Золотой завиток бересты ІV I V I II III IV V Практика 3 3 – 21 5 16 21 21 6 6 15 15 15 3 12 9 2 7 18 5 13 108 ч. 30 ч. 78 ч. 11 11 49 34 Песочная мозаика 21 6 15 Кожа в умелых руках 45 9 36 216 ч. 50 ч. 166 ч. Наименование разделов Вводное занятие Работа с бумагой и картоном Техника канзаши Золотой завиток бересты. Песочная мозаика Кожа в умелых руках Формы аттестации/контроля Беседа, тест №1 Контрольная работа №1 Тест №2 Тест №3 Контрольная работа №2 Защита творческой работы Тест №3, защита творческой работы Учебный план II года обучения Количество часов Всего часов Теория Практика 3 3 – Тест№1 Тест№2 10 32 42 60 45 Итого: № Всего часов Теория Тест№3, Тест№3, Тест№5 Контрольная работа №1 Тест№6, защита творческой работы Учебный план III года обучения Количество часов Всего часов Теория Практика 3 3 – Беседа,Тест№1 30 7 23 Тест№2 48 57 24 9 10 5 39 47 19 54 11 43 Итого: 216 45 171 Содержание программы I года обучения 9 Тест№3 Тест№4, Тест№5 Контрольная работа №1 Тест№6, защита творческой работы Вводное занятие (3 ч.) Теория. Знакомство с детьми. Правила поведения в творческом объединении. Режим работы. Основные темы 1-го года обучения. Техника безопасности. Инструменты и материалы. Запись данных об учащихся. Презентация объединения «Рукодельница». Раздел I. Работа с бумагой и картоном (21ч.) Тема 1. Свойства и виды бумаги и картона. Изготовление птички. Теория. Знакомство с данным видом искусства. Свойства и виды бумаги и картона. Просмотр работ в этой технике. Приёмы и техника работы. Практика. Материалы и инструменты: цветной картон, карандаш, шаблоны, клей, ножницы, кисточки. Последовательность изготовления птички. Тема 2. Фантиковая фантазия Теория. Знакомство с геометрическими фигурами (квадрат, круг, треугольник). Техника складывания гармошки. Практика. Изготовление панно «Бабочка». Материалы и инструменты: цветная бумага (обертки от шоколада, больших конфет), карандаш, ножницы, шаблон, ножницы, кисточки. Технология изготовления бабочки. Тема 3. Аппликация Теория. Понятие аппликации, композиции. Правила композиции: ритм, композиционный центр. Виды объёмно-плоскостных аппликаций. Практика. Изготовление панно «Цветочная композиция». Изготовление объёмной аппликации «Ромашки» (из полосок бумаги). Изготовление поделки «Букет» ко Дню Матери. Работа над эскизом, сборка деталей, наклеивание на основу. Оформление в рамку. Материалы и инструменты: цветная бумага, салфетки, карандаш, ножницы, шаблоны, фигурные ножницы, кисточки. Тема 4. Сувенирная продукция Теория. Из истории праздника. Поздравления в стихах. Практика. Изготовление сувенирных изделий. Топиарий из салфеток. Изготовление сувениров к новому году. Изготовление сувениров на тему «Белый месяц». Изготовление и оформление открытки к 8 Марта. Работа над эскизом, сборка деталей, наклеивание на основу. Материалы и инструменты: цветная бумага, салфетки, карандаш, ножницы, шаблоны, фигурные ножницы, кисточки. Тема 5. Итоговое мероприятие Теория. Тестовая работа. Практика. Организация и проведение выставки. Защита творческой работы. Раздел II. Техника канзаши (21 ч.) 10 Тема 1. История появления канзаши. Материалы и инструменты, техника безопасности. Теория. История возникновения канзаши. Основные правила техники безопасности при использовании колющих предметов, а также при работе с открытым огнем. Практика. Материалы и инструменты: простой карандаш, линейка, фломастеры, ножницы, кисточка, пистолет клеевой, свеча, зажигалка, щипцы, тесьма, атласные ленты разных цветов, кружева, бисер, стразы, заколки; ободки, невидимки, резинки для волос. Презентация «Техника канзаши». Ознакомление со способами обработки лент. Тема 2. Острый лепесток. Теория. Техника безопасности. Острый лепесток канзаши. Ознакомление со способами сборки соединения и крепления острых лепестков на заколки и другие аксессуары. Практика. Подборка цветов для наилучшего сочетания в изделии. Технологическая последовательность сборки острых лепестков. Материалы и инструменты: простой карандаш, линейка, ножницы, кисточка, пистолет клеевой, свеча, зажигалка, щипцы, атласные ленты разных цветов, резинки для волос. Тема 3. Двухцветный острый лепесток. Теория. Техника безопасности. Двухцветный острый лепесток. Способ сборки соединения и крепления двухцветных острых лепестков на заколки и другие аксессуары. Практика. Подборка цветов. Технологическая последовательность сборки острых двухцветных лепестков. Материалы и инструменты: простой карандаш, линейка, ножницы, кисточка, пистолет клеевой, свеча, зажигалка, щипцы, атласные ленты разных цветов, резинки для волос. Тема 4. Плоский круглый лепесток. Теория. Техника безопасности. Плоский круглый лепесток. Способ сборки соединения и крепления плоских круглых лепестков на заколки и другие аксессуары. Практика. Подборка цветов. Технологическая последовательность сборки плоских круглых лепестков. Материалы и инструменты: простой карандаш, линейка, ножницы, кисточка, пистолет клеевой, свеча, зажигалка, щипцы, атласные ленты разных цветов, резинки для волос. Тема 5. Сувенирная продукция Практика. Изготовление сувенирных изделий. Работа над эскизом. Технологическая последовательность сборки деталей, наклеивание на основу. 11 Материалы и инструменты: простой карандаш, линейка, ножницы, кисточка, пистолет клеевой, свеча, зажигалка, щипцы, атласные ленты разных цветов, кружева, бисер, стразы, заколки; ободки, невидимки, резинки для волос. Тема 6. Итоговое мероприятие Теория. Тестовая работа. Практика. Организация и проведение выставки. Защита творческой работы. Раздел IIІ. Золотой завиток бересты (21ч) Тема 1. Береста и его обработка Теория. Знакомство с берестой ее внешними и техническими качествами, способами. Заготовка бересты. Обработка и крашение бересты. Практика. Просмотр книг, фотоальбомов, образцов изделий. Заготовка бересты, хранение и обработка, инструменты и приспособления. Снятие бересты. Вываривание бересты. Тема 2. Оберег «Хозяин тайги» Теория. Понятие Оберега. Беседа. Материалы и приспособления: Береста, нож резак, ножницы, клеевой пистолет, дощечка для тиснения. Практика. Вырезание трафарета. Техника соединения (приклеивания) всех деталей. Техника нанесения рисунка. Тема 3. Декоративные украшения Теория. Цепочка для декоративных элементов, бусы. Материалы и приспособления: береста, ножницы, иголки, бисер, клеевой пистолет. Практика. Просмотр технологических карт, образцов изделий. Технологический процесс изготовления бус (закручивание заготовки). Тема 4. Аппликация из бересты Теория. Виды художественной обработки из бересты. Понятие аппликации. Материалы и приспособления. Виды аппликаций из бересты. Понятие композиции. Цветовое решение композиций. Практика. Просмотр технологических карт, образцов изделий. Порядок работы. Эскиз. Подбор и подготовка материала. Поэтапное изготовление аппликации «Ромашка». Декорирование