1
2
Оглавление
1.
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2.
Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3.
Содержание программы
2.
Комплекс организационно педагогических условий
2.1.
Календарный учебный график
2.2.
Условия реализации программы
2.3.
Формы аттестации
2.4.
Оценочные материалы
2.5.
Методические материалы
2.6.
Список литературы
3
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1.Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 #28
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"
Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе,
утвержденный приказом #7 от 20.01.2021 г. МБОУ ДО "Районный центр дополнительного
образования"
Устав
МБОУ
ДО
"Районный
центр
дополнительного
образования"
МО
"Курумканский район"
Положение о
дистанционном обучении
в
МБОУ ДО "Районный
центр
дополнительного образования" МО "Курумканский район", утвержденный приказом #62 от
31 августа 2020 г.
Актуальность:
Программы заключается в предоставлении возможности учащимся приобрести
профессиональные
навыки,
развить
творческие
способности,
утвердиться
среди
сверстников. Приобретение различных умений и навыков в процессе освоения Программы
дает возможность определиться с будущей профессией в области тележурналистики,
сформировать активную жизненную позицию.
Обучение включает в себя следующие основные предметы: филология,
иностранный язык, информатика, обществознание.
4
Вид
программы:
Программа
модифицирована
на
основе
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы Хубусгеевой Б.Г. «Телевизионная
журналистика «Перспектива»» МБОУ ДО РЦДО МО «Курумканский район».
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Адресат программы:
Учащиеся от 12 до 17 летнего возраста без ограничений по полу, которые
заинтересовались тележурналистикой, созданием медиаконтента и хотели научиться
операторскому мастерству, видеомонтажу, хотели бы попробовать себя в качестве ведущих
и сценаристов.
Такой возраст обусловлен психологическими особенностями, ибо они способны
сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей
в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем
насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем она им более нравится. Авторитет
взрослого больше не существует. Они болезненно относятся к расхождениям между
словами и делами взрослого. Они все настойчивее начинают требовать от старших
уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон
взаимоотношений. А также, проявляется четкая потребность к самопознанию, формируется
самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации.
Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение. Ведущая деятельность
–
учебно-профессиональная,
в
процессе
которой
формируются
мировоззрение,
профессиональные интересы и идеалы. Этот период отличается желанием демонстрировать
свои способности. Появляется потребность в значимом взрослом. Это время очень
противоречиво. С одной стороны хочется быть особенным, с другой – безопаснее быть как
все. Подростки мечтают о самостоятельности.
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации ДОП – 3 года
3 года, 540 педагогических часов, из них:
I год обучения – 108 педагогических часов, 3 часа в неделю
II год обучения - 216 педагогических часов, в неделю
III - 216 педагогических часов, 6 часов в неделю
Форма обучения: очная (может быть очно-дистанционная согласно Положению о
дистанционном обучении в МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования»
МО «Курумканский район», утвержденный приказом №62 от 31 августа 2020 г.)
Особенности организации образовательной деятельности: разновозрастные
Режим занятий:
5
Стартовый – Базовый –
I г.о.
II г.о.
Предмет
«Телевизионная
«Перспектива»
журналистика
3
часа
неделю;
108_часов
год.
в6
часов
неделю;
в 216_часов
год.
ПродвинутыйIII г.о.
в
6
часов
в
неделю;
в
216_часов в год.
6
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: ознакомить с основами и нормами создания телевизионных программ в
школьной телестудии посредством изучения тележурналистики.
Образовательные задачи:
Обучающие:
− ознакомить с основами теории и практики тележурналистики;
− ознакомить с базовыми терминами телевидения;
− обучать приёмам сбора, обработки и распространения информации;
− обучать основам создания сценариев телепрограмм в различных жанрах,
редактирования сценариев;
− обучать технологии и основным правилам создания телевизионного контента;
− обучать основным приемам работы с монтажным, съемочным, звуковым и
осветительным оборудованием;
− обучать качественной съемке материала: умению видеть композицию и
сотрудничать с тележурналистом;
− формировать умение работать в творческой группе.
