Оглавление
1.
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1.
Пояснительная записка
1.2.
Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3.
Содержание программы
2.
Комплекс организационно педагогических условий
2.1.
Календарный учебный график
2.2.
Условия реализации программы
2.3.
Формы аттестации
2.4.
Оценочные материалы
2.5.
Методические материалы
2.6.
Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы (общий
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа безопасности» (далее –
Программа) реализуется в соответствии с нормативно-правовыми документами:
– Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в
РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/;
– Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий
по ее реализации» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/;
– Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html;
– Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf;
– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniyadetey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf;
– Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 г. № ВБ
– 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания
и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/;
– Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. №629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/;
– Устав МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования» МО
«Курумканский район»;
– Положение о дополнительных общеобразовательных программах МБОУ ДО
«Районный
центр
дополнительного
образования»
МО
«Курумканский
район»,
утвержденный приказом №97 от 09.06.2023 г.
– Положение о дистанционном обучении в МБОУ ДО «Районный центр
дополнительного образования» МО «Курумканский район», утвержденный приказом №97
от 09.06.2023 г.
Актуальность
программы
«Школа
безопасности»
обусловлена
растущими
угрозами безопасности детей на улице и в быту, что требует систематического обучения
правилам дорожного движения и основам пожарной безопасности.
Новизна
подходов
к
реализации
программы
заключается
в
интеграции
интерактивных методов обучения, использовании современных технологий и вовлечении
родителей и сообщества в образовательный процесс. Эти методы способствуют более
эффективному усвоению знаний и навыков у детей, формируя у них сознательное
отношение к безопасности.
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры
поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания,
отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной
адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны, обучения детей мерам
пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарнотехнических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров
и умение действовать при пожаре.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы): основы
безопасности жизнедеятельности, история, обществознание, биология, химия, физика,
литература, математика.
Вид программы:
Модифицированная программа. Данная программа состоит из двух объединенных
программ, разработанные педагогами дополнительного образования Трифоновой С.Н.
«Страна ЮИД» и Бочаровой И.В. «ДЮП», с учетом национально-регионального
компонента.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Адресат программы: дополнительная общеразвивающая программа предназначена
для учащихся 8-15 лет без ограничений по полу и делятся на две возрастные группы:
младшая группа (8-11 лет), старшая группа (12-15 лет).
Младшая группа (8-11 лет). В младшем школьном возрасте дети располагают
значительными резервами развития. Этот возраст является периодом интенсивного
развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают
приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными.
Безопасность – это состояние защищённости жизненно важных интересов личности.
Любая общепринятая норма поведения должна быть осознана и принята человеком –
только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Дети являются
уязвимым звеном общества. Из-за отсутствия опыта и небольшого багажа знаний.
Старшая группа (12-15 лет). Признаком возраста является переход от детства к
взрослости. Социальная ситуация развития характеризуется стремлением приобщиться к
миру взрослых, ориентацией поведения на общепринятые нормы и ценности,
эмансипацией
от
взрослых
и
группирование.
Главной
направленностью
жизнедеятельности является личностное общение в процессе обучения и организационнотрудовой деятельности, стремление занять положение в группе сверстников. Кризисным
моментом возраста является чувство «взрослости», восприятие себя и самооценка.
Происходит становление человека как субъекта собственного развития. Возраст
характеризуется
теоретическим
рефлексивным
мышлением,
интеллектуализацией
восприятия и памяти, личностной рефлексией и гипертрофированной потребностью в
общении со сверстниками.
Срок и объем освоения программы:
3 года, 540 педагогических часов, из них:
«Стартовый уровень» – 1 год, 108 педагогических часов;
«Базовый уровень» – 1 год, 216 педагогических часов;
«Продвинутый уровень» – 1 год, 216 педагогических часов;
Форма обучения: очная (дистанционная согласно Положения о дистанционном
обучении
в
МБОУ
«Курумканский
ДО
район»
«Районный
(утверждено
центр
дополнительного
приказом
МБОУ
ДО
образования» МО
«Районный
центр
дополнительного образования» МО «Курумканский район» №97 от 13.06.2023 г.).
Особенности
организации
образовательной
деятельности:
группы
разновозрастные.
Режим занятий:
Предмет
Стартовый уровень
Базовый уровень
Продвинутый уровень
«Школа
безопасности»
3 часа в неделю;
108 часов в год.
6 часов в неделю;
216 часов в год.
6 часов в неделю;
216 часов в год.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: социокультурное развитие обучающихся через их приобщение к основам
теории и практики пожарных и дорожных мероприятий, работу в команде, организацию
продуктивного досуга. Привлечение детей к организации пропаганды и выполнение
правил пожарной безопасности и дорожного движения.
Задачи:
Образовательные (обучающие):
– познакомить с правилами безопасности при пожаре, дорожного движения на
дорогах;
– способствовать приобретению навыков социально значимой деятельности
(волонтерской,
пропагандистской
и
пр.)
по
профилактике
детского
дорожно-
транспортного травматизма и правилам пожарной безопасности;
– научить соблюдать правила безопасной работы с материалами и инструментами на
занятиях;
– научить оказывать первую медицинскую помощь;
– научить строевой подготовке.
Развивающие:
– развивать и поддерживать стремление к целеполаганию, планированию,
самоконтролю деятельности;
– развивать и поддерживать любознательность, познавательно-деятельностный
интерес, фантазию, воображение;
– развивать основные аспекты абстрактного, пространственного, логического,
критического мышления;
– развивать способности к прогнозированию результатов запланированных
действий;
Воспитательные:
– воспитывать и поддерживать проявления дружелюбности, взаимопомощи,
доброжелательности, позитивной эмоциональности, оптимизма;
– воспитывать стремление адекватно воспринимать оценку своих результатов;
– формировать уважение к искусству разных стран и народов;
– воспитывать уважение к мнению собеседника;
– воспитывать стремление самостоятельно принимать решение;
– поддерживать и развивать общекультурный кругозор.
Ожидаемые результаты:
См.: Уровневая дифференциация. Приложение 1.
1.3. Содержание программы
«Школа безопасности»
Учебный план
Стартовый уровень (I год обучения)
Таблица 1.3.1
№
Название раздела,
темы
Вводное занятие
Количество часов
Всего
1
Теория Практика
Формы
аттестации/контроля
1
1
Пропаганда пожарной
безопасности и правил
дорожного движения
12
5
7
Творческая работа
«Презентация наглядной
агитации».
2
Введение в ПДД
41
20
21
Практическая работа «Тест
по ПДД»
3
Введение в пожарную
безопасность
22
10
12
Практическая работа «Тест
по Пожарной безопасности»
4
Основы
знаний.
11
Практическая работа
«Опрос по пройденной
теме»
5
Основы
велосипеда
10
Практическая работа
«Фигурное вождение
велосипеда»
1
Итоговая аттестация
медицинских
вождения
Итоговое занятие
16
15
5
5
1
Итого
108
46
62
Базовый (II год обучения)
№
Название раздела,
темы
Вводное занятие
Количество часов
Всего
1
Теория Практика
1
Формы
аттестации/контроля
–
1
Основы
пожарной
безопасности
57
31
26
Практическая работа
«Кроссворд по пожарной
безопасности»
2
Основы ПДД
58
30
28
Дидактическая игра
3
Оказание доврачебной
помощи
13
Викторина «Первая
медицинская помощь при
пожаре»
25
12
4
Пропаганда пожарной
безопасности и правил
дорожного движения
5
Фигурное
велосипеда
22
вождение
Итоговое занятие
Итого
3
19
Практическая работа
«Разработка сценария.
Выступление»
50
14
36
Практическая работа
«Фигурное вождение
велосипеда»
3
–
3
Итоговая аттестация
216
91
125
Продвинутый (III год обучения)
№
Название раздела,
темы
Вводное занятие
Количество часов
Всего
1
16
39
Квест-игра «Пожарным
можешь ты не быть, но
правила ты знать обязан»
77
21
56
Ситуационная игра
23
11
12
Тест «Первая доврачебная
помощь»
2
Основы
пожарной
безопасности
55
3
Основы ПДД
4
Оказание
помощи
5
Фигурное
велосипеда
Итоговое занятие
Итого
–
26
1
вождение
1
Практическая работа
«Создание агитационного
ролика по профилактике
ПДД или ПБ»
Пропаганда пожарной
безопасности и правил
дорожного движения
доврачебной
Теория Практика
Формы
аттестации/контроля
32
6
24
4
20
Практическая работа
«Фигурное вождение
велосипеда»
4
–
4
Итоговая аттестация
216
59
153
Содержание учебного плана
1 год обучения.
1. Вводное занятие (2 ч.).
Теория: введение в программу. Что такое ДЮП? Что такое ЮИД? Структура, цели и
задачи ЮИД и ДЮП.
Раздел 1. Пропаганда пожарной безопасности и правил дорожного движения.
(11 ч.)
1.1 Виды пропаганды Пожарной безопасности и ПДД.
Теория: Цели и задачи противопожарной пропаганды и отдела пропаганды ПДД.