и оформление. Тема 5. Сувенирная продукция Практика. Изготовление сувенирных изделий. Технология изготовления и последовательности плетения брелка. Изготовление панно. Разработка эскиза. Материалы и приспособления: береста, ножницы, пробойник, основа, клеевой пистолет. Тема 6. Итоговое мероприятие 12 Теория. Тестовая работа. Практика. Организация и проведение выставки. Защита творческой работы. Раздел IV. Песочная мозаика (15 ч.) Тема 1. Обработка и окрашивание песка Теория. Способы обработки и окрашивания песка. Материалы и инструменты: цветной картон, шаблоны, клей ПВА, кисточки, речной песок. Практика. Изготовление панно «Ромашка». Подготовка материала. Последовательность работы. Тема 2. Композиция Теория. Материалы и инструменты: цветной картон, шаблоны, клей ПВА, кисточки, речной песок. Практика. Изготовление композиции по сказочным сюжетам. Технологическая последовательность работы. Тема 3. Изготовление панно Теория. Материалы и инструменты: цветной картон, шаблоны, клей ПВА, кисточки, речной песок, бумага. Практика. Изготовление панно в смешанной технике ко Дню победы. Подготовка материала. Последовательность работы. Тема 4. Творческие работы Теория. Материалы и инструменты: цветной картон, шаблоны, клей ПВА, кисточки, речной песок. Практика. Изготовление панно по выбору. Технологическая последовательность работы. Тема 5. Итоговое мероприятие Теория. Тестовая работа. Практика. Организация и проведение выставки. Защита творческой работы. Раздел V. Работа с пряжей (9 ч.) Тема 1. Виды пряжи. Знакомство с техникой изготовления игрушек из помпонов. Теория. Материалы и инструменты: цветная пряжа, шаблоны, клей ПВА, кисточка. Практика. Изготовление игрушки «Цыплята». Изготовление игрушки «Кролик». Подготовка материала. Последовательность работы. Тема 2. Аппликация Теория. Материалы и инструменты: пряжа разных цветов, шаблоны, клей ПВА, кисточка, основа. 13 Практика. Просмотр технологических карт, образцов изделий. Порядок работы. Эскиз. Подбор и подготовка материала. Поэтапное изготовление аппликации. Декорирование и оформление. Тема 3. Итоговое мероприятие Теория. Тестовая работа. Практика. Организация и проведение выставки. Защита творческой работы. Раздел VI. Кожа в умелых руках (18 ч.) Тема 1. Технология обработки кожи Теория. Виды материалов, применяемые в ДПИ. Технология обработки кожи. Практика. Просмотр книг, фотоальбомов, образцов изделий. Обработка кожи. Технологический процесс изготовления брелка для ключей. Тема 2. Брошь - цветок Теория. Технологический процесс изготовления броши. Материалы и инструменты: кожа, шаблоны, клеевой пистолет, кисточка, свеча, булавка. Практика. Изготовление броши и оформление. Тема 3. Декоративные украшения Теория. Технологический процесс изготовления декоративных украшений. Практика. Изготовление декоративных украшений и оформление. Тема 4. Сувенирная продукция Практика. Изготовление сувенирных изделий. Технология изготовления и последовательности изготовления брелков, браслетов, подвесок. Изготовление панно. Разработка эскиза. Материалы и приспособления: кожа, мех, тесьма, ножницы, пробойник, основа, клеевой пистолет. Тема 5. Итоговое мероприятие Теория. Тестовая работа. Практика. Организация и проведение итоговой выставки. Защита творческой работы. Награждение лучших кружковцев. 14 Содержание программы II года обучения Вводное занятие (3ч) Введение в дисциплину. Ознакомление с программным содержанием, ее целями, задачами. Ознакомление с техникой безопасности труда. Раздел I. Работа с бумагой и картоном (42 ч.) Тема 1. Презентация «Мы знакомимся». История плетения Теория. Презентация «Мы знакомимся». История плетения Практика. Просмотр книг, фотоальбомов, образцов изделий. Тема 2. Вырезание полосок для скручивания трубочек. Основные правила работы Теория. Вырезание полосок для скручивания трубочек. Основные правила работы. Техника безопасности. Практика. Технологический процесс изготовления полосек. Материалы и инструменты: газета, линейка, канцелярский нож. Тема 3. Заготовка трубочек Теория. Вырезание полосок для скручивания трубочек. Основные правила работы. Практика. Технологический процесс изготовления трубочек. Материалы и инструменты: газета, спицы, линейка, канцелярский нож, клей ПВА, кисточка. Тема 4. Виды плетения из газет Теория. Виды плетения. Основные правила работы. Практика. Основные способы плетения. Материалы и инструменты: газета, спицы, линейка, канцелярский нож, клей ПВА, кисточка. Тема 5. Изготовление подставки под горячее Теория. Вырезание полосок для скручивания трубочек. Основные правила работы. Практика. Технологический процесс плетения подставки под горячее. Материалы и инструменты: газета, спицы, линейка, канцелярский нож, клей ПВА, кисточка. Тема 6. Карандашница Теория. Основные правила работы плетения. Практика. Технологический процесс изготовления карандашницы. Материалы и инструменты: газета, спицы, линейка, канцелярский нож, клей ПВА, кисточка. Тема 7. Панно из газетных трубочек Теория. Вырезание полосок для скручивания трубочек. Основные правила работы. Практика. Технологический процесс плетения панно. Материалы и инструменты: газета, спицы, линейка, канцелярский нож, клей ПВА, кисточка. Тема 8. Корзина из газетных трубочек Теория. Вырезание полосок для скручивания трубочек. Основные правила работы. Практика. Технологический процесс плетения корзины. Материалы и инструменты: газета, спицы, линейка, канцелярский нож, клей ПВА, кисточка. Тема 9. Плетение подарочных сувениров Практика. Изготовление подарочных сувениров. Технология последовательности изготовления подарочных сувениров. Изготовление панно. Материалы и инструменты: газета, спицы, линейка, канцелярский нож, клей ПВА, кисточка. Тема 10. Итоговое мероприятие Теория. Тестовая работа. Практика. Организация и проведение выставки. Защита творческой работы. Раздел IІ. Техника канзаши (60ч.) Тема 1. Знакомство с историей техникой «Канзаши». Материалы и инструменты. Разновидность форм лепестков. Теория. Повторение техники безопасности. Знакомство с разновидностями форм лепестков. Ознакомление со способами обработки лент. Практика. Способы сборки одинарных и двойных лепестков, их соединения. Прикрепление собранных цветков на изделие, а также способы украшения готового изделия. Материалы и инструменты: простой карандаш, линейка, ножницы, кисточка, пистолет клеевой, свеча, зажигалка, щипцы, атласные ленты разных цветов, резинки для волос. Тема 2. Разновидность форм листиков. Основные приемы выполнения. Теория. Способы сборки форм листиков из квадрата 5х5 и прямоугольника 4х8. Изготовление листиков. Техника безопасности. Практика. Способы склеивания листиков. Использование собранного цветка для украшения заколки или резинки. Материалы и инструменты: простой карандаш, линейка, ножницы, кисточка, пистолет клеевой, свеча, зажигалка, щипцы, атласные ленты разных цветов, резинки для волос. Тема 3. Способы комбинирования круглого и острого лепестка. Сборка цветка с листиками Теория. Техника безопасности. Способ сборки круглых и острых лепестков. Фурнитура и ее разнообразие. Практика. Резинка, заколка для волос и правила их изготовления. Знакомство с правилами экономного расходования ленты. Материалы и инструменты: простой карандаш, линейка, ножницы, кисточка, пистолет клеевой, свеча, зажигалка, щипцы, атласные ленты разных цветов, резинки для волос. Тема 4. Украшение для волос в технике канзаши 16 Теория. Приемы и способы работы с лентой. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея. Практика. Технологический процесс изготовления украшения для волос. Материалы и инструменты: лента, ткань, шнуровка, шаблон, деталь, фурнитура. Тема 5. Изготовление броши Теория. Способ сборки соединения и крепления лепестков на брошь. Практика. Подборка цветов. Технологическая последовательность сборки лепестков. Основные правила работы. Практика. Технологический процесс изготовления броши. Материалы и инструменты: простой карандаш, линейка, ножницы, кисточка, пистолет клеевой, свеча, зажигалка, щипцы, атласные ленты разных цветов, резинки для волос. Тема 6. Украшение ободка для волос Теория. Просмотр мастер-классов по изготовлению цветов из атласной и капроновой ленты. Практика. Последовательность изготовления украшения. Использование атласной ленты шириной 2,5 см. и 1см. для сборки различных цветов Тема 7. Изготовление панно «Цветы для мамы» Теория. Основные правила работы. Практика. Технологический процесс изготовления панно. Материалы и инструменты: простой карандаш, линейка, ножницы, кисточка, пистолет клеевой, свеча, зажигалка, щипцы, атласные лента. Тема 8. Изготовление георгиевской ленты Теория. Беседа о ВОВ. Значение георгиевской ленты. Способ сборки соединения и крепления лепестков на брошь. Основные правила работы. Практика. Материалы и инструменты: простой карандаш, линейка, ножницы, кисточка, пистолет клеевой, свеча, зажигалка, щипцы, атласные ленты разных цветов, булавка. Тема 9. Сувенирная продукция Практика. Изготовление сувенирных изделий. Технология изготовления и последовательности изготовления сувенирных изделий. Разработка эскиза. Материалы и инструменты: простой карандаш, линейка, ножницы, кисточка, пистолет клеевой, свеча, зажигалка, щипцы, атласные ленты разных цветов, резинки для волос. Тема 10. Итоговое мероприятие Теория. Тестовая работа. 17 Практика. Организация и проведение итоговой выставки. Защита творческой работы. Раздел IІІ. Золотой завиток бересты (45 ч.) Тема 1. Презентация «Художественная обработка бересты», отгадывание загадок Теория. Презентация «Художественная обработка бересты», отгадывание загадок. Практика. Просмотр книг, фотоальбомов, образцов изделий. Тема 2. Сырье и обработка Теория. Технология обработки их хранения бересты Практика. Сбор бересты с берез. Вываривание бересты. Тема 3. Оберег «Трезубец» Теория. Понятие оберега. Материалы и приспособления. Практика. Вырезание трафарета. Техника соединения деталей. Тема 4. Кулон «Дружба» Теория. Беседа о дружбе. Материалы и приспособления: береста, иголка, нож – резак, ножницы, клей. Практика. Разработка эскиза. Техника соединения деталей верхних, средних, нижних краев изделий. Техника приклеивания. Тема 5. Декоративные украшения Теория. Технология изготовления бус из плашек и рогаликов. Материалы и приспособления: береста, иголка, нож – резак, ножницы, клей, бисер. Практика. Закручивание заготовки, сворачивание плашек. Тема 6. Аппликация из бересты Теория. Понятие аппликации. Виды аппликации. Понятие композиции. Цветовое решение композиции. Практика. Просмотр технологической карты, образцов изделий. Изготовление аппликации «Родные просторы». Тема 7. Декоративное панно Теория. Разработка эскиза. Подготовка основы. Подбор материала по цветовой гамме. Практика. Изготовление работы по эскизу. Сборка по схеме на основу. Тема 8. Сувенирная продукция Теория. Вырезание полосок для скручивания трубочек. Основные правила работы. Практика. Просмотр книг, фотоальбомов, образцов изделий. Тема 9. Итоговое мероприятие Теория. Тестовая работа. 18 Практика. Организация и проведение итоговой выставки. Защита творческой работы. Раздел III. Песочная мозаика (21 ч.) Тема 1. Обработка и окрашивание песка Теория. Способы обработки и окрашивания песка. Практика. Обработка и окрашивание речного песка. Материалы и приспособления: речной песок, колер разных цветов, посуда для окрашивания, лопаточка. Сушка песка. Тема 2. Изготовление панно «Бабочка» Теория. Материалы и инструменты для работы: цветной картон, шаблоны, клей ПВА, кисточки, речной песок. Практика. Нарисовать рисунок. Технологическая последовательность нанесения клея и песка. Оформление работы в рамку. Тема 3. Изготовление панно «Природа родного края» Практика. Изготовление панно «Бабочка». Нарисовать рисунок. Технологическая последовательность нанесения клея и песка. Оформление работы в рамку. Тема 4. Изготовление композиции по сказочным сюжетам Теория. Материалы и инструменты для работы: цветной картон, шаблоны, клей ПВА, кисточки, речной песок. Практика. Подготовка материала. Нарисовать сказку. Последовательность выполнения работы. Оформление работы. Тема 5. Изготовление панно ко Дню победы Теория. Беседа о ВОВ. Технология изготовления панно. Практика. Последовательность выполнения работы. Оформление работы в рамку. Тема 6. Итоговое мероприятие Теория. Тестовая работа. Практика. Организация и проведение итоговой выставки. Защита творческой работы. Раздел V. Кожа в умелых руках (45 ч.) Тема 1. Технология обработки кожи. Виды кожи. Теория. Техника обработки кожи. Подбор и подготовки кожи. Практика. Подбор и подготовка кожи к работе. Тема 2. Брелки для ключей Теория. Технологический процесс изготовления брелков для ключей. Практика. Подбор кожи по цвету и способы нарезки кожи, изготовление брелка для ключей. 19 Тема 3. Брошь с розами Теория. Технологический процесс изготовления броши с розами. Практика. Выполнение рельефных деталей из кожи в технике нагрева (цветов, листьев). Изготовление изделия. Тема 4. Драпированный кулон с бусинками Теория. Технологический процесс изготовления кулона с бусинками. Практика. Выполнение рельефных деталей из кожи в технике нагрева (цветов, листьев). Изготовление изделия. Тема 5. Декоративный пояс Теория. Технологический процесс изготовления декоративного пояса. Практика. Индивидуальное занятие снятие мерок, изготовление эскиза изготовление пояса. Тема 6. Браслет Теория. Ознакомить с техникой изготовления браслета. Практика. Изготовление браслета. Тема 7. Сувенирная продукция Практика. Изготовление сувенирных изделий. Технология изготовления изделий на основе варьирования традиционных изделий, различных техник аппликации с учетом местного колорита. Разработка эскиза. Материалы и приспособления: кожа, ножницы, пробойник, основа, клеевой пистолет. Тема 8. Итоговое занятие Практика. Подготовка и организация выставки работ учащихся. Награждения лучших воспитанников. 