Развивающие:
− способствовать развитию творческих способностей;
− способствовать развитию коммуникативных способностей, логического мышления,
навыков сотрудничества;
− развивать умение применять полученные теоретические знания на практике,
объективно анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал.
Воспитательные:
− воспитывать культуру поведения и общения с людьми (внимательность,
доброжелательность, готовность к сотрудничеству);
− воспитывать целеустремлённость, настойчивость, ответственность за достижение
высоких творческих результатов;
− формировать культурологическое мировоззрение, широкий кругозор.
В ходе реализации программы обучающиеся приобретают ряд навыков и умений,
которые служат показателем результативности работы.
Ожидаемые результаты:
См. Уровневая Дифференциация
https://disk.yandex.ru/d/06Xo1iE4-BrSbw
7
1.3. Содержание программы
«Телевизионная журналистика «Перспектива»
Учебный план
Стартовый – I год обучения
Таблица 1.3.1
№
Количество часов
Всего
Теория Практика
часов
2
2
–
30
10
20
Наименование
разделов
Вводное занятие
1
Тележурналистика
2
Операторское
мастерство
33
6
27
3
Видеомонтаж
27
4
23
18
5
13
108
25
83
4
Основы
телекинорежиссуры
Итого
и
Формы
аттестации/контроля
Тест «Культурный ли я
человек?»
Практическая работа «Я
всегда с собой беру
видеокамеру…»
Практическая работы «А я
за кадром…»
Контрольная работа
«Презентация видео»
Базовый - II год обучения
№
Наименование
разделов
Вводное занятие
1
2
4
5
6
7
Профессия
телеоператор
Мастерство
звукорежиссуры
Монтаж
на
телевидении
Мобильная видеосъемка
и монтаж. Публикация
на видеохостингах
Выпуск телевизионной
передачи
Итоговое
занятие.
Конкурс телевизионных
роликов
Итого
Количество часов
Всего
часов
3
Теория Практика
3
–
32
14
18
32
14
18
122
22
100
10
5
5
15
–
15
2
–
2
216
58
158
Формы
аттестации/контроля
Практическая работа «Я
беру интервью»
Практическая
работа
«Гаммочка»
Практическая
работа
«Выразительность речи»
Практическая
работа
«Представление
телепередачи»
Практическая работа «Я
веду репортаж»
Итоговое
занятие
«Представление
телепередачи»
8
Продвинутый - III год обучения
Наименование
№
разделов
Вводное занятие
Количество часов
Всего
Теория Практика
часов
3
3
–
1
Фотожурналистика
100
40
60
2
Тележурналистика
110
40
70
3
–
3
216
83
133
3
Итоговое
Конкурс
работ
Итого
занятие.
творческих
Формы
контроля/аттестации
Практическая
работа
«Тематический
фоторепортаж»
Практическая работа «В
эфире новости»
Итоговое
занятие
«Презентация фильма»
Содержание учебного плана
Содержание Ι года обучения
1.
Вводное занятие (2 ч.)
Теория. Введение в Программу. Правила поведения в студии. Медиа, что это?
Исторический, экономический и культурный контекст возникновения массовой культуры,
первые годы развития медиакультуры.
Раздел 1. Тележурналистика (30 ч.)
1.1
Репортер или универсальный журналист, кто он? (6 ч.)
Теория. Определение понятий. Разбор кейсов, поиск мультимедийности в жизни
обучающихся.
Практика. Работа в малых группах. Использование гаджетов для создания
презентаций. Презентации.
1.2
Техника речи (6 ч.)
Практика. Артикуляционная гимнастика. Упражнения. Звуковой ряд. Скороговорки.
Игротехнологии. Задание в видеоформате (самопрезентация). Задание для самостоятельной
работы.
1.3 Код таланта (6 ч.)