Агитационная работа по профилактике пожарной безопасности и ДДТТ.
1.2 Виды наглядной агитации.
Теория: Виды наглядной агитации: плакаты, баннеры, памятки, листовки.
Практика: Изготовление агитплакатов, листовок, памяток.
1.3 Азы ораторского искусства.
Теория: что такое риторика. Репродуктивный способ работы с текстом.
Практика: работа с текстом, ролевая игра
1.4 Агитбригада.
Практика:
Разработка
сценария.
Подбор
музыкального
сопровождения.
Изготовление наглядной агитации. Изготовление наглядной агитации. Презентация
наглядной агитации. Акции по ПДД и пожарной безопасности.
Раздел 2. Введение в ПДД
2.1. История создания движения ЮИД
Теория: История развития отрядов ЮИД. Форма отряда. Деятельность ЮИД.
Практика: Викторина, игры. Посвящение в отряд ЮИД МБОУ ДО РЦДО МО
«Курумканский район»
2.2 История транспортных средств и ПДД
Теория: История развития ПДД. Развитие автотранспорта. История развития
велосипедов. Эволюция дорожных знаков. История развития дорожной разметки. История
развития дорожной разметки. От ОРУД к ГАИ-ГИБДД
Практика: Творческая работа на тему «Развитие ТС» (изготовление макета
светофора, рисунок первых дорожных знаков.
2.3 Общие положения правил дорожного движения.
Теория: Основные понятия и термины, используемые в правилах дорожного
движения: участники дорожного движения, водитель, пешеход, пассажир, регулировщик,
дорога, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеходный переход, перекресток.
Службы, отвечающие за организацию и безопасность дорожного движения в РО.
Практика: творческая работа по созданию профилактических памяток по ПДД.
2.4 Причины дорожно-транспортных происшествий
Теория: Культура поведения на дороге всех участников дорожного движения.
Дорожно-транспортные происшествия, их причины и последствия.
Практика: Игра «Культурный участник дорожного движения». Работа на стенде
«Знатоки ПДД»
2.5 Регулирование дорожного движения.
Теория: Средства регулирования дорожного движения. Регулировщик дорожного
движения. Светофоры и их назначение. Пешеходные светофоры и их сигналы. Порядок
перехода улицы по сигналам светофора и по сигналам регулировщика.
Практика: Изготовление макета светофора для пешеходов. Игра «Перекрёсток».
2.6. Обязанности пешеходов.
Теория: Обязанности пешехода. Правила поведения на дорогах и улицах. Порядок
перехода улиц. Движение групп детей и организованных пеших колонн. Движение в
жилой зоне и вне населенного пункта.
Практика: Игра «Я – пешеход». Рисунок «Мой безопасный путь».
2.7. Обязанности пассажиров.
Теория: Правила поведения в салоне транспорта. Что запрещено пассажиру. Правила
посадки в общественный транспорт и выхода из него. Места ожидания ТС. Безопасный
переход через дорогу после выхода из ТС. Перевозка детей в ТС. Виды общественного
транспорта.
Практика: Игра «Я – пассажир». Изготовление макета (рисунка) общественного ТС.
2.8. Дорожные знаки и их группы.
Теория: Виды групп дорожных знаков. Знакомство с предупреждающими
дорожными знаками. «Знаки приоритета», «Запрещающие знаки». Приоритет проезда
перекрестков. Введение или отмена определенных ограничений. «Предписывающие
знаки» и «Знаки особых предписаний». «Информационные знаки», «Знаки сервиса» и
«Знаки дополнительной информации» (таблички).
Практика: Викторина «АВС», «Азбука дорог».
2.9. Дорожная разметка и ее назначение.
Теория: Назначение дорожной разметки. Цвета, используемые для разметки дорог.
Горизонтальная разметка. Разметка 1.14.1, 1.14.2. «Зебра» – пешеходный переход,
дорожная разметка 1.17 – обозначение мест остановки маршрутных транспортных средств
и стояние такси. Вертикальная разметка.
2.10. Правила для велосипедистов.
Теория: Техническое состояние велосипеда. П.24 ПДД – дополнительные требования
к движению на велосипеде, мопеде. Движение на велосипеде в жилой зоне, по
велопешеходной дорожке, проезжей части в населённом пункте и вне его. Пересечение на
велосипеде ж/д переезда. Просмотр видеоролика «Я – велосипедист».
Практика: Сюжетно-ролевая игра «Я еду на велосипеде». Съемка видеоролика.
Раздел 3. Введение в пожарную безопасность.
3.1. Дружина юных пожарных в России.
Теория: История возникновения дружин юных пожарных. Основная деятельность
дружин юных пожарных.
Практика: Викторина, квест-игра. Посвящение в дружину юных пожарных.
3.2. Человек и огонь.
Теория: Роль огня в развитии человеческого общества. Понятие пожара и его
разрушительная сила. Огонь в быту и промышленности. Огонь – стихийное бедствие.
Пожары – причина гибели людей, материальных и культурных ценностей. Развитие
цивилизации и пожароопасность. Польза и вред от огня.
Практика: Творческая работа «Огонь – друг или враг человека?»
3.3. Пожарная охрана от древности до наших дней.
Теория: История развития Пожарной охраны. Пожарная охрана в наши дни.
Пожарный – профессия героическая.
Практика: Экскурсия в пожарную часть (виртуальная). Творческая работа.
3.4. Противопожарная безопасность.
Теория: Состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от
пожаров. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций
государства. Элементами системы обеспечения пожарной безопасности (СОПБ) являются
органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации,
крестьянские (фермерские) хозяйства и иные юридические лица независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности, граждане, принимающие участие
в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством.
Практика: творчество на противопожарную тематику. Памятки по профилактике о
пожарной безопасности. Акция по пожарной безопасности.
3.5. Правила поведения при пожаре.
Теория: Основные правила поведения на пожаре. Правильный вызов пожарных.
Недопустимые действия на пожаре. Эвакуация при пожаре.
Практика: сюжетно-ролевая игра «Случай на пожаре».
3.6. Пожарная техника.
Теория: Боевая одежда пожарного. Пожарные автомобили. Рукава и стволы. Ручные
пожарные лестницы и средства спасения. Ручной инструмент.
Практика: Экскурсия в пожарную часть (изучение ПТВ на АЦ).
3.7. Лесные пожары
Теория:
Необходимость
сохранения
лесных
массивов,
продолжительность
восстановления уничтоженного леса. Экологические последствия. Опасность для людей,
оказавшихся в горящем лесу. Пожароопасность леса в сухую, жаркую погоду. Пожарная
опасность торфяников. Самовозгорание торфа. Возгорание степи. Лесные пожары в
Республике Бурятия, Курумканском районе. Основные причины пожаров в лесу.
Последствия от сжигания сухой правы, тополиного пуха. Примеры пожаров.
Практика: Экскурсия в лес на место бывшего пожара. Тестирование.
Раздел 4. Основы медицинских знаний.
4.1 Доврачебная помощь и ее значение.
Теория: Значение доврачебной помощи и правила ее оказания. Обязанности
оказывающего мощь. Принципы оказания доврачебной помощи: оценка ситуации;
безопасная обстановка; неотложная помощь; вызов скорой медицинской помощи.
Практика: Ролевая ситуационная игра.
4.2 Понятие о ранах, классификация ран
Теория: Понятие о ране. Классификация и характеристика ран. Асептика и
антисептика.
Практика: дидактическая игра.
4.3 Понятие о повязке и перевязке.
Теория: Перевязочный материал. Повязки, их виды и назначение. Правила
наложения стерильных повязок.
Практика: Работа с манекеном, наложение повязки. Интерактивная викторина.
4.4 Виды кровотечений и их характеристика
Теория: Классификация и характеристика кровотечений.
Практика: Тестирование. Интерактивная игра.
4.5 Техника временной остановки кровотечения и наложения бинтовых
повязок.
Теория: Способы временной остановки кровотечения. Характеристика и признаки
внутреннего кровотечения.
Практика: практическая работа по остановке кровотечений. Ситуационная игра.
Раздел 5. Основы вождения велосипеда. (14ч.)
5.1 Экипировка велосипедиста. Техническое состояние велосипеда.
Теория.: Средства защиты велосипедиста. Сигналы, подаваемые велосипедистом при
маневрировании. Основные узлы, детали оборудования велосипеда. Рама, руль, колеса,
цепная передача, педали. Сигнальные фонари, устройства для подачи световых и
звуковых сигналов. Система управления движением, скоростью: руль, педали, система
торможения. Способы очистки. Состояние шин. Центровка колес. Натяжение цепи и спиц.
Зазоры. Плавность хода. Обработка деталей велосипеда.
Практика: Удержание равновесия на велосипеде. Движение вперед. Торможение.
Остановка. Повороты вправо, влево. Подача сигналов руками. Подача сигналов с
помощью устройств. Викторина «Уроки безопасности». Игра-тренинг «Кто быстрее
наденет
защиту?».
Техническое
обслуживание
велосипеда.