20 Содержание программы III года обучения Вводное занятие (3 ч.) План работы на учебный год. Просмотр готовых работ в технике плетения из газетных трубочек. Краткие сведения об искусстве мастеров народного художественного промысла. Демонстрация изделий в материалах, репродукций, слайдов. Ознакомление с инструментами, требования безопасности труда, при работе с острыми инструментами. Программа и режим работы кружка. Раздел I. Работа с бумагой и картоном (33ч) Тема 1. Виды бумаги и ее свойства. Теория. Сведения о видах бумаги, ее свойствах. Основные и дополнительные инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Практика. Освоение работы с газетной бумагой. Тема 2. Заготовка трубочек. Теория. Размеры и параметры заготовки. Безопасность работы с колющими предметами, клеем ПВА. Практика. Заготовка трубочек из газеты Тема 3. Виды плетения Теория. Виды плетения. Знакомство с историческими сведениями о зарождении и развитии художественного плетения из лозы. Аналогия плетения из лозы с плетением из газетных трубочек. Простое плетение; веревочка в 2, 3 трубки; послойное плетение; спиральное плетение. Показ дидактического материала и образцов. Простое плетение одной трубкой по одинарным стоякам. Плетение одной трубкой по сдвоенным стойкам. Стыковка трубок при простом плетении по сдвоенным стоякам. Стыковка трубок при простом плетении. Веревочка в 2,3 трубки. Стыковка трубочек при простом плетении. Простейшие загибки. Практика. Отработка видов плетения. Простое плетение одной трубкой по одинарным стойкам. Плетение одной трубкой по сдвоенным стойкам. Стыковка трубок при простом плетении по сдвоенным стойкам. Тема 4. Способы оплетения изделия. Теория. Способы оплетения изделия. Способы закрепления, плетения. Наращивание. Практика. Плетение подставки под горячее. Тема 5. Разновидности корзин, кашпо и основные приемы плетения. Теория. Разновидности корзин. Корзины с круглым дном. Плетение круглых донышек, донышко-основа изделия. Способы закрепления, плетения дна. Наращивание дна. Корзины с овальным дном. Корзины - шкатулки. Декорирование корзин. 22 Практика. Изготовление корзины. Тема 6. Плетение подарочных сувениров Теория. Технологический процесс изготовления подарочных сувениров, значение последовательности операции. Практика. Изготовление подарочных сувениров. Тема 7. Итоговое мероприятие Теория. Тест №3 Практика. Выставка работ воспитанников. Раздел II. Техника канзаши (42ч) Тема 1. Знакомство с новыми способами изготовления лепестков «Канзаши» Теория. Технологический процесс изготовления цветов из атласных лент. Практика. Изготовление изделия Тема 2. Изготовление броши «Ветка сирени» Теория. Технологический процесс изготовления броши. Практика. Изготовление броши. Тема 3. Топиарии в технике «Канзаши» Теория. Технологический процесс изготовления Топиарии в технике «Канзаши». Практика. Изготовление Топиарии в технике «Канзаши». Материалы и инструменты: простой карандаш, линейка, ножницы, кисточка, пистолет клеевой, свеча, зажигалка, щипцы, атласные ленты разных цветов, банка, нитка, деревянная палочка, камни. Тема 4. Оформление ободка для волос Теория. Технологический процесс оформления ободка для волос. Практика. Оформление ободка для волос. Материалы и инструменты: простой карандаш, линейка, ножницы, кисточка, пистолет клеевой, свеча, зажигалка, щипцы, атласные ленты разных цветов. Тема 5. Шкатулка в технике «Канзаши» Теория. Виды шкатулок и ее назначение.Технологический процесс изготовления шкатулки. Практика. Изготовление шкатулки. Материалы и инструменты: простой карандаш, линейка, ножницы, кисточка, пистолет клеевой, свеча, зажигалка, щипцы, атласные ленты разных цветов, картон, ткань. Тема 6. Изготовление панно «Полевые цветы» Теория. Технологический процесс изготовления панно. 23 Практика. Изготовление панно. Материалы и инструменты: простой карандаш, линейка, ножницы, кисточка, пистолет клеевой, свеча, зажигалка, щипцы, атласные ленты разных цветов, картон, ткань. Тема 7. Изготовление георгиевской ленты Теория. Беседа о ВОВ. Основные правила работы. Технологический процесс изготовления георгиевской ленты. Практика. Изготовление георгиевской ленты. Материалы и инструменты: простой карандаш, линейка, ножницы, кисточка, пистолет клеевой, свеча, зажигалка, щипцы, атласные ленты разных цветов, картон, ткань. Тема 8. Сувенирная продукция Теория. Технологический процесс изготовления газетных трубочек. Практика. Тема 7. Итоговые мероприятия Теория. Технологический процесс изготовления газетных трубочек. Практика. Раздел III. Золотой завиток бересты(60ч) Тема 1. Подготовка бересты, её обработка Теория. Сроки заготовки бересты. Способы снятия полотнищ и их хранение. Отбор материала для изготовления различных предметов. Просмотр видеофильма. Практика. Заготовка бересты, хранение и обработка, инструменты и приспособления. Снятие бересты. Вываривание бересты. Подготовительные операции - разрезание бересты на полоски, пластины. Очистка от наростов. Тема 2. Декоративные подвески с мехом Теория. Технологический процесс изготовления декоративной подвески с мехом. Практика. Техника соединения деталей верхних средних и нижних краев изделий с применением меха. Техника приклеивания меха. Тема 3. Аппликации из бересты Теория. Технологический процесс изготовления аппликации из бересты. Выбор цветовой гаммы для основного фона. Практика. Придумать сюжет, составить эскиз. Вырезать детали. Наклеивание деталей на основу. Тема 4. Объемная аппликация Теория. Особенности объемной аппликации. Порядок работы Практика. Составить эскиз. Вырезать детали. Наклеивание деталей на основу. Оформление работы. 24 Тема 5. Изготовление панно Теория. Разработка эскиза. Подготовка основы. Подбор материала по цветовой гамме. Практика. Изготовление работы по эскизу. Сборка по схеме на основу. Тема 6. Декоративные украшения Теория. Технология изготовления цепочки для декоративных элементов, бусы, украшений на шею, брошей. Материалы и приспособления: береста, ножницы, иголки, бисер, резаки, клей. Практика. Закручивание заготовки, растительные узоры из полос, орнамент в круге из полос и плашек. Тема 7. Сувенирная продукция Теория. Технологический процесс изготовления сувенирных изделий. Практика. Изготовление шкатулки, куклы из бересты на магните, символа года изготовление солонки с подставкой, изготовление туеска, цветов из бересты, оберега «Подковы» Тема 8. Итоговое мероприятие Теория. Тест Практика. Организация и оформление выставки работ воспитанников. Раздел IV. Песочная мозаика (24ч) Тема 1. Обработка и окрашивание песка Теория. Способы обработки и окрашивания песка. Сушка песка. Практика. Обработка и окрашивание речного песка. Материалы