Теория. Работа в кадре. Искусство интервью. Интервью. Цели и особенности
интервью. Активное слушание. Коммуникативные техники. Подготовка вопросов для
интервью. Требования к вопросу. Взаимодействие журналиста и оператора при съёмке
интервью. Эмоциональный интеллект. Введение в монтаж.
Практика. Выполнение творческого задания. Просмотр и разбор видеокейсов.
1.4 «A one-minute speech» («В одну минуту речи») (6 ч.)
9
Практика. «A one-minute speech». Техника публичных выступлений, задания в малых
группах. Работа с хромакеем. Творческое задание. Самостоятельная работа. Знакомство с
видеомонтажом.
1.5 «Старые» и «новые» медиа: технологии и смыслы (6 ч.)
Теория. Как устроено изображение, о чем оно говорит, смотрим глазами
профессионалов. Телевизионный сюжет. Телевизионный язык: умение рассказывать
«картинками». Композиция телевизионного сюжета. Типы и элементы телевизионных
сюжетов. Взаимодействие журналиста и оператора при работе над сюжетом. Понятия
«закадровый текст», «синхрон», «лайф», «экшн», «стенд-ап». Основы композиции.
Культурные коды. Идея. Образ. От замысла к воплощению.
Практика. Практикум по визуальному анализу. Работа в малых группах. Раскадровка.
Раздел 2. Операторское мастерство (31 ч.)
2.1 Видеокамера. Техника безопасности при работе с видеокамерой (15 ч.)
Теория. Устройство цифровой видеокамеры, фотоаппарата. Обращение с техникой.
Функциональное назначение элементов управления видеокамерой и их грамотное
применение. Видеоряд. Требования к видеоряду. Основные правила видеосъёмки. Баланс
белого, освещенность кадра, выравнивание кадра по вертикали. Устойчивость камеры при
съёмках без штатива.
Практика. Опыт видеосъемки. Демонстрация видео.
2.2 Композиция кадра. Специфика съемок (9 ч.)
Теория. План: крупный, средний, общий. Ракурс. Перспектива. Глубина кадра. Свет и
цвет. Человек в кадре. Выбор плана при съёмке человека. Монтаж «по крупности». Обрезка,
«воздух». Съёмка взаимодействующих объектов. Съёмки диалога. «Правило восьмёрки».
Съёмка интервью. «Говорящий фон». Съёмка «стенд-апа». Внутрикадровый монтаж.
Панорама. Переход фокуса. Движение камеры. Монтажная фраза.
Практика. Съемочный процесс. Просмотр отснятого материала.
2.3. Съёмка телесюжетов в разных жанрах (7 ч.)
Практика. Взаимодействие оператора и журналиста по решению творческой задачи.
«Картинка» - основа телесюжета. Алгоритм работы оператора при съёмке телесюжета.
Съёмки в особых условиях освещенности. Жанровые съемки. Съемочный процесс.
Самостоятельная работа.
Раздел 3 Видеомонтаж (36 ч.)
3.1 Основы нелинейного видеомонтажа (12 ч.)
Теория. Оборудование для нелинейного видеомонтажа. Основные правила и меры
безопасности при обращении с компьютером. Требования к компьютеру для видеомонтажа.
10
Монтажный план сюжета. Технология нелинейного видеомонтажа. Принципы монтажа
видеоряда. Программа видеомонтажа. Интерфейс программы. Основные инструменты
программы видеомонтажа.
Практика. Работа с видеофайлами на компьютере. Работа с программой для
обработки и просмотра видеофайлов. Обработка исходного материала. Создание
монтажного листа, монтажного плана сюжета. Монтаж по крупности, монтаж по
ориентации в пространстве, монтаж по фазе движения и пр. Использование «перебивок»,
деталей. Импортирование видеофайлов на компьютер. Работа с программой видеомонтажа.
Создание видеофайлов для монтажа видеосюжета. Запись закадрового текста. Форматы
видеофайлов. Настройки программы для начала работы. Звуковой ряд телесюжета.
Размещение на дорожке видеоредактора закадрового теста и синхронов. Создание файла
проекта.
Использование
аудиофильтров.