Чистка
велосипеда,
контролирование шин. Выверка центровки колес. Натяжение цепи и спиц. Регулировка
плавности хода
5.2 Фигурное вождение велосипеда.
Теория: Техника безопасности при выполнении упражнений на велосипеде. Правила
выполнения упражнений: «восьмѐрка», коридор из коротких (длинных) досок; слалом с
одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок
и «качели», остановка на контрольной линии.
Практика: Управление движением, скоростью. Торможение. Отработка умения
управлять велосипедом при выполнении упражнений: «восьмёрка», коридор; слалом с
одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок
и «качели», остановка на контрольной линии, прицельное торможение, зауженная прямая
дорожка. Соревнование «Фигурное вождение велосипеда».
Итоговое занятие.
Подведение итогов. Тестирование на знание ПДД по пройденной теме 1 года
обучения.
2 год обучения.
1. Вводное занятие. (1ч.)
Теория: Введение в программу.
Раздел 1. Основы пожарной безопасности (57 ч.)
1.1 Становление пожарного дела.
Теория:
Опустошительные
пожары
на
Древней
Руси.
Необходимость
организованных государственных мер по борьбе с пожарами. История создания
противопожарной службы. Государственная противопожарная служба. Цель её создания.
Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные
формирования. Медали «За отвагу», «За спасение погибавших». Закон РФ «О пожарной
безопасности». Указ Президента РФ «Об установлении Дня пожарной охраны».
Практика: Экскурсия в пожарную часть, районную пожарно-техническую выставку.
1.2 От чего происходят пожары.
Теория: Пожар как сложный физико-химический процесс горения. Основные
причины пожаров: неосторожность обращения с огнём, неисправность или неправильная
эксплуатация электрооборудования, детская шалость с огнём и др. Самовозгорание.
Характерные примеры пожаров.
Практика: экспериментальная работа «Виды горения», опрос, Игра «Найди
причину». Акция «Начало отопительного сезона».
1.3 Сигарета – яд и пожар.
Теория: Курение – самая распространенная из вредных привычек. Вред курения.
Причины курения подростков. Опасность курения в постели и неосторожного обращения
с не затушенной сигаретой. Примеры пожаров.
Практика:
Творческая
работа,
создание
памяток
«Курение
убивает».
Распространение памяток среди населения с. Курумкан.
1.4 Сколько стоит пожар?
Теория:
Экологические последствия пожаров. Психологические последствия
пожаров. Материальные последствия пожаров. Затраты на обеспечение пожарной
безопасности, содержание пожарной охраны как дополнение к стоимости пожара.
Важность профилактики пожаров.
Практика:
Игра
«Пожар!»,
опрос-обсуждение,
просмотр
фильма на тему
«Последствия пожаров», обсуждение фильма
1.5 Пожарная безопасность.
Теория: Общие понятия. Возможная вероятность пожара. Пламя искры, повышенная
температура, дым, токсичные продукты горения и разложения, пониженная концентрация
кислорода – основные факторы пожара. Вторичные проявления опасных факторов.
Пожарная безопасность-комплекс организованных мероприятий и технических средств,
направленных на
предотвращения
пожара.
Инженерно-технические
мероприятия.
Противопожарный режим. Правила содержания и эксплуатации первичных средств
пожаротушения, внутренних пожарных кранов. Технические и автоматические средства
противопожарной
защиты.
Уголовная,
административная
дисциплинарная
ответственность в отношении виновных лиц.
Практика: опрос по пройденной теме, игры на логику, агитационные мероприятия
по профилактике Противопожарной безопасности, решение кроссворда.
1.6 Люди огненной профессии.
Теория: Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно
прийти на помощь. Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает
пожарный.
Работа
с
пожарно-техническим
вооружением.
Государственная
противопожарная служба. Структура. Добровольные пожарные формирования. Дружины
юных пожарных. Специализированные пожарно-технические группы. Телефон «01».
Создание региональных спасательных отрядов. Встреча с сотрудниками пожарной
охраны.
Практика: Игра «01», мини-кроссворды, ребусы, логические игры.
1.7 Главное – самообладание.
Теория: План эвакуации людей в случае возникновения пожара, как обязательное
организационное мероприятие по упорядоченному, эффективному, самостоятельному
спасению жизни.
Практика: Отработка плана эвакуации из образовательного учреждения. Кроссворд
на тему «Пожарная безопасность»
1.8 Пожарно-прикладной спорт для пожарных.
Теория: что такое пожарно-прикладной спорт для пожарных? Значение занятий
пожарно-прикладным видом спорта. Перечень и название инвентаря.
Практика: Бег с препятствиями.
Раздел 2. Основы ПДД (58 ч.)
2.1 История развития ПДД.
Теория: Исторические факты развития дорожного движения в мире, в нашей стране.
2.2 Первая Международная конвенция по безопасности дорожного движения.
Теория:
Первые
единые
ПДД,
принятые
Международной
конвенцией
по
безопасности дорожного движения во Франции.
Практика: опрос
2.3. Изобретатели ТС и история развития промышленного производства
транспортных средств.
Теория: Создание презентации о конструкторах ТС, используя интернет-ресурсы.
Промышленное производство трамваев, троллейбусов, мопедов, велосипедов, скутеров,
велосипедов в мире и в нашей стране.
Практика:
Викторина
«Что? Где? Когда?».
Видеоролик
о
Ростсельмаше.
Обсуждение видеоролика.
2.4. Дороги вчера, сегодня, завтра.
Теория: Дороги в Древнем мире. Строительство дорог в странах мира, России.
Современные материалы и технологии, применяемые в строительстве дорог. Экспертиза
качества.
Практика: Анализ «Дороги в Курумкане»
2.5 Общие положения правил дорожного движения.
Теория: История правил дорожного движения. Международные конвенции по
дорожному движению. Первые Правила дорожного движения в России. Правила
движения велосипедистов в России 1894 г. Первые единые правила движения на
территории СССР.
2.6 Общие обязанности водителей.
Теория: Общие обязанности водителей мопедов, мотоциклов, велосипедов. Термины
и понятия, используемые в действующих правилах дорожного движения: велосипед,
мопед, мотоцикл, населенный пункт, обгон, перекресток, приоритет, проезжая часть,
уступить дорогу.
Практика: Сборка пазлов «Мопед», тест «Я-мопедист».
2.7 Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов.
Теория: Порядок выезда на дорогу, перестроение, повороты направо, налево. Проезд
трамвайных путей. Разворот. Проезд перекрестков на велосипеде. Движение через
железнодорожные пути. Движение в жилых зонах. Обеспечение безопасности движения
на велосипеде.
Практика: Сборка пазлов «Мотоцикл», разбор схем «Путь домой на велосипеде».
2.8 Езда на велосипеде в условиях города и за городом.
Теория: Правила езды на велосипеде во дворе, по проезжей части, по
велопешеходным дорожкам для детей до 7 лет, от 7 до 14, с 14 и старше. Движение на
велосипеде вне населенного пункта, в дневное и ночное время, по скользкой, грунтовой
дороге. Организация движения групп велосипедистов.
Практика: Интеллектуальная игра «Знатоки ПДД», опрос по пройденной теме.
2.9 Защитная экипировка скутериста, мопедиста.
Практика: Одежда, шлем, наколенники, налокотники, перчатки, обувь, очки для
скутериста, мопедиста. Световозращающие элементы на одежде скутериста, мопедиста.
Акция «СИМ»
2.10 Дорожные знаки для пешеходов, велосипедистов. Дорожные знаки,
принятые в 2015г.
Теория: Назначение и установка дорожных знаков для пешеходов и велосипедистов.
Дорожные знаки, принятые в 2015г.: велосипедная и пешеходная дорожка с раздельным и
совмещённым движением, полоса для велосипедистов.
Практика: Игра «Выбери дорожный знак». Викторина. Игра «Узнай дорожный
знак».
2.11 Дорожная разметка.
Теория: Виды разметки дороги. Горизонтальная, вертикальная разметка. Постоянная
и временная разметка. Цвета, используемые для разметки дорог. Дополнения к ПДД в
2018г. В разделе Дорожная разметка.
Практика: Игра «Дорожная разметка», опрос по пройденной теме.
2.12 Виды перекрёстков.
Теория:
Регулируемый,
нерегулируемый,
Т-образный
перекрёстки.
Виды
светофоров. Сигналы регулировщика, знаки приоритета. Проезд перекрёстка на
велосипеде, мопеде.
Практика: Игра «Перекрёсток». Интерактивная викторина «Перекрёсток».
2.13 Движение ТС со спец. Сигналами.
Теория: Автомобили спец. Служб. Проблесковые маячки бело-синего, жёлтого
цветов. Использование звуковой сигнализации ТС. Преимущество ТС со спец. Сигналами
на дороге. Видеоролик.
Практика: Игра «Угадай-ка»
2.14 Подача звуковых сигналов.
Теория: Правила подачи звуковых сигналов в населённом пункте и вне его.
2.15 Удерживающие устройства.