и приспособления: речной песок, колер разных цветов, посуда для окрашивания, лопаточка. Тема 2. Изготовление панно Теория. Технологический процесс изготовления панно. Образцы иллюстраций. Практика. Изготовление панно «Девушка с хадаком», изготовление панно в смешанной технике «Пейзаж», «Мои любимые сказки». Придумать сюжет, составить эскиз. Технологическая последовательность нанесения клея и песка. Оформление работы в рамку. Тема 2. Изготовление тактильной книжки в смешанной технике Теория. Технологический процесс изготовления книжки. Образцы иллюстраций. Практика. Изготовление книжки в смешанной технике «Мои любимые сказки». Придумать сюжет, составить эскиз. Технологическая последовательность нанесения клея и песка. Оформление работы. Тема 3. Выполнение творческого проекта Практика. Самостоятельная разработка эскиза будущего изделия. Выполнение изделия с соблюдением всего технологического процесса. Тема 4. Итоговое мероприятие Теория. Тест 25 Практика. Организация и оформление выставки работ воспитанников. Раздел V. Кожа в умелых руках (54ч) Тема 1. Подготовка и обработка кожи Теория. Технологический процесс изготовления газетных трубочек. Практика. Тема 2. Изготовление брелков Теория. Технологический процесс изготовления брелка. Практика. Изготовление брелка и оформление аппликацией. Тема 3. Декоративные украшения Теория. Технологический процесс изготовления изделий Практика. Изготовление эскиза, изготовление разнообразных украшений и оформление. Тема 4. Панно из кожи Теория. Разработка эскиза. Подготовка основы. Подбор материала по цветовой гамме. Практика. Изготовление работы по эскизу. Сборка по схеме на основу. Тема 5. Сувенирная продукция Теория. Технологический процесс изготовления сувениров из кожи. Практика. Изготовление эскиза, изготовление сувениров, оформление мехом и бисером, кожей. Тема 6. Итоговое мероприятие Теория. Тест Практика. Организация и проведение итоговой выставки. Защита творческой работы. Награждение лучших кружковцев. 26 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 Календарно-учебный график (см приложение №2) Количество учебных недель 36 1 год обучения – 108 Количество учебных дней 2 год обучения -216 3 год обучения - 216 Продолжительность каникул Даты начала и окончания учебного года Сроки промежуточной аттестации с 01.06.2021 г. по 31.08.2021 г. Для 1 года обучения с 14 сентября по 31 мая Для 2 и 3 года обучения с 1 сентября по 31 мая входная – октябрь промежуточная с 20.12.2021 по 24.12.2022 г Сроки итоговой аттестации (при наличии) С 25 мая по 30 мая 27 2.2 Условия реализации программы Характеристика Имеется Необходимо 1.Кабинет для занятий, обору- Оборудования: дованный в соответствии с са- - Цветной принтер нитарно- гигиеническими - Проектор нормами: Стол ученический – - Инструкции по ТБ 15 шт. - Фотоаппарат Стулья ученические – 15 шт. - Технологические карты Стол учительский – 1 шт. стул - Бумага цветная, бархатная, – 1 шт. картон Шкафы для хранения – 1 шт. - Кожа различных цветов Меловая доска – 1 шт. - Атласные ленточки разных 2.Оборудования: размеров(5 и 2,5 см), Ноутбук – 1 шт. - Мех пушных зверьков Материально-техническое - Принтер – 1 шт. - Разные бусины разных цветов обеспечение - Бумага цветная, картон (на - Клей ПВА, «Момент», каждого воспитанника) - Колер разных цветов - Береста (на каждого воспи- - шило, резцы, инструменты танника) для тиснения, пробойники - Кожа (на каждого воспитан- -Линейки, карандаши ника) - Шаблоны, трафареты - Речной песок (на каждого воспитанника) - Ножницы (на каждого воспитанника) - Клей (на каждого воспитанника) дидактический материал: Сборник учебно-методических материалов по бересте https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ metodicheskaya_razrabotka_po_bereste_145355.html Сборник учебно-методических материалов по коже https:// cloud.mail.ru/public/ZVzQ/7BdKcXQvD Сборник учебно-методических материалов по бумаге https:// infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-tehnologii-rabota-sИнформационное обеспече- bumagoy-3547922.html ние Сборник технологических карт по изготовлению изделий в технике канзаши https://infourok.ru/sbornik-tehnologicheskih-kart-poizgotovleniyu-izdeliy-v-tehnike-kanzashi-3331440.html Мастер-класс по технике "песочная мозаика" https://infourok.ru/masterklass-po-tehnike-pesochnaya-mozaika917891.html электронные образовательные ресурсы: - Pedsovet.su: Сообщество взаимопомощи учителей (http:// Аспекты Аспекты Характеристика Имеется pedsovet.su ) Необходимо - Методический портал учителя (http://metodsovet.su) - Страна Мастеров: Творчество для детей и взрослых (http:// stranamasterov.ru) Кадровое обеспечение Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования первой и высшей квалификационной категории. 2.3. Формами аттестации являются: Диагностика уровня подготовки проводится в различных формах (тестирование, творческая работа, викторина, конкурсы, выставка, ярмарка творческих работ) педагогом, ведущим занятия в кружковом объединении. Для определения успешности освоения материала и качества учебного процесса программой предусмотрен регулярный контроль знаний, умений и навыков обучающихся. Предполагаются следующие виды диагностических исследований: входящая, текущая и итоговая диагностика. 1.Входящая диагностика осуществляется при наборе группы в виде тестовых заданий, анкетирования или беседы, где определяется глубина знаний обучающихся по естественнонаучным дисциплинам. 2.Текущая диагностика осуществляется как при помощи контроля на каждом занятии, так и после каждой темы программы. 3.Итоговая диагностика проводится в конце каждого года на заключительном занятии, где обучающиеся демонстрируют свои умения и навыки в форме защиты проекта, сообщают о результатах участия в творческих конкурсах. Результаты работы обучающихся будет отражать рейтинговая система результатов (количественных и качественных) участия в викторинах, конкурсах, играх, акциях и т.д. Педагог ведёт учёт всех достижений обучающихся, фиксирует их в своём журнале. В качестве поощрения дети получат сертификаты и грамоты. 29 2.4. Оценочные материалы Таблица 2.4.1. Показатели каче- Методики ства реализации ДООП Уровень теоретиче- Мониторинг результатов обучения воспитанников по дополниской подготовки тельной образовательной программе «Рукодельница» https:// воспитанников cloud.mail.ru/public/43pK/JkURTSrV7 Уровень развития ка- Мониторинг развития качеств личности воспитанников ( по меточеств личности дике М.И. Шиловой) https://cloud.mail.ru/public/mUx5/jBu3qLo2d воспитанников Личностные доМониторинг личностных достижений воспитанников по дополнистижения воспитан- тельной образовательной программе «Чудесная глина».https:// ников cloud.mail.ru/public/cPv8/PE74oucNQ Уровень удовлетво- Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного ренности родителей учреждения (методика Е.