Создание
видеофайла
телесюжета.
Экспортирование файла на видеокамеру и другие носители.
3.2 Разбор кейсов на видео (10 ч.)
Практика. Построение видеоряда. Размещение видео на дорожке видеоредактора.
Сочетание
звукового
инструментов
ряда
с
видеомонтажа.
видеорядом
Создание
сюжета.
титров
и
Использование
заставок.
специальных
Эффекты
перехода,
использование функций. Видеофильтры. Использование изображений и аудиофайлов при
создании видеофайла.
3.3 Мастер-класс «Один день в профессии» (6 ч.)
Теория. Знакомство с работой эксперта, портфолио.
Практика.
Мастер-класс
с
секретами
профессионального
мастерства.
Игротехнологии.
Раздел 4. Основы теле- и кинорежиссуры (18 ч.)
4.1 Фильм как проект (6 ч.)
Теория. Этапы создания проекта. Работа с информацией. Поиск ответа на вопрос по
картинке (золотое сечение на примере формы яйца), повторение основ композиции.
Планирование.
Практика. Работа в команде. Планирование.
4.2 Творческое задание по реализации авторского мультимедийного проекта (4
ч.)
Практика. Письменное задание. Обучающимся необходимо прописать цели, задачи и
этапы реализации авторского мультимедийного проекта.
11
4.3 Планирование (2 ч.)
Теория: Закрепление материала по методам планирования.
Практика. Работа над авторскими проектами. Письменное задание. Самостоятельная
работа.
4.4 Поэзия фотографии (2 ч.)
Практика.
Индивидуальные
творческие
задания
(закрепление
пройденного
материала).
4.5 Короткометражный фильм (4 ч.)
Теория.
Режиссерская
Короткометражные фильмы. Постановка темы и идеи.
экспликация.
Основы
композиционного
построения.
Синопсис.
Структура.
Планирование и производство фильма. Постпроизводство.
Практика. Разработка синопсисов короткометражных фильмов.
Итоговое задание
Подведение итогов. Защита проекта.
Содержание ΙΙ года обучения
1.1. Вводное занятие (3 ч.)
Теория. Ознакомление с программой. Журналистика как профессия и общественная
деятельность. Инструктаж по ТБ и ПБ.
Раздел 2. Введение в профессию телеоператора (32 ч.)
2.1. Телевизионная аппаратура и техническое ТВ – оборудование (5 ч.)
Теория. Оборудование телевизионной студии: свет, камеры, звуковое оборудование
(микрофон, «ухо», аудиомониторы) штативы (трипод, монопод). Оборудование эфирной
аппаратной: эфирный видеомикшер и т. д.
Практика. Практическое задание. Устройство и принцип работы оборудования
телевизионной студии.
2.2. Видеоаппаратура. Техника владения видеокамерой (5 ч.)
Теория. Виды видеокамер. Устройство и основные функции видеокамеры.
Специальные функции и спецэффекты. Основные правила видеосъёмки. Съёмка с рук:
основные приёмы и положения тела, ракурсы, трансфокация. Тряска (дрожание камеры) и
способы борьбы с этим. Гравитационный синдром при съёмке. Съёмка со штатива, правила
пользования штативами. Съёмка в движении: панорамирование, тревелинг, съёмка с
тележки, съёмка с крана, устройства гироскопической стабилизации камеры. Композиция
кадра: план крупный, средний, общий. Ракурс. Перспектива. Глубина кадра.
12
Практика. Практическое задание. Отработка техники съёмки из различных
положений; разных ракурсов. Отработка техники наездов и отъездов трансфокатором
автоматическим и ручным. Тренировка твёрдого держания камеры в руке, на плече, на
колене. Отработка техники съёмки со штатива.
2.3. Технология телепроизводства (6 ч.)
Теория. Ознакомление с технологией телепроизводства.
Практика. Практическая работа. Подготовка и сбор оборудования к выезду на сюжет.