Теория:
Виды
и
назначение удерживающих устройств.
Просмотр
«Удерживающие устройства – залог безопасности».
Раздел 3. Оказание доврачебной помощи
3.1. Травмы опорно-двигательного аппарата
Теория: Понятие о травмах опорно-двигательного аппарата. Представление о
причинах травм опорно-двигательного аппарата
фильма
Практика: Отработка навыков оказания доврачебной помощи при травме опорнодвигательного аппарата на манекене.
3.2. Травматический шок и противошоковые мероприятия.
Теория: Определение понятий «травматический шок» (первичный, вторичный,
поздний); Порядок оказания доврачебной помощи при травматическом шоке.
Практика: Ситуационная игра. Отработка на манекене.
3.3. Способы транспортировки пострадавшего
Теория: Способ транспортировки пострадавших при ушибах, растяжениях и
разрывах, вывихах, открытых и закрытых переломах. Транспортировка при травмах
груди, живота и области таза. Накладывание шин.
Практика: Ситуационная игра. Отработка полученных навыков на манекене. Съемка
видеоролика.
3.4. Ожоги
Теория: Понятия «термический ожог», «химический ожог», «электротравма» и
«электрический ожог». Степень тяжести ожогов. Оказание доврачебной помощи при
ожогах.
Практика: Отработка практических приемов оказания доврачебной помощи при
ожогах на манекене. Ситуационная игра.
3.5. Сердечно-сосудистые заболевания.
Теория: Заболевания кровеносных сосудов. Работа сердца и кровеносных сосудов,
причины и последствия сердечно-сосудистых заболеваний. Симптомы острой сердечной
недостаточности, инсульта, инфаркта миокарда.
Практика: отработка приемов оказания доврачебной помощи при сердечнососудистых заболевания на манекене. Викторина.
4.1. Агитационные акции.
Теория: Цели и задачи отдела пропаганды ГИБДД, Противопожарной службы.
Агитационная работа по профилактике ДДТТ, противопожарной безопасности. . Акции,
автопробеги, флеш-мобы, рейды. Привлечение СМИ к работе по профилактике ДДТТ,
противопожарной безопасности.
4.2. Использование в агитации раздаточного материала.
Практика: Изготовление агитплакатов, рисунков, листовок, памяток.
4.3. Влияние наглядной агитации на сознание человека.
Теория: Особенности восприятия информации. Зрительная и слуховая память,
воображение.
4.4 Азы ораторского искусства.
Практика: Декламация, доклад, сообщение, призыв, обращение, монолог, диалог.
4.5. Работа в агитбригаде.
Практика: Разработка сценария. Подбор музыкального сопровождения. Участие в
выступлении агитбригады.
Раздел 5. Фигурное вождение велосипеда. (50 ч.)
5.1 Анализ ДТП с участием велосипедистов, скутеристов, мопедистов. (2
час./теория- 2час)
Теория: Беседа с инспектором ГИБДД, просмотр презентации «Подросток на
дороге».
5.2 Современный велосипед. Веломобиль.
Теория: Виды велосипедов: спортивный, горный, шоссейный, специальный, тандем.
Веломобиль. Презентация.
5.3. Устройство велосипеда, мопеда.
Теория: Основные узлы, детали оборудования велосипеда. Рама, руль, колеса, цепная
передача, педали. Сигнальные фонари, устройства для подачи световых и звуковых
сигналов. Двигатель. Катофоты.
5.4 Технические характеристики велосипедов различных моделей.
Теория: Технические характеристики велосипедов различных моделей
Практика: Сборка пазлов «Велосипед»
5.5. Сборка, разборка велосипеда.
Теория: Сборка, разборка велосипеда.
Практика: Сборка, разборка велосипеда.
5.6. Техническое обслуживание велосипеда.
Практика: Разборка и сборка велосипеда. Смазка велосипеда, промывание
вращающихся деталей. Чистка велосипеда, контролирование шин. Выверка центровки
колес. Натяжение цепи и спиц. Регулировка плавности хода.
5.7. Правила эксплуатации велосипеда.
Теория: Чистота велосипеда, техническая исправность всех частей и узлов:
плавность хода, смазка подвижных частей и деталей, регулировка цепи и спиц, проверка
накачки колес, работы тормозов, наличие звонка, светоотражающего элемента(катафота).
Наличие экипировки велосипедиста: шлем, защитные налокотники и наколенники,
перчатки, соответствующая одежда.
5.8 Фигурное вождение велосипеда.
Теория: Техника безопасности при выполнении упражнений на велосипеде. Правила
выполнения упражнений: «восьмѐрка», коридор из коротких (длинных) досок; слалом с
одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок
и «качели», остановка на контрольной линии.
Практика: Управление движением, скоростью. Торможение. Отработка умения
управлять велосипедом при выполнении упражнений: «восьмѐрка», коридор; слалом с
одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок
и «качели», остановка на контрольной линии. Езда на велосипеде в условиях города по
выделенным дорожкам Соревнования. Игра «Я – велосипедист (мопедист)».
5.9. Вождение велосипеда.
Теория: Дорожные знаки. Сигналы регулировщика, Отработка движения на
велосипеде по схеме. Решение дорожных ситуаций на тренировочной площадке.
Практика: Решение дорожных ситуаций на тренировочной площадке. Отработка
движения по заданному маршруту. Начало движения. Проезд контрольных пунктов.
Движение по кругу. Проезд перекрёстков, трамвайных и ж/д путей согласно ПДД.
3 год обучения.
1. Вводное занятие. (1ч.)
Теория: Введение в программу.
Практика: Опрос.
Раздел 1. Пропаганда пожарной безопасности и правил дорожного движения.
(32 ч.)
1.1. Агитационные акции.
Теория: Цели и задачи отдела пропаганды ГИБДД, Противопожарной службы.
Агитационная работа по профилактике ДДТТ, противопожарной безопасности. Акции,
автопробеги, флеш-мобы, рейды. Привлечение СМИ к работе по профилактике ДДТТ,
противопожарной безопасности.
1.2. Использование в агитации раздаточного материала.
Практика: Изготовление агитплакатов, рисунков, листовок, памяток.
1.3 Социальные проекты.
Теория: Виды проектов. Отличительные особенности социальных проектов,
направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.
Практика: Создание социальных проектов по безопасности дорожного движения.
Создание агитационного видеоролика.
1.4. Азы ораторского искусства.
Практика: Декламация, доклад, сообщение, призыв, обращение, монолог, диалог.
Защита проекта.
1.5. Работа в агитбригаде.
Практика: Разработка сценария. Подбор музыкального сопровождения. Подготовка
театрализованного
образовательных
сценария
по
учреждениях.
безопасности
Изготовление
детей.
Участие
наглядной
со
агитации.
сценарием
в
Агитационные
мероприятия в детских садах и школах.
Раздел 2. Основы пожарной безопасности. (55 ч.)
2.1. Причины возникновения пожаров.
Теория: Неосторожное обращение с огнем – причина возникновения пожара. Анализ
возникновения пожаров. Неосторожное обращение с огнем при курении, пользовании
приборами освещения с открытым пламенем. Небрежность при курении. Нарушение
правил
пожарной
безопасности
при
эксплуатации
электрических
приборов.
Неисправность электропроводки или нарушения правил эксплуатации электросети.
Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовых газовых приборов.
Практика: Просмотр учебного фильма и его обсуждение.
2.2 Противопожарный режим в школе.
Теория: Требования к противопожарной безопасности. Меры по усилению
противопожарного режима.
Практика: Разбор и решение ситуационных задач.
2.3 Средства пожаротушения.
Теория: Вода – основное средство тушения пожара. Опасность использования воды
для пожаротушения электросетей и установок, находящихся под напряжением.
Взаимодействие воды с калием, натрием, кальцием. Песок – одно из простейших средств
тушения небольших очагов пожара Ломы, багры, топоры, лопаты, кошма – средства для
пожаротушения. Пожарные краны – оборудование для тушения пожара внутри зданий.
Углекислый газ, пена – химические средства для пожаротушения. Огнетушители первичные средства пожаротушения.
Практика: Викторина «Потуши огонь».
2.4. Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения.
Теория: Устройство для подачи сигнала о пожаре, их функции. Виды пожарных
извещателей. Приемные станции пожарной сигнализации. Установки пожаротушения, их
группы.
Практика: Тренировочная эвакуация.
2.5. Знаки пожарной безопасности.
Теория: План эвакуации. Значение сигнальных цветов и знаков безопасности в
предотвращении пожаров, взрывов. Сигнальные цвета, их смысловое значение. Группы
знаков безопасности. Геометрическая форма знаков, смысловое значение. План эвакуации
и требования к нему. Тема 6. Действия при возникновении пожара. Поведение людей при
пожаре.
Способы
эффективного
предупреждения
негативных
последствий
беспорядочного поведения людей при пожаре. Правила поведения при пожаре.
Проведение практических тренировок при пожаре.
Практика: Изготовление брошюр на тему «Знаки пожарной безопасности»
2.6 Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности.