Н.Степановой)https://cloud.mail.ru/ предоставляемыми public/D412/FREojG45W образовательными услугами Оценочные материа- Отслеживание результативности обучения данной программы осулы (указать конкрет- ществляется поэтапно в течение всего учебного года, формами которого являются тестирование, контрольные вопросы, наблюдено по предметам в ние, оценка практических работ на конкурсах разного уровня, засоответствии с формами аттестации) щита творческой работы и выставки. После изучения тем определяется уровень овладения знаниями, умениями и навыками, предполагаемые программой. Выявление уровней подготовленности детей к освоению знаний разработана система оценивания достижений воспитанников по курсу. 2.5. Методические материалы Методы обучения (по способу подачи материала), в основе которых лежит способ организации занятий: Словесные (устное изложение материала, проблемное изложение материала, рассказ, беседа, объяснение, анализ и т.д.). Наглядные (показ видео- и аудиоматериалов, иллюстраций, демонстрация плакатов, фотографий, показ материалов и инструментов, образцов выполненных работ, шаблонов, эскизов и т.д.). Практические (работа по технологическим картам, схемам, разработка эскизов, шаблонов, создание набросков и т.д). На занятиях создается ситуация успеха для каждого ребенка, используется личностно-ориентированная модель общения, учитывается индивидуальные возрастные 30 особенности детей. Чтобы создать мотив для продуктивной деятельности детей используются факторы, вызывающие положительные эмоции, желание ребенка посещать занятия и творить: - Игровые ситуации; - Поощрения в разных видах; - Элементы соревнования; - Познавательный интерес, любопытство; - Эффекты неожиданностей; Форма организации образовательного процесса индивидуальная; парная; групповая; Занятия в объединении проводятся в форме: Беседы: обсуждение темы, той или иной проблемы Мастер-классы между воспитанниками внутри Центра и другими образователь- ными учреждениями. Экскурсии Встреча с интересными людьми Выставки Галереи Защита проекта Игры Концерт в конце первого полугодия в преддверии встречи Нового года, Сага- алган, выпускной бал в конце второго полугодия. Ярмарка выездная, ярмарка внутри Центра. Педагогические технологии: Технология группового обучения Технология коллективного взаимодействия Технология модульного обучения Технология дифференцированного обучения Технология проблемного обучения Технология дистанционного обучения Технология исследовательской деятельности Проектная технология Здоровьесберегающая технология Дидактические материалы: 31 https://cloud.mail.ru/public/HXQK/x6fswC2Gx - Презентация по бересте «Берестяная сказка» - Мастер – класс по технике "песочная мозаика" https://infourok.ru/masterklass-po-tehnike-pesochnaya-mozaika-917891.html - Контрольные вопросы и тесты. 2.6. Список литературы Список рекомендуемой литературы для педагога: 32 2. Митлянская Т.Б. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. – М;2000. 3. Традиционные промыслы и ремесла народов России. – С-Петербург.2004. 4. Традиционные промыслы эвенков Бурятии. Учебно-методическое пособие. – УланУдэ.2005. 5. Инструменты и материалы для изготовления канзаши (электронный ресурс). http:// kanzashi.org/o-kanzashi/ 6. История канзаши (электронный ресурс)http://saygotakamori.livejournal.com/65398.html 7. Плетение из газет. От простого к сложному. (электронный ресурс) 8. Черныш И. Б.Поделки из природного материала. – М;2000. 9. Черныш И.Б. Берестяной мир. – М: 2001. 10. Филипова Н.С.Изделия из кожи. – М;2004. 11. Новиков. В.В. Волшебный мир дерева. – М: 2002. 12. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество. – Ростов-на-Дону; 2007 13. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные промыслы. – 2002г Список рекомендуемой литературы для обучающихся: 1. Синеглазова М.О. 1000 мелочей из кожи. – М;2002. 2. Геронимус Т.М. Я все умею делать сам. – М;2000г 3. Цирулик Н.А. Уроки творчества. – М;2002г. 4 .Кузнецова П. Декоративные цветы из ткани. Мастер-класс для начинающих– Владис, 2012.– 238с . 33 Приложение №1 Ожидаемые результаты 1 год обучения уровень ЗУН дифференциация по уровневому контролю теории и практики для 1 года обучения Стартовый уровень Базовый уровень знание (факты, опре- понимание (перевод с применение (ис- деление, термино- одного языка на дру- пользование в логия) гой) практике) Разделы, темы анализ (разделение на части для видения структуры объекта) Продвинутый уровень синтез (комбинирование, получе- оценка (оце- ние целого, нивание значе- обладающего но- ния) визной) Знать требования Усвоить основы тех- Понимать основы тех- ники безопасности ники безопасности Вводное занятие. Применять технику безопасности на практике Основы техники без- Знать назначения техники безопас- инструментов, на- ности и личной выки работы с гигиены при инструментами, изготовлении ху- знание термино- дожественных из- логии Самооценка делий опасности. Раздел I. Освоить историю воз- Понимание значимости Работать по шаб- Самостоятельно со- Придавать изде- Оценка своей Работа с бумагой и никновения бумаги лону, вырезать, здавать изделия из лию законченный работы картоном современные видов склеивать, ра- бумаги и картона вид (оформление бумажного творчества ботать по техно- бумажного творчества в рамку, декори- и виды. Осваивать приемы работы с бумагой (отрезать, надрезать, складывать, рование деталями логической карте и т.д.). проглаживать, надрывать, обрывать, вырезать) Раздел II. Техника Знать историю воз- Понимать основы Изготавливать Формировать зна- Самостоятельно канзаши никновения канзаши, изготовления сувени- различные изде- ния и умения само- создавать изделия освоить технологию ров в технике канзаши лия, сувениры в стоятельно состав- в технике «Канза- технике канзаши, лять эскиз, подби- ши» изготовления сувенирных изделий. пользуясь схемами и техническими рисун- Оценка своей работы рать материал, изготавливать изделие, ками Раздел III. Золотой Знать о ценностном завиток бересты отношении к ДПИ, как к культурному наследию народа и знать историю возникновения и развития берестяного промысла у Владеть полученными знаниями Понимать значимость Владеть основ- берестяного творчества ными получен- в ДПИ и проявлять ин- ными навыками терес в изготовлении берестяного дела сувенира. Использовать на практике получен- при изготовлении изделий Оценка своей работы ные знания народов России. Раздел IV. Песочная Знать историю появ- Понимать значимость Выполнять не- 35 Отбирать необхо- Эстетично оформ- Оценка своей мозаика ления и технологию димые цвета для использования при- выполнения изде- родного материала, природного материала усвоить свойства пес- и экологическую ка потребность использования в быту человека. сложные изделия по технологической карте лия, создавать аппликационную композицию из речного песка, ис- лять