Подготовка оборудования к съемке в студии: постановка света, установка камер,
размещение микрофонов. Настройка света при интервью. Определение правильного ISO
для съемки в здании, в студии, в темном помещении, на улице. Определение баланса белого
для съемки в здании, на улице, в студии. Настройка параметров камеры для съемки.
2.4. Операторское мастерство. Режиссура телевидения (6 ч.)
Теория. Особенности съемки в студии, на улице, в здании. Отличия студийной,
репортерской, художественной съемки.
Практика. Практическая работа. Съемка пилотного новостного выпуска, съемка
видеоклипа.
2.5. Телевизионный сюжет (5 ч.)
Теория. Телевизионный язык. Умение рассказывать «картинками». Композиция
телевизионного сюжета. Типы и элементы телевизионных сюжетов. Структура сюжета.
Подготовка к съемке. Сбор предварительной информации, создание списка спикеров.
Понятия «закадровый текст», «синхрон», «лайф», «экшн», «стенд-ап». Съёмка телесюжета
(взаимодействие оператора и журналиста). Алгоритм работы оператора при съёмке
телесюжета.
Практика. Творческое задание. Разработка концепции телесюжета, создание
монтажного плана. Съемка.
2.6. Совместная работа телеоператора с тележурналистом (5 ч.)
Теория. Выбор плана при съёмке человека. Съёмка взаимодействующих объектов.
Работа телеведущего. Съёмки диалога. «Правило восьмёрки». «Говорящий фон». Съёмка
«стенд-апа».
Практика. Творческое задание «Стенд-ап». Съёмка «стенд-апа». Просмотр и
обсуждение отснятых кадров. Монтаж «стенд-апа».
Раздел 3. Мастерство звукорежиссуры (32 ч.)
Теория. Оборудование для работы со звуком. Микрофоны, микшерный пульт,
колонки, диктофоны, технические средства звукозаписи. Моно- и стереозапись. Основные
принципы работы со звуком. Обработка звука. Проблемы при записи интервью,
13
закадрового голоса, голоса журналиста. Способы устранения проблем. Шумоизоляция.
Монтаж
звука.
Монтаж
в
условиях
предварительной
записи.
Параллельный
монтаж.Последовательный монтаж.
Практика. Практическая работа «Отработка навыков звукозаписи и аудиомонтаж».
Раздел 4. Монтаж на телевидении (122 ч.)
4.1. Введение в курс видеомонтажа (3 ч.)
Теория. Основные понятия видеомонтажа, принцип работы при монтаже. Этапы
работы при нелинейном монтаже. Создание монтажного листа, монтажного плана сюжета.
4.2. Ознакомление с программой Movavi Movie Maker (20 ч.)
Теория. Ознакомление с интерфейсом программы Movavi Movie Maker: монтажный
стол, панель Video Preview (просмотр видео), панель с вкладками, панель Trimmer
(подрезка), панель Mixer (микшер). Правила работы с файлами для создания видеоролика.
Порядок создания и сохранения проекта и видео.
Практика. Практическая работа на ориентирование в интерфейсе программы Movavi
Movie Maker. Подготовка рабочего пространства для монтажа. Подготовка папки с файлами
для сохранения видео. Создание и сохранение пробного видео.
4.3. Основы видеомонтажа (20 ч.)
Теория. Виды и подвиды планов, особенности их сочетания. Принципы соединения
кадров. Множественная композиция. Поликадр.
Практика. Практическая работа. Создание мини-ролика.
4.4. Видеопереходы и видеоэффекты (20 ч.)
Теория.
Видеоэффект.
Добавление
видеоэффектов.
Изменение
скорости
воспроизведения. Панорама и обрезка видео. Видеопереходы. Добавление и настройка
видеопереходов.
Практика.
Практическая
работа.
Создание
мини-ролика
с
добавлением
видеоэффектов, с изменением скорости воспроизведения, добавлением видеопереходов.
4.5. Обработка кадров (25 ч.)
Теория. Обработка кадров. Способы обработки кадров.
Практика. Практическая работа. Создание мини-ролика с применением обработки
кадров.