Теория: Административная ответственность. Уголовная ответственность. Принципы
уголовной ответственности. Тематический учебный план проведения занятий по правилам
пожарной безопасности с учащимися полной средней школы.
Практика: Викторина «Знай и уважай закон». Акция по пожарной безопасности.
2.7. Пожарно-прикладной спорт.
Практика: Комплекс упражнений на развитие выносливости, быстроты, ловкости,
гибкости.
Раздел 3. Основы ПДД. (77 ч.)
3.1. Нормативно-правовые аспекты ПДД.
Теория: Соблюдение ПДД – долг и обязанность гражданин РФ. Значение ПДД для
безопасности движения. Состояние детского дорожно-транспортного травматизма в
населенных пунктах.
3.2. Виды нарушений ПДД.
Теория: Основные виды нарушений ПДД пешеходами, приводящие к авариям и
происшествиям транспортных средств. Передвижение детей на велосипедах и мопедах.
Движение групп детей. Практика: Интерактивная викторина «АВС».
3.3. Права и обязанности водителя ТС.
Теория: Обязанности водителя перед выездом и в пути следования. Документы,
которые должен иметь водитель при себе. Что запрещено водителю. Категории
транспортных средств: А, В, С, Д, Е.
Практика: Тестирование на тему «Права и обязанности водителя перед выездом и в
пути следования»
3.4. Применение специальных сигналов.
Теория:
Применение
специальных
сигналов.
Преимущество
движения
с
проблесковыми маячками. Аварийная сигнализация, порядок включения ее и установка
знака аварийной остановки.
Практика: Игра «Сигналы»
Тема 3.5. Световые и звуковые сигналы.
Теория: Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
Порядок включения световых приборов дальнего и ближнего света. Порядок включения
противотуманных средств в светлое и темное время суток и при недостаточной
видимости. Пользование звуковыми сигналами.
Практика: Викторина на пройденную тему.
3.6. Маневрирование ТС.
Теория: Начало движения, маневрирование, подача предупредительного сигнала.
Порядок перестроения. Преимущество в движении. Движение задним ходом. Разворот.
Практика: Игра на логику.
3.7. Движение маршрутных транспортных средств.
Теория: Преимущество маршрутных транспортных средств. Скорость движения.
Остановка маршрутных транспортных средств.
3.8. Остановка, стоянка, обгон.
Теория: Шкала скоростей на дорогах при движении в населенном пункте и вне его.
Порядок обгона. Встречный разъезд. Остановка и стоянка. Вынужденная остановка.
Места запрещения остановки и стоянки.
Практика: Деловая игра «Знаток правил».
3.9. Проезд перекрестков.
Теория: Проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков, пешеходных
переходов и железнодорожных путей. Движение через железнодорожные пути. Когда
запрещается выезжать на железнодорожные пути. Действия водителя при вынужденной
остановке на железнодорожных путях.
Практика: Игра «Регулировщик».
3.10. Остановочный и тормозной путь. Расчет тормозного пути.
Теория: Понятия остановочный и тормозной путь ТС. Влияние состояния дороги на
остановочный и тормозной путь.
Практика: Расчет тормозного пути разных ТС в различных условиях.
3.11. Буксировка транспортных средств.
Теория: Буксировка ТС на гибкой и жесткой сцепке. Буксировка с частичной
погрузкой в кузов или на специальное опорное устройство тягача. Запрещение
буксировки.
3.12. Перевозка людей и грузов.
Теория: Порядок перевозки групп детей. Скорость движения при перевозке детей.
Правила перевозки людей и грузов на велосипеде. Кто и в каких случаях имеет право
перевозить людей и грузы на велосипеде. Допустимые габариты груза. Крепление и
сигналы. Когда запрещено перевозить людей и грузы. Кто выдает разрешение на
перевозку крупногабаритных грузов. Способы обозначения негабаритных грузов.
Практика: Создание презентации «Перевозка людей и грузов».
3.13 Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации.
Теория: Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации.
Регистрация.
Номерные
знаки.
Установка
различных
опознавательных
знаков.
Запрещение эксплуатации.
Практика: Рисунки различных опознавательных знаков.
3.14. Неисправности и условия, при которых запрещается эксплуатация
транспортных средств.
Теория: Обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного
движения.
Неисправности
и
условия,
при
которых
запрещается
эксплуатация
транспортных средств.
3.15. Административная и уголовная ответственность за нарушение правил
дорожного движения.
Теория:
Кодекс
административных
средством,
РФ
взысканий:
конфискация
об
административных
штраф,
орудия,
лишение
средства
прав
правонарушениях.
управления
административного
Виды
транспортным
правонарушения,
административный арест. Уголовный кодекс РФ. Виды уголовных наказаний за
нарушение Правил дорожного движения. Гражданский кодекс РФ. Ответственность за
нанесения ущерба при управлении транспортным средством.
Практика: опрос по пройденной теме.
3.16 Современный автомобиль.
Теория: Устройство автомобиля. Технические характеристики различных моделей.
Правила эксплуатации автомобиля. Виды топлива. Электромобили. Экологичный
транспорт.
Практика: Творческая работа «Машина будущего»
3.17 Классификация и общее устройство автомобилей.
Теория: Классификация типов кузова автомобилей. Общее устройство автомобилей.
Назначение основных частей автомобиля. Двигатель, шасси, кузов.
Практика: Сборка пазлов «Автомобиль».
3.18 Тормозная система автомобиля.
Теория: Скорость движения различных видов транспорта: велосипед, мопед,
мотоцикл, легковые и грузовые автомобили различных марок, автобусов. Разрешенная
скорость движения различных видов транспорта в условиях города. Маневренность
различных видов транспорта. Устройство тормозной системы легкового, грузового
автомобиля, пассажирского автобуса. Принцип действия тормозной системы. Типы.
Действие. Тормозной путь автотранспорта, его зависимость от скорости движения,
состояния тормозов, погодных условий, состояния дорожного покрытия. «Человеческий
фактор». Скорость реакции водителя.
Практика: Расчет тормозного пути видов городского транспорта с учетом
различных условий: скорости движения, габаритов и массы транспортного средства,
погодных условий, состояния дорожного покрытия и т.п.
Раздел 4. Оказание доврачебной медицинской помощи. (23 ч.)
4.1. Тепловой и солнечный удар
Теория: Характеристика теплового и солнечного удара.
Практика: Отработка навыков оказания доврачебной помощи при тепловом и
солнечном ударе.
4.2. Отравление угарным газом
Теория: Причины и признаки отравления угарнымгазом;
Практика: отработка полученных навыков на манекене
4.3. Обморожение.
Теория: Оказание доврачебной помощи при разной степени обморожения.
Характеристика обморожения и степени обморожения.
Практика: отработка полученных навыков на манекене
4.4. Укусы ядовитыми змеями и насекомыми
Теория: Признаки укусов змеями и насекомыми. Местные ядовитые змеи и
насекомые.
Практика: Отработка навыков оказания доврачебной помощи при укусах змеями и
насекомыми.
4.5. Утопление
Теория: Определение понятий утопления «истинное» и «бледное», «терминальные
состояния», «клиническая смерть», «реанимация»
Практика: практическая работа по определению терминального состояния
4.6. Экстренная реанимационная помощь
Теория: Правила и техника проведения прекардиального удара. Правила и техника
выполнения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких
Практика: работа с манекеном, тренировка техники выполнения непрямого массажа
и искусственной вентиляции легких. Съемка видеоролика.
Раздел 5. Фигурное вождение велосипеда. (26 ч.)
5.1. Техническое обслуживание велосипеда.
Практика: Подготовка велосипеда к летнему сезону: очистка, контролирование
шин. Выверка центровки колес. Натяжение цепи и спиц. Регулировка плавности хода.
Смазка велосипеда, промывание вращающихся деталей. Устранение зазоров.
5.2. Фигурное вождение велосипеда.
Теория: Техника безопасности при выполнении упражнений на велосипеде. Правила
выполнения упражнений: «восьмѐрка», коридор из коротких (длинных) досок; слалом с
одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок
и «качели», остановка на контрольной линии.
Практика: Управление движением, скоростью. Торможение. Отработка умения
управлять велосипедом при выполнении упражнений: «восьмѐрка», коридор; слалом с
одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок
и «качели», остановка на контрольной линии. Езда на велосипеде в условиях города по
выделенным дорожкам Соревнования. Игра «Я – велосипедист (мопедист)». Отработка
движения по заданному маршруту. Начало движения. Проезд контрольных пунктов.
Движение по кругу. Проезд перекрёстков, трамвайных и ж/д путей согласно ПДД.
Раздел 6. Итоговое занятие.
Практика: Формирование портфолио каждого обучающегося из творческих работ.
Итоговое театрализованное представление по группам. Практическое занятие на тему
«Оказание доврачебной медицинской ситуации», Фигурное вождение на велосипеде с
препятсвиями.
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график (см. Приложение 2)
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
1 год обучения – 70
2 год обучения – 71
3 год обучения – 70
Продолжительность каникул
с 01.06.2024 г. по 31.08.2024 г.