изделие, проявлять элемен- работы ты творчества пользуя клеевой способ Раздел V. Кожа в Знать историю и на- умелых руках значение художественной обработки кожи, усвоить общие сведения о работе с кожей, основы Выполнять неПонимать основы кожевенного ремесла в ДПИ орнаментальной сложные способы Знать процесс Самостоятельно соединения и изготовления ху- изготавливать су- крепления кожи, дожественных из- венирные изделия технику клеевой делий из кожи; из кожи Оценивать результат работы обтяжки композиции ФОРМА КОНТРО- ТЕСТ ОПРОС КОНТР. ПОКАЗ ЛЯ 36 ОПРОС ДИАГНОСТИКА Ожидаемые результаты 2 год обучения дифференциация по уровневому контролю теории и практики для 2 года обучения уровень ЗУН Стартовый знание (факты, определеРазделы, ние, терминология) Базовый понимание (пере- применение (ис- вод с одного пользование в прак- языка на другой) тике) темы Продвинутый анализ (разделение на части для видения структуры объекта) синтез (комбинирование, получе- оценка (оце- ние цело-го, нивание значе- обладающего но- ния) визной) Знать требования техники без- Вводное за- Узнать основы техники без- нятие. опасности Основы тех- Понимать основы техники безопасности Знать основы техники безопасности Понимать основы Владеть основ- техники безопас- ными техниками ности безопасности опасности и личной гигиены при изготовлении художе- ники безопас- ственных изде- ности. лий Раздел I. Знать историю возникнове- Понимание связи Применение полу- Уметь видеть свои Использовать на Оценка своей Работа с ния бумаги и виды художественно – ченных знаний и на- ошибки, анализи- практике по- работы бумагой и образных задач с выков в изгото-вле- ровать свои дей- лученные знания картоном идеей и замыс- нии простейших из- ствия и исправлять лами, умение недостатки в ра- 37 обобщать свои жизненные представления с учетом возможных делий из бумаги боте художественных средств бумажного творчества Раздел II. Знать историю возникнове- Понимать основы Применение полу- Уметь видеть свои Использовать на Техника ния канзаши изготовления су- ченных навыков и ошибки, анализи- практике по- вениров в технике усовершенствование ровать свои дей- канзаши техники канзаши. канзаши Оценка своей работы лученные знания, ствия и ис-правлять недостатки в работе Раздел III. Знать о ценностном от- Золотой ношении к ДПИ, как к завиток культурному наследию на- бересты рода и знать историю возникновения и развития берестяного промысла у народов России. Понимать зна- Уметь видеть свои чимость берестя- ошибки, анализи- ного творчества в Применять навыки ровать свои дей- ДПИ и проявлять на практике. ствия и исправлять интерес в изготов- недостатки в ра- лении сувенира. боте Самостоятельно изготавливать сувенирные изделия из бересты Оценка своей работы Песочная Знать историю появления и Понимать зна- Применение полу- Уметь видеть свои мозаика технологию использования чимость природ- ченных знаний и ошибки, анализи- Оценка своей природного материала ного материала и совершенствование ровать свои дей- работы экологическую приемов работы с ствия и исправлять 38 потребность использования в быту человека. Раздел IV. Знать историю и назначе- Кожа в уме- ние художественной обра- лых руках ботки кожи Понимать основы кожевенного ремесла в ДПИ ФОРМА ТЕСТ ОПРОС природным мате- недостатки в ра- риалом боте Применение полу- Уметь видеть свои ченных знаний и ошибки, анализи- совершенствование ровать свои дей- техники обработки ствия и исправлять кожи в изготовле- недостатки в ра- нии сувениров. боте КОНТР. ПОКАЗ КОНТРОЛЯ Ожидаемые результаты 3 год обучения 39 Свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и ум- Оценка своей работы ственных действий ОПРОС ДИАГНОСТИКА дифференциация по уровневому контролю теории и практики для 3 года обучения уровень ЗУН Стартовый знание (факты, определеРазделы, ние, терминология) Базовый Продвинутый анализ (разде- синтез (комбиниро- понимание (пе- применение (ис- ление на части вание, получение ревод с одного пользование в для видения целого, языка на другой) практике) структуры обладающего но- объекта) визной) темы оценка (оценивание значения) Вводное занятие. Основы техники безопас- Узнать основы техники безопасности Понимать осно- Использовать на вы техники без- практике получен- опасности Обобщать основы техники безопасно- ные знания, Самооценка сти ности. Раздел I. Применение по- Работа с бумагой и картоном Знать историю возникновения бумаги и виды Понимание значимости бумажного творчества лученных знаний и совершенствование техники обработки бересты в изго-товлении сувениров Свободное владение фактиче- Уметь видеть свои ским матери- ошибки, анализиро- алом, приемами вать свои действия учебной работы и исправлять недо- и умственных статки в работе Оценка своей работы действий. Раздел II. Знать историю возник- Понимать осно- Применять навыки Обобщить получен- Оценивать Техника новения канзаши вы изготовления на практике ные знания по тех- результат работы канзаши сувениров в тех- нике канзаши нике канзаши Раздел III. Знать о ценностном от- Понимать зна- Самостоятельно 40 Использовать Обобщать основы Делать выводы Золотой составлять эскиз, завиток подбирать матери- ния сувениров из бересты ал, изготавливать бересты ношении к ДПИ, как к чимость берестя- культурному наследию на- ного творчества в техники изготовле- изделие, пользуясь схемами и техни- рода и знать историю воз- ДПИ и проявлять ческими рисун- никновения и развития бе- интерес в ками, придавать рестяного промысла у на- изготовлении су- изделию закончен- родов России. венира. ный вид (оформле- экономично и по составлению рационально композиции и де- материал кору ние в рамку, декорирование деталями и т.д.). Раздел IV. Знать историю появления Понимать зна- Развивать художе- Песочная и технологию использова- чимость природ- ственно-эстетиче- мозаика ния природного материала ного материала и ский вкус и творче- Обобщить получен- экологическую ский подход к вы- ные знания по пе- потребность ис- полнению заданий сочной мозаике пользования в различной сложно- быту человека. сти Оценивать результат работы Раздел V. Знать историю и назначе- Понимать осно- Уметь видеть свои Проявление своей Оценивать Кожа в уме- ние художественной обра- вы кожевенного ошибки, анализи- индивидуальности, результат работы лых руках ботки кожи ремесла в ДПИ ровать свои дей- техничности в ствия и исправлять изготовлении изде- недостатки в ра- лий из кожи, а так- 41 же использование национального ко- боте лорита в декоративных сувенирах. ФОРМА ТЕСТ ОПРОС КОНТР. ПОКАЗ ОПРОС ДИАГНОСТИКА КОНТРОЛЯ Приложение №2 ІІ. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарно-учебный график 42 I год обучения № занятия № п/п 1-3 Название темы, раздела Вводное занятие Раздел I. Работа с бумагой и картоном Всего часов 3 В том числе Теория Практика 3 – 21 5 16 4- 6 1 Свойства и виды бумаги и картона. Изготовление птички 3 1 7-9 2 Фантиковая фантазия 3 1 10-15 3 Аппликация 6 1 16-21 4 Сувенирная продукция 6 1 22-24 5 Итоговое мероприятие 3 1 Раздел II. Техника канзаши История появления канзаши. Материалы и инструменты, техника безопасности. Острый лепесток Двухцветный острый лепесток Плоский круглый лепесток Сувенирная продукция Итоговое мероприятие 21 6 2 15 3 1 2 3 3 3 6 3 1 1 1 1 1 2 2 2 5 2 25-27 1 28-30 31-33 34-36 37-42 43-45 2 3 4 7 8 47-48 49-51 52-54 2 2 5 – 5 21 6 15 1 2 3 3 3 3 1 1 1 2 2 2 43 Тест №1 Контрольная работа №1 – Контрольная работа №1 Раздел ІІІ. Золотой завиток бересты Береста и его обработка Оберег «Хозяин тайги» Декоративные украшения Форма контроля Тест №2 Тест №2 Тест №3 Зашита творческой работы – – Тест №3 Дата план. факт. Примечание 55-57 58-63 4 5 Аппликация из бересты Сувенирная продукция 3 6 1 1 2 5 64-66 6 Итоговое мероприятие 3 1 2 15 3 12 Раздел IV. Песочная мозаика 67-69 1 Обработка и окрашивание песка. 3 1 2 70-72 2 Композиция 3 1 2 73-75 76-78 3 4 Изготовление панно Творческие работы 3 3 – – 3 3 79-81 5 Итоговое мероприятие 3 1 2 9 2 7 3 1 Раздел V. Работа с пряжей 82-84 1 Виды пряжи. Знакомство с техникой изготовления игрушек из помпонов. 85-87 2 Аппликация 88-90 3 Итоговое мероприятие 91-93 94-96 97-99 100-105 106-108 1 2 3 4 5 3 3 2 – – 3 – 1 2 Раздел VI. Кожа в умелых руках. 18 5 13 Технология обработки кожи Брошь - цветок Декоративные украшения Сувенирная продукция Итоговое мероприятие 3 3 3 6 3 1 1 1 1 1 2 2 2 5 2 44 – – Защита творческой работы Контрольная работа №2 Зашита творческой работы – Контрольная работа №2 – – Зашита творческой работы Защита творческой работы Зашита творческой работы Тест №4 Защита творческой работы – – – – Тест №4. Защита творческой работы Итого: 108 ч. 30 ч. 78 ч. II год обучения № занятия 1-3 № Наименование разделов и тем п/п 1 Вводное занятие 4-6 1 7-9 2 10-12 13-18 19-21 22-24 25-30 31-36 37-42 3 4 5 6 7 8 9 43-45 10 46-51 1 Количество часов Всего Теория Практика 3 3 - Раздел I. Работа с бумагой и картоном 42 10 32 Презентация «Мы знакомимся» История плетения Вырезание полосок для скручивания трубочек. Основные правила работы Заготовка трубочек Виды плетения из газет Изготовление подставки под горячее Карандашница Панно из газетных трубочек Корзина из газетных трубочек Плетение подарочных сувениров Итоговое мероприятие 3 1 2 3 1 2 3 6 3 3 6 6 6 3 1 1 1 1 1 1 1 1 2 5 2 2 5 5 5 2 Раздел IІ. Техника канзаши 60 11 49 Знакомство с историей техникой «Канзаши». 6 1 5 45 Форма контроля Тест №1 Тест №2 Защита творческой работы – – – Тест №2 Защита творческой работы Тест№3 Защита творческой работы – Дата Примечание план. факт. 52-57 2 58-63 3 64-69 70-75 76-81 82-87 88-93 94-102 4 5 6 7 8 9 103-105 Материалы и инструменты. Разновидность форм лепестков. Разновидность форм листиков. Основные приемы выполнения Способы комбинирования круглого и острого лепестка. Сборка цветка с листиками. Украшение для волос в технике канзаши. Изготовление броши Украшение ободка для волос Изготовление панно «Цветы для мамы» Изготовление георгиевской ленты Сувенирная продукция Итоговое мероприятие 10 1 109-111 112-114 115-117 118-123 124-129 130-135 136-147 148-150 2 3 4 5 6 7 8 9 1 5 6 1 5 6 6 6 6 6 9 1 1 1 1 1 2 5 5 5 5 5 7 3 Раздел ІІI. Золотой завиток бересты 106-108 6 Презентация «Художественная обработка бересты», отгадывание загадок Сырье и обработка Оберег «Трезубец» Кулон «Дружба» Декоративные украшения Аппликация из бересты Декоративное панно Сувенирная продукция Итоговое мероприятие 1 2 – – – – – Тест№3 Защита творческой работы 45 11 34 Тест №4 Тест №5 Защита творческой работы 3 1 2 – 3 3 3 6 6 6 12 3 1 1 1 1 1 1 3 1 2 2 2 5 5 5 9 2 – Тест №4 – – – – – Тест №5 Защита творче- 46 151-153 1 Обработка и окрашивание песка. 3 1 2 154-156 2 Изготовление панно «Бабочка». 3 1 2 157-159 3 3 1 2 160-165 4 6 1 5 – 166-168 5 Изготовление панно «Природа родного края» Изготовление композиции по сказочным сюжетам Изготовление панно ко Дню победы ской работы Контрольная работа №1 Защита творческой работы – Контрольная работа №1 – 3 1 2 169-171 6 Итоговое мероприятие 3 1 2 Раздел V. Кожа в умелых руках 45 9 36 3 1 2 Защита творческой работы Тест №5 Защита творческой работы – 6 1 5 Тест №6 – – – – – Защита творческой работы Раздел IV. Песочная мозаика 21 6 15 172-174 1 175-180 2 Технология обработки кожи Брелки для ключей 181-186 187-192 193-198 199-204 205-213 3 4 5 6 7 Брошь с розами Драпированный кулон с бусинками Декоративный пояс Браслет Сувенирная продукция 6 6 6 6 9 1 1 1 1 2 5 5 5 5 7 214-216 8 Итоговое мероприятие 3 1 2 216ч. 50ч. 166ч. Итого: III год обучения 47 № занятия № п/п 1-3 1 Наименование разделов и тем Вводное занятие Раздел I. Работа с бумагой и картоном 4-6 7-9 10-15 16-18 1 2 3 4 19-24 5 25-30 6 31-33 7 Виды бумаги и ее свойства. Заготовка трубочек. Виды плетения. Способы оплетения изделия Разновидности корзин, кашпо и основные приемы плетения. Плетение подарочных сувениров Итоговое мероприятие Раздел II. Техника канзаши 34-36 1 37-42 43-48 49-54 55-60 61-66 67-72 73-78 79-81 2 3 4 5 6 7 8 9 Знакомство с новыми способами изготовления лепестков «Канзаши». Изготовление броши «Ветка сирени». Топиарии в технике «Канзаши». Оформление ободка для волос Шкатулка в технике «Канзаши» Изготовление панно «Полевые цветы» Изготовление георгиевской ленты Сувенирная продукция Итоговое мероприятие Количество часов Всего 3 Теория Практика 1 2 30 7 23 3 3 6 3 6 1 1 1 1 1 2 2 5 2 5 6 3 1 1 5 2 48 9 39 3 1 2 6 6 6 6 6 6 6 3 1 1 1 1 1 1 1 1 5 5 5 5 5 5 5 2 48 Форма контроля Тест №1 Тест №2 Защита творческой работы – – – Тест №2 Защита творческой работы Тест №3 Защита творческой работы – – – – – – Тест №3 Защита творче- Дата план. Примечание факт. Раздел III. Золотой завиток бересты 82-87 88-93 94-99 100-105 106-111 112-117 118-135 1 2 3 4 5 6 7 136-138 8 Подготовка бересты, её обработка Декоративные подвески с мехом Аппликации из бересты Объемная аппликация Изготовление панно Декоративные украшения Сувенирная продукция Итоговое мероприятие Раздел IV. Песочная мозаика 139-144 145-156 157-159 1 2 3 160-162 4 Обработка и окрашивание песка Изготовление панно Выполнение творческого проекта Итоговые мероприятия Раздел V. Кожа в умелых руках 163-165 166-171 172-177 1 2 3 Подготовка и обработка кожи Изготовление брелков Декоративное украшение 57 10 47 6 6 6 6 6 6 18 1 1 1 1 1 1 3 5 5 5 5 5 5 15 3 1 2 24 5 19 6 12 3 1 2 1 5 10 2 3 1 2 54 11 43 3 6 6 1 1 1 2 5 5 49 ской работы Тест №4 Защита творческой работы – – – – – – – Тест №4 Защита творческой работы Контрольная работа №1 Защита творческой работы – – – Контрольная работа №1 Защита творческой работы Тест №6 Защита творческой работы – – – 178-183 184-213 4 5 214-216 6 Панно из кожи Сувенирная продукция Итоговые мероприятия Ито го: 6 30 1 6 5 24 3 1 2 216 42 174 50 – – Тест №6 Защита творческой работы