4.6. Работа с титрами (10 ч.)
Теория. Что такое титры. Виды титров. Как создаются простые титры. Как создаются
бегущие титры.
Практика. Практическая работа. Применение простых и бегущих титров в готовом
мини-ролике.
14
4.7. Монтаж информационных программ (24 ч.)
Теория.
Информационная
и
информационно-развлекательная
программа.
Особенности монтажа информационной программы.
Практика. Практическая работа. Монтаж информационной программы на основе
ранее отснятого материала.
Раздел 5. Мобильная видеосъемка и монтаж. Публикация на видеохостингах (10
ч.)
Теория. Особенности мобильной видеосъемки и монтажа. Программы для мобильных
телефонов и сервисы. Приложения для монтажа видео на Android: VivaVideo: Free Video
Editor, WeVideo; на iOS: Splice, InShot, iMovie. Достоинства и недостатки. Видеохостинги:
VK.Видео, Яндекс.Видео, Vimeo, RuTube, Brightcove. Возможности и особенности.
Загрузка персональной обложки для видео. Прямые эфиры.
Практика. Творческое задание. Мобильная видеосъемка. Монтаж. Загрузка видео на
видеохостинг VK.Видео.
Раздел 6. Выпуск телевизионной передачи (15 ч.)
Практика. Практическая работа. Самостоятельное выполнение обучающимся
итоговой работы – создание телевизионных передач на выбранную тему в любом жанре на
основе полученных знаний.
Раздел 7. Итоговое занятие. Конкурс телевизионных роликов (2 ч.)
Практика. Формирование портфолио каждого обучающегося из творческих работ,
созданных за год. Просмотр и обсуждение. Представление обучающимися творческой
работы на конкурс.
Содержание ΙΙΙ года обучения
1.1.
Вводное занятие. Инструктаж (3 ч.)
Теория. Знакомство с программой «Основы тележурналистики», целями и задачами,
порядком и планом работы на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Формы
и методы деятельности объединения. Базовые навыки владения компьютером
Раздел 2. Фотожурналистика (100 ч.)
2.1. Профессия фотожурналиста (13 ч.)
Теория. Жанры фотожурналистики. Роль фотоиллюстрации. Виды и особенности
фотожурналистики.
Профессия
фотожурналиста.
Фотографические
навыки.
Технологические навыки. Этические и правовые моменты.
Практика. Тест «Жанры, виды и особенности фотожурналистики».
2.2. Фотоаппаратура (14 ч.)
15
Теория. Классификация современных фотокамер. Достоинства цифровой фотографии.
Особенности
устройства
и
основных
частей
фотоаппарата.
Базовая
настройка
фотоаппарата. Режимы съемки цифровых камер. Классификация объективов: нормальные,
широкоугольные, телеобъективы. «Фикс-фокус» и зум-объектив. Правила ухода за
фототехникой, оптикой. Комплект необходимого оборудования для съемки. Сменные
объективы. Светофильтры. Штативы, моноподы и другие опоры. Формирование
изображения на матрицу. Оперативность при съёмке и просмотре отснятого материала.
Хранение и поиск фотографических архивов. Форматы графических изображений, их
преимущества и недостатки.
Практика. Практическое задание. Изучение современных видов фототехники,
объективов с помощью иллюстративного и наглядного материала. Съёмка цифровыми
фотоаппаратами в различных режимах, совместная работа и просмотр отснятого материала
на компьютере.
2.3. Экспозиция. Выдержка, диафрагма, ISO (15 ч.)
Теория. Установка экспозиции. ISO, диафрагма и выдержка. Глубина резко
изображаемого пространства (ГРИП). Приоритет диафрагмы или выдержки. Творческие
приёмы использования приоритета диафрагмы или выдержки. Эффект фризлайта.
Практика. Практическая работа «Проведение фотосъёмки с использованием разных
режимов диафрагмы и выдержки, экспозиции. Эффект фризлайта».
2.4.
Композиция
в
фотографии.
Основные
изобразительные
средства
фотографии (14 ч.)
Теория. Основные правила композиции (смысловой центр, свойства линий, контраст,
размещение, «золотое сечение», правило одной трети, равновесие и симметрия, формат,
точка съёмки, диагональ, пространство, чтение изображения, боке). Различные техники
съемки: съемка с «проводкой», зум-эффект. Композиция в пейзаже. Роль освещения в
процессе съёмки. Выбор композиционного построения портрета (во весь рост, поколенный,
поясной, погрудный, головной).
Практика. Практическое задание. Съёмка цифровым фотоаппаратом с учётом
применения основных правил композиции, составление композиций. Съёмка пейзажа.
Портретная съемка. Обработка отснятого материала в студии. Анализ результатов работы.
2.5. Репортажная съёмка. Основные правила и требования к репортажной
съёмке (15 ч.)
Теория. Жанры фотографии. Особенности репортажной съемки. Детали фото,
«решающий момент», факт и своя точка зрения на событие, ракурс, реальная история и
замысел. Выбор аппаратуры, аксессуаров для съемки. Основные правила съёмки
16
мероприятий. Статика и динамика изображения. Поиск сюжета. Юридические аспекты
репортажной съемки. Выбор оборудования.
Практика. Творческое задание «Фоторепортаж с мероприятия». Как рассказать
историю, используя всего три фотографии.
2.6. Обработка фотографий в графических редакторах Photoshop и Lightroom.
Подготовка фотографий к печати и к публикации в Интернет (15 ч.)
Теория. Обработка отснятого материала на компьютере. Принципы обработки
фотографий. Подборка фотографий. Кадрирование, коррекция кадров по свету и цветовой
гамме, устранение эффекта «красных» глаз и т.д. Графический редактор Photoshop
(описание программы; настройка рабочего пространства). Графический редактор Lightroom
(описание программы; настройка рабочего пространства). Предпечатная подготовка
фотоизображений. Ознакомление с оборудованием для печати. Основные требования для
публикации в сети Интернет, сохранение изображений с учетом требований глобальной
сети.
Практика. Открытое занятие. Самостоятельная обработка воспитанниками своих
снимков (репортажная съемка) в графических редакторах Photoshop и Lightroom на
компьютере в студии. Работа по подготовке фотографий к печати и публикации в Интернет.
2.7. Мобильная фотография. Создание видеоклипов из фотографий. Программы:
Windows Movie Maker, Adobe Premier Pro (14 ч.)
Теория.
Особенности
мобильной
фотографии.
Социальная
сеть
Instagram.
Особенности и основные элементы. Описание программ: Windows Movie Maker, Adobe
Premier Pro. Настройка рабочего пространства. Принципы создания видеоклипов из
фотографий. Наложение текста и музыкального сопровождения.
Практика. Просмотр и анализ мобильных фотографий профессионалов. Творческое
задание «Мобильная фотография». Подготовка видеоклипа из фотографий.
Раздел 3. Тележурналистика (110 ч.)
3.1. Специфика работы тележурналиста (12 ч.)
Теория. Телевидение как средство коммуникации. Социальные функции телевидения.
Телевизионные
специальности.
Телевизионные
жанры.
Особенности
тележурналиста.
Оборудование
телевизионной
студии:
свет,
оборудование
(микрофон,
«ухо»,
аудиомониторы)
штативы
камеры,
(трипод,
профессии
звуковое
монопод).
Оборудование эфирной аппаратной: эфирный видеомикшер и т. д.
Практика. Практическое задание. Устройство и принцип работы оборудования
телевизионной студии.
3.2. Видеокамера. Техника владения видеокамерой (12 ч.)
17
Теория. Виды видеокамер. Устройство и основные функции видеокамеры.
Специальные функции и спецэффекты. Основные правила видеосъёмки. Съёмка с рук:
основные приёмы и положения тела, ракурсы, трансфокация. Тряска (дрожание камеры) и
способы борьбы с этим. Гравитационный синдром при съёмке. Съёмка со штатива, правила
пользования штативами. Съёмка с движения: панорамирование, тревелинг, съёмка с
тележки, съёмка с крана, устройства гироскопической стабилизации камеры. Композиция
кадра: план крупный, средний, общий. Ракурс. Перспектива. Глубина кадра.
Практика. Практическое задание. Отработка техники съёмки из различных
положений; разных ракурсов. Отработка техники наездов и отъездов трансфокатором
автоматическим и ручным. Тренировка твёрдого держания камеры в руке, на плече, на
колене. Отработка техники съёмки со штатива.
3.3. Звукозаписывающее оборудование. Монтаж звука (14 ч.)
Теория. Оборудование для работы со звуком. Микрофоны, микшерный пульт,
колонки, диктофоны. технические средства звукозаписи. Моно- и стереозапись. Звуковые
редакторы: Adobe Audition CC – профессиональный редактор, предназначенный для записи
звука, а также для работы с цифровыми аудио; АудиоМАСТЕР – многофункциональный
аудиоредактор, предназначенный для работы с музыкой и звуком. Монтаж звука. Монтаж
в условиях предварительной записи. Параллельный монтаж. Последовательный монтаж.
Практика. Практическое задание «Отработка навыков звукозаписи и аудиомонтаж».
3.4. Телевизионный сюжет (12 ч.)
Теория. Телевизионный язык. Умение рассказывать «картинками». Композиция
телевизионного сюжета. Типы и элементы телевизионных сюжетов. Структура сюжета.
Подготовка к съемке. Сбор предварительной информации, создание списка спикеров.
Понятия «закадровый текст», «синхрон», «лайф», «экшн», «стенд-ап». Съёмка телесюжета
(взаимодействие оператора и журналиста). Алгоритм работы оператора при съёмке
телесюжета. Создание монтажного листа, монтажного плана сюжета. Обработка исходного
материала. Принципы монтажа видеоряда. Монтаж по крупности, монтаж по ориентации в
пространстве, монтаж по фазе движения и пр. Использование «перебивок», деталей.
Практика. Творческое задание. Разработка концепции телесюжета, создание
монтажного плана. Съемка.
3.5. Программы для видеомонтажа (12 ч.)
Теория. Видеоредактор VideoPad. Основные инструменты программы видеомонтажа.
Интерфейс программы. Звуковой ряд телесюжета: сочетание звукового ряда с видеорядом
сюжета, размещение на дорожке видеоредактора закадрового теста и синхронов. Создание
файла проекта. Работа с программой видеомонтажа. Использование аудиофильтров.
18
Специальные инструменты видеомонтажа: создание титров и заставок. Эффекты перехода,
использование функций. Видеофильтры. Использование изображений и аудиофайлов при
создании видеофайла. Экспортирование файла. Форматы видеофайлов.
Практика. Творческое задание. Импортирование видеофайлов на компьютер.
Создание видеосюжета на заданную тему.
3.6. Интервью (12 ч.)
Теория. Цели и особенности интервью. Активное слушание. Коммуникативные
техники. Требования к вопросу. Взаимодействие при съёмке интервью. Формы организации
интервью. Этапы подготовки интервью. Открытые и закрытые вопросы. Десять способов
испортить интервью.
Практика. Творческое задание «Интервью». Предварительная подготовка вопросов,
приготовление помещения и аппаратуры к съёмке. Съёмка интервью. Просмотр и
обсуждение отснятых кадров. Монтаж интервью.
3.7. Человек в кадре (12 ч.)
Теория. Выбор плана при съёмке человека. Съёмка взаимодействующих объектов.
Работа телеведущего. Съёмки диалога. «Правило восьмёрки». «Говорящий фон». Съёмка
«стенд-апа». Техника речи.
Практика. Творческое задание «Стенд-ап». Съёмка «стенд-апа». Просмотр и
обсуждение отснятых кадров. Монтаж «стенд-апа».
3.8. Мобильная видеосъемка и монтаж. Публикация на видеохостингах (12 