Даты начала и окончания учебного года
с 14.09.2023 по 31.05.2024 г.
Сроки промежуточной аттестации
(по УП) входная – октябрь;
промежуточная – декабрь;
Рубежная – май в конце 1,2 года обучения
ДОП на 3 года.
Сроки итоговой аттестации (при наличии) (по УП) в конце 3 года обучения (май)
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты
Характеристика (заполнить)
- специализированный класс по изучению Правил дорожного движения,
противопожарной безопасности;
- не электрифицированные и магнитные стенды;
- технические средства обучения (интерактивная доска, компьютер,
аудио теле-видео аппаратура, разработки компьютерных тестов);
- велосипеды;
- спортивные фишки;
Материально-
- дорожные конусы с палками;
техническое
- защитная экипировка (шлем, налокотники, наколенники, защита для
обеспечение
запястья);
- настольный автогородок;
- велосипед;
- дидактическое обеспечение (информационные стенды; альбомы; игрывикторины по ПДД и пожарной безопасности; компьютерные диски по
ПДД и пожарной безопасности; наборы плакатов по ПДД и пожарной
безопаснсти; электронные презентации; электронные пособия; жезлы;
настольные игры по ПДД; форма юных инспекторов движения; значки
Аспекты
Характеристика (заполнить)
нагрудные для вознаграждения);
- светофор транспортный (три сигнала);
- Светофор пешеходный (два сигнала)
-манекен-тренажер для первой помощи
Получено по
Программе
«Новые места»
Учебный комплект «Автогородок»:
Тренажёрный модуль с индикацией обучения и контроля «Правила по
безопасности дорожного движения»;
Комплект светового оборудования;
Дорожное покрытие для четырехстороннего перекрестка с нанесенной
дорожной разметкой и утяжеленными элементами;
Светофор транспортный (три сигнала);
Светофор пешеходный (два сигнала);
Основание под светофор (переносное);
Стойка под светофор (переносная);
Насадка под один дорожный знак (на стойку светофора);
Знак дорожный с креплением;
Кабель;
Специализированная аккумуляторная система питания для
светофорного оборудования детских автогородков;
Беспроводной пульт дистанционного управления светофорным
оборудованием;
Дорожный контроллер к пульту управления;
Управляющий дорожный контроллер;
Зарядное устройство для аккумуляторной батареи
Комплект стоек с дорожными знаками;
Сигнальный дорожный конус (с световозвращающей полосой);
Игровой набор с комплектом тематических картинок;
Форма ЮИД;
Подростковый велосипед;
Детский велосипед;
Подростковый шлем;
Детский шлем;
Комплект для безопасной езды на велосипеде;
Программно-информационное сопровождение по эксплуатации и
обслуживанию бепроводного электрооборудования для детских
автогородков и учебных площадок;
Технический регламент стандартизации детских автогородков;
Методические рекомендации по проведению практических занятий с
детьми дошкольного и школьного возраста в детских автогородках;
Аппаратно-программный обучающий комплекс по правилам дорожного
движения;
Настольно-напольная игра;
Обучающий игровой комплекс для пешехода;
Аспекты
Характеристика (заполнить)
Двухсторонняя магнитно-маркерная доска с информацией о дорожном
движении на разборной стойке;
Комплект тематических магнитов на тему дорожного движения и
инфраструктуры;
Комплект тематических магнитов на тему моделей автомобилей;
Комплект тематических магнитов на тему дорожных знаков;
Магнитно-маркерная доска с дорожными правилами для пешехода с
комплектом тематических магнитов;
Магнитно-маркерная доска с безопасным маршрутом для школьников с
комплектом тематических магнитов;
Набор плакатов с изображениями дорожных знаков;
Набор плакатов для юного пешехода;
Набор плакатов с дорожно-транспортными ситуациями;
Стенды с информацией об обязанностях пешеходов;
Стенд с правилами поведения в транспорте общего пользования;
Стенд с правилами дорожного движения для велосипедистов;
Стенд с принципиальной схемой устройства велосипеда;
Учебный фильм о безопасности дорожного движения;
Мультимедийная учебно-методическая программа;
Обучающая детская игра-лото;
Настольная игра про светофор;
Набор карточек с изображениями дорожных знаков;
Учебное пособие для юных участников дорожного движения;
Пособие для юного велосипедиста;
Учебное пособие с дорожными уроками
-аудио: музыкальное сопровождение без авторских прав;
- видео: уроки, лекции по профилактике противопожарной безопасности
Информационное
обеспечение
и детского дорожно-транспортного травматизма в социальной сети
YouTube, ВК, Яндекс;
- фото: открытые исходники в глобальной сети Интернет;
- интернет источники: открытые источники из глобальной сети
Интернет.
Кадровое
Осуществляется педагогом дополнительного образования социально-
обеспечение
гуманитарного направления
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
Текущий контроль успеваемости – это систематическая проверка достижений
обучающихся, проводимая педагогом дополнительного образования. Текущий контроль
включает: входной, тематический. Формы текущего контроля: тест, беседа (опрос),
анкетирование, схема, представление творческой работы. Промежуточная аттестация –
форма контроля, определяющая успешность обучения в течение всего учебного года и
подведение итогов за контролируемый период (год). Формами промежуточной аттестации
является выступление агитбригад «Юные пожарные и инспектора движения» и «Дружина
юных пожарных» для обучающихся начальной школы, воспитанников детских садов и
изготовление
памяток
противопожарной
«Правила
безопасности».
юного
Педагог
пешехода
и
осуществляет
пассажира»,
контроль
«Правила
достижений
обучающегося по каждой теме учебного плана. Результаты заносятся в карту учета
достижений обучающихся.
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации
Методики
ДООП
Уровень теоретической подготовки
воспитанников
Уровень развития качеств личности
воспитанников
Личностные достижения
обучающихся
Уровень удовлетворенности
родителей предоставляемыми
образовательными услугами
Оценочные материалы
Мониторинг результатов обучения воспитанников
по дополнительной образовательной программе
https://disk.yandex.ru/i/dtGyUkorF76FQg
Мониторинг развития качеств личности
воспитанников (по методике М.И. Шиловой)
https://disk.yandex.ru/i/ROXHvDOyb59YpQ
Мониторинг личностных достижений
обучающихся
https://disk.yandex.ru/i/XCyszxAA-1zi0g
Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения (методика
Е.Н.Степановой)
https://disk.yandex.ru/i/hZwa2-LauxlPZA
https://disk.yandex.ru/d/Roi8LMafSfTysg
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
В процессе реализации программы используются следующие методы и приемы:
- объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, демонстрация, объяснение,
просмотр и изучение наглядных материалов, таблиц, рисунков);
- репродуктивный (выполнение работы по инструкциям, предписаниям, правилам в
аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях);
- метод творческой деятельности (творческие задания, упражнения, работы);
- практический метод (практическая деятельность для закрепления теоретического
материала через выполнение заданий, упражнений, самостоятельных творческих работ);
- метод контроля и самоконтроля (тестирование, опросы, творческие задания и
упражнения, самостоятельная работа учащихся, анализ собственной работы и работ
других учащихся);
- метод формирования интереса к учению (фантазийные задания, создание ситуаций
успеха, приёмы занимательности);
На занятиях могут использоваться отдельные элементы и различные комбинации
методов и приемов обучения по выбору педагога.
Формы организации образовательной деятельности:
Основная форма организации занятий – групповая, реже индивидуальная.
Используются следующие формы проведения занятий: учебное занятие, игра, викторина,
тестирование, кроссворды.
Педагогические технологии:
В
образовательном
процессе
используются
инновационных педагогических технологий:
технология
группового
обучения,
технологии
сотрудничества,
технология
технология
технология
ряд
элементов
следующих
развивающего
обучения,
дифференцированного
обучения,
разноуровневого
обучения,
технология
коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология, технология
коллективных обсуждений, технология создания ситуации успеха.
Дидактические материалы: https://disk.yandex.ru/d/7dcdQvA5F2DaiA
2.6. Список литературы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Федеральный закон от 15 ноября 1995г. в редакции от 29 декабря 2017г. ФЗ №443
«О безопасности дорожного движения»;
- Федеральный закон «О пожарной безопасности» №67-ФЗ от 21 декабря 1994 года.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 #28
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Устав
МБОУ
ДО
"Районный
центр
дополнительного
образования"
МО
"Курумканский район"
- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
- Архипов Е.М. «За здоровьем на велосипеде». 1999 г
- Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа:
Учеб. для студ. вузов / А. Г. Асмолов. - 2-е изд., перераб. - М. : Смысл: AcademiA, 2002. 414 с.
- Дмитрук В.П. «Правила дорожного движения для учащихся», 2005г
- «Дети и дорога». Методический комплект для учителей. Москва.2015.
- М.Л. Форштат. «Учись быть пешеходом». Санкт-Петербург 2014.
- Учителю о правилах дорожного движения. Рекомендации по организации
внеклассной работы с детьми по ПДД М.: Просвещение, 2010.
- Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности, А.П. Попова,
Москва, Вако, 2012 год.
- Комова М., Прытков Г. В целях профилактики пожаров. Материал для проведения
занятий. Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2003. - № 11
- Пиль А. Пожарные. – М.: ООО «Издательство «Астрель»: ООО «Издательство
АСТ», 2001 (Все обо всем)
- Основы безопасности жизнедеятельности в тестах, играх, кроссвордах и заданиях в
картинках, Г.П. Попова, Волгоград, 2019 год
- Сценарии игр и праздников «Осторожен будь с огнем утром, вечером и днем»,
М.С. Коган, Сибирское университетское издательство, 2019 год
- Сборник сценариев театрализованных представлений и агитбригад юных
пожарных «Сумеем огонь обезвредить!», под редакцией Кудрявцева А.Н. Екатеринбург
2007.
Приложение 1.
Дифференциация по уровневому контролю для первого года обучения
Объединение: «Школа безопасности»
Педагог дополнительного образования: Митыпова Дарья Геркеновна
Уровень ЗУН
Разделы
1. Пропаганда пожарной
безопасности и правил
дорожного движения
2.
Введение в ПДД
3. Введение в пожарную
Дифференциация ДОП по уровневому контролю теории и практики
Стартовый
Знание
(факты,
определение,
терминология)
Знать
разновидности
наглядной
агитации
Знать основные
правила
дорожного
движения
пешехода
Знать основные
Базовый
Анализ
Понимание
Применение
(разделение
(использование (использование
для видения
в практике)
в практике)
структуры
объекта)
Уметь
Отразить тему Композиция и
различать виды в творческой
отличия
наглядной
работе,
наглядной
агитации
изготовление
агитации, и их
наглядной
функционирова
агитации
ние
Понимать и
Работать с
Читать
рассказывать
Правилами
информацию
про историю
дорожного
по дорожным
детского
движения,
знакам
объединения
выделять
ЮИД и ГИБДД нужную
информацию
Понимать и
Работать с
Находить
Продвинутый
Синтез
(комбинирование,
получение целого,
обладающего
новизной)
Индивидуальные
особенности при
изготовлении
наглядной
агитации
Оценка (оценивание
значения)
Оригинальность,
индивидуальность
Оценивать
дорожную
информацию,
принимать
правильное
решение
Самооценка
Иметь
Самооценка
безопасность
4. Основы медицинских
знаний.
5. Основы вождения
велосипеда
правила пожарной рассказывать
безопасности
про историю
детского
объединения
ДЮП и
пожарных
Знать номера
Понимать
телефонов
порядок вызова
экстренных служб экстренных
служб
Знать технику
безопасности при
выполнении
упражнений на
велосипеде
Понять
технику
вождения на
велосипеде
правилами
пожарной
безопасности,
выделять
нужную
информацию
Порядок
оказания
первой
доврачебной
омощи
Удержание на
велосипеде
причину
возникновения
пожаров
представление о
средствах
пожаротушения
Способы
оказания
первой
доврачебной
помощи
Видеть ошибки
при
выполнениях
упражнений
Оказать первую
доврачебную
помощь
пострадавшему
Самооценка
Выполнять
упражнения на
велосипеде с
препятствиями
техничность
Дифференциация по уровневому контролю для второго года обучения
Объединение: «Школа безопасности»
Педагог дополнительного образования: Митыпова Дарья Геркеновна
Уровень ЗУН
Дифференциация ДОП по уровневому контролю теории и практики
Стартовый
Базовый
Продвинутый
Анализ
Синтез
Понимание
Применение
(разделение
(комбинирование,
Оценка (оценивание
Разделы
(использование в (использование
для видения
получение целого,
значения)
практике)
в практике)
структуры
обладающего
объекта)
новизной)
Знать
причины Понимать
Оценить
Понимать план Ориентироваться
Самооценка
1. Основы пожарной
возникновения
специфику
явления
с эвакуации
по плану эвакуации
безопасности
пожаров
применения
точки зрения
в здании
первичных
пожарной
средств
безопасности
пожаротушения.
2. Основы ПДД
Знать основные
Понимать
Читать
Уметь
Уметь «развести»
Самооценка
правила
ситуацию на
информацию
анализировать дорожную
дорожного
дороге
по дорожным
дорожную
ситуацию на макете
движения
знакам
ситуацию на
макете
3. Оказание доврачебной Знать номера
Понимать
Порядок
Способы
Оказать первую
Самооценка
медицинской помощи
телефонов
порядок вызова
оказания
оказания
доврачебную
экстренных служб экстренных
первой
первой
помощь
служб
доврачебной
доврачебной
пострадавшему
помощи
помощи
Знание
(факты,
определение,
терминология)
4. Пропаганда пожарной
безопасности и правил
дорожного движения
Знать
разновидности
агитации
Понимать
методы и формы
пропаганды
5. Фигурное вождение
велосипеда
Знать технику
безопасности при
выполнении
упражнений на
велосипеде
Понять технику
вождения на
велосипеде
Изготовлять
материалы и
оборудования
для проведения
агитационных
мероприятий
Езда на
велосипеде
Составлять
сценарии
агитационного
мероприятия
Самостоятельно
планировать
агитационнопропагандистскую
работу
самооценка
Видеть ошибки
при
выполнениях
упражнений
Выполнять
упражнения на
велосипеде с
препятствиями
Самооценка
Дифференциация по уровневому контролю для третьего года обучения
Объединение: «Школа безопасности»
Педагог дополнительного образования: Митыпова Дарья Геркеновна
Уровень ЗУН
Разделы
1. Пропаганда пожарной
безопасности и правил
дорожного движения
2. Основы пожарной
безопасности
3. Основы ПДД
Дифференциация ДОП по уровневому контролю теории и практики
Стартовый
Базовый
Анализ
Понимание
Применение
(разделение
(использование (использование
для видения
в практике)
в практике)
структуры
объекта)
Знать
Понимать
Изготовлять
Составлять
разновидности
методы и
материалы и
сценарии
агитации
формы
оборудования
агитационного
пропаганды
для проведения мероприятия
агитационных
мероприятий
Знать основные
Иметь
Уметь
Предвидеть
правила пожарной представление применять
возникновения
ситуации
о причинах и
средства
пожара и его
видах пожара
пожаротушени последствия
я
Знание
(факты,
определение,
терминология)
Владение
терминами ПДД
Понимать
основные
правила
поведения на
Уметь решать
проблемные
ситуации
Оценивать
ситуацию на
дороге,
использование
Продвинутый
Синтез
(комбинирование,
получение целого,
обладающего
новизной)
Действовать в
предлагаемых
обстоятельствах с
импровизированны
м текстом на
заданную тему
Уметь правильно
действовать
в
случае
возникновения
чрезвычайных
ситуаций
Проявлять свою
индивидуальность,
техничность.
Оценка (оценивание
значения)
Самооценка
Дать оценку своей
результативности и
достижениям.
Дать оценку своей
результативности и
достижениям.
улицах и
дорогах
4. Оказание доврачебной
медицинской помощи.
Знать номера
телефонов
экстренных служб
Понимать
порядок вызова
экстренных
служб
5. Фигурное вождение
велосипеда
Знать технику
безопасности при
выполнении
упражнений на
велосипеде
Понять
технику
вождения на
велосипеде
Порядок
оказания
первой
доврачебной
помощи
Езда на
велосипеде
полученных
знаний в
жизни;
Способы
оказания
первой
доврачебной
помощи
Видеть ошибки
при
выполнениях
упражнений
готовность
использовать
навыки при
необходимости в
жизни.
маневренное
вождение на
велосипеде
Самооценка
Самооценка
Приложение 2.
Календарный учебный график
I год обучения
№
занятия
№
п/п
1
Название темы, раздела
Вводное занятие
Пропаганда пожарной безопасности и
правил дорожного движения
Виды пропаганды Пожарной
безопасности и ПДД.
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
1
12
5
7
2
2
–
2-13
1
2-3
1.1
4-8
1.2
Виды наглядной агитации.
5
2
3
9-10
1.3
Азы ораторского искусства.
2
1
1
Форма контроля
Творческая работа
3
Презентация
наглядной
агитации
20
21
«Тест по ПДД»
3
1
2
История транспортных средств и ПДД
3
1
2
2.3
Общие положения ПДД
4
1
3
24-28
2.4
Причины ДТП
5
2
3
29-32
2.5
Регулирование дорожного движения.
4
2
2
11-13
1.4
Агитбригада.
3
14-54
2
Введение в ПДД
41
14-16
2.1
История создания движения ЮИД.
17-19
2.2
20-23
Дата
план.
факт.
Примечание
33-36
2.6
Обязанности пешеходов.
4
2
2
37-40
2.7
Обязанности пассажиров.
4
2
2
41-46
2.8
Дорожные знаки и их группы.
6
4
2
47-50
2.9
Дорожная разметка и ее назначение.
4
2
2
51-54
2.10
Правила для велосипедистов.
4
3
1
55-76
2
Введение в пожарную безопасность
22
10
12
55-58
3.1
Дружина юных пожарных в России
4
1
3
59-60
3.2
Человек и огонь.
2
1
1
61-62
3.3
Пожарная охрана от древности до наших
дней.
2
1
1
63-65
3.4
Противопожарная безопасность.
3
1
2
66-69
3.5
Правила поведения при пожаре.
4
2
2
70-72
3.6
Пожарная техника.
3
1
2
73-76
3.7
Лесные пожары
4
2
2
Тест «Пожарная
безопасность»
77-92
4
Основы медицинских знаний.
16
5
11
Опрос
77-78
4.1
Доврачебная помощь и еезначение.
2
1
1
79-81
4.2
Понятие о ранах, классификация ран
3
1
2
82-84
4.3
Понятие о повязке иперевязке.
3
1
2
85-87
4.4
Виды кровотечений и их характеристика
3
1
2
Тест
88-92
4.5
93-107
5
93-100
5.1
101-107
108
5.2
Техника временной остановки
кровотечения и наложения бинтовых
повязок.
5
1
4
Основы вождения велосипеда
15
5
10
Экипировка велосипедиста. Техническое
состояние велосипеда.
8
3
5
Соревнование
Фигурное вождение велосипеда. (6ч.)
7
2
5
«Фигурное
вождение
велосипеда»
Итоговое занятие
1
–
1
Итоговая
аттестация
II год обучения
№
занятия
№
п/п
1
Количество часов
Название темы, раздела
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие
1
1
–
Основы пожарной безопасности
57
31
26
2-58
1
2-7
1.1
Становление пожарного дела.
6
5
1
8-14
1.2
От чего происходят пожары.
7
4
3
15-21
1.3
Сигарета – яд и пожар.
7
2
5
22-26
1.4
Сколько стоит пожар?
5
3
2
27-43
1.5
Пожарная безопасность.
17
10
7
44-50
1.6
Люди огненной профессии.
7
4
3
51-55
1.7
Главное – самообладание.
5
2
3
56-58
1.8
Пожарно-прикладной спорт для пожарных.
3
1
2
59-116
2
Основы ПДД
58
30
28
59-61
2.1
История развития ПДД.
4
2
2
62-64
2.2
2
1
1
65-69
2.3
4
2
2
Первая Международная конвенция по
безопасности дорожного движения.
Изобретатели ТС и история развития
промышленного производства
транспортных средств.
Форма контроля
Кроссворд
Кроссворд
Дидактическая
игра
Дата
план.
факт.
Примечание
70-75
2.4
Дороги вчера, сегодня, завтра.
4
2
2
76-79
2.5
Общие положения правил дорожного
движения.
2
2
–
80-83
2.6
Общие обязанности водителей.
4
2
2
84-87
2.7
4
2
2
88-92
2.8
5
3
2
93-94
2.9
2
2
–
95-102
2.10
8
4
4
103-106
2.11
Дорожная разметка.
4
2
2
107-110
2.12
Виды перекрёстков
3
1
2
111-112
2.13
Движение ТС со спец. Сигналами.
4
1
3
113-114
2.14
Подача звуковых сигналов.
4
2
2
115-116
2.15
Удерживающие устройства.
4
2
2
Дополнительные требования к движению
велосипедов и мопедов.
Езда на велосипеде в условиях города и за
городом.
Защитная экипировка скутериста,
мопедиста.
Дорожные знаки для пешеходов,
велосипедистов. Дорожные знаки,
принятые в 2015г.
117-141
3
Оказание доврачебной медицинской
помощи
25
12
13
117-124
3.1
Травмы опорно-двигательного аппарата
8
2
6
Викторина
«Первая
доврачебная
помощь»
125-126
3.2
Травматический шок и противошоковые
мероприятия.
2
1
1
127-135
3.3
Способы транспортировки пострадавшего
9
6
3
136-138
3.4
Ожоги
3
1
2
139-141
3.5.
Сердечно-сосудистыезаболевания.
3
2
1
142-
4
142-145
4.1
146-150
4.2
151-153
4.3
154-157
4.4
158-163
4.5
164-
5
164-166
167-168
Пропаганда пожарной безопасности и
правил дорожного движения
22
3
19
Агитационные акции.
4
–
4
5
–
5
3
3
–
Азы ораторского искусства
4
–
4
Работа в агитбригаде.
6
–
6
Использование в агитации раздаточного
материала.
Влияние наглядной агитации на сознание
человека.
Фигурное вождение велосипеда.
50
14
36
5.1
Анализ ДТП с участием велосипедистов,
скутеристов, мопедистов.
3
2
1
5.2
Современный велосипед. Веломобиль.
2
1
1
Практическая
работа
«Разработка
сценария.
Выступление»
Практическая
работа «Фигурное
вождение
велосипеда»
169-171
5.3
Устройство велосипеда, мопеда.
3
2
1
172-175
5.4
Технические характеристики велосипедов
различных моделей.
4
1
3
176-180
5.5
Сборка, разборка велосипеда.
5
1
4
181-186
5.6
Техническое обслуживание велосипеда.
6
–
6
187-189
5.7
3
1
2
190-201
5.8
Фигурное вождение велосипеда.
12
3
9
202-213
5.9
Вождение велосипеда.
12
3
9
Итоговое занятие
3
–
3
214-216
Правила эксплуатации велосипеда.
Итоговая
аттестация
III год обучения
№
занятия
№
п/п
1
Количество часов
Название темы, раздела
Вводное занятие
Всего
Теория
1
1
Практика
Пропаганда пожарной безопасности и
правил дорожного движения
32
6
26
1.1
Агитационные акции.
3
3
–
5-9
1.2
Использование в агитации раздаточного
материала.
5
–
5
10-20
1.3
Социальные проекты.
11
3
8
21-24
1.4
Азы ораторского искусства.
4
–
4
25-33
1.5.
Работа в агитбригаде.
9
–
9
2-33
1
2-4
34-86
2
Основы пожарной безопасности
55
16
39
34-43
2.1
Причины возникновения пожаров.
12
2
10
Форма контроля
Практическая
работа «Создание
агитационного
ролика по
профилактике
ПДД или ПБ»
Квест-игра
«Пожарным
можешь ты не
быть, но правила
ты знать обязан»
Дата
план.
факт.
Примечание
44-50
2.2
Противопожарный режим в школе.
7
2
5
51-62
2.3
Средства пожаротушения.
12
3
9
63-68
2.4
Система пожарной сигнализации и
автоматического пожаротушения.
6
3
3
69-74
2.5
Знаки пожарной безопасности.
6
3
3
75-84
2.6
Ответственность за нарушение требований
правил пожарной безопасности.
10
3
7
85-86
2.7
Пожарно-прикладной спорт.
2
–
2
87-
3
Основы ПДД.
77
21
56
87-88
3.1
Нормативно-правовые аспекты ПДД.
3
1
2
89-92
3.2
Виды нарушений ПДД.
5
1
4
93-98
3.3
Права и обязанности водителя ТС.
6
1
5
99-103
3.4
Применение специальных сигналов.
5
1
4
104-108
3.5.
Световые и звуковые сигналы.
5
1
4
109-113
3.6.
Маневрирование ТС.
5
1
4
114-117
3.7
Движение маршрутных транспортных
средств.
4
1
3
118-121
3.8
Остановка, стоянка, обгон.
4
1
3
122-125
3.9
Проезд перекрестков.
4
1
3
6
1
5
126-131
3.10. Остановочный и тормозной путь. Расчет
тормозного пути.
Ситуационная
игра
132-133
3.11
1
1
134-138
3.12. Перевозка людей и грузов.
5
1
4
139-142
3.13
4
2
2
143-144
3.14
1
1
–
145-150
3.15
6
1
5
151-153
3.16
Современный автомобиль
3
1
2
154-157
3.17
Классификация и общее устройство
автомобилей.
4
2
2
158-163
3.18
Тормозная система автомобиля
6
2
4
Буксировка транспортных средств.
Основные положения по допуску
транспортных средств к эксплуатации.
Неисправности и условия, при которых
запрещается эксплуатация транспортных
средств.
Административная и уголовная
ответственность за нарушение правил
дорожного движения.
Оказание доврачебной медицинской
помощи.
23
11
12
164-186
4
164-166
4.1
Тепловой и солнечный удар
3
2
1
167-169
4.2
Отравление угарным газом
3
2
1
170-172
4.3
Обморожение.
3
2
1
173-176
4.4
Укусы ядовитыми змеями и насекомыми
4
2
2
177-179
4.5
Утопление
3
2
1
180-186
4.6
Экстренная реанимационная помощь
7
1
6
Тест «Первая
доврачебная
помощь»
187-216
5
187-196
197-212
213-216
Фигурное вождение велосипеда.
26
6
20
5.1
Техническое обслуживание велосипеда.
10
2
8
5.2
Фигурное вождение велосипеда.
16
4
12
Итоговое занятие
4
–
4
Практическая
работа «Фигурное
вождение
велосипеда»
Итоговая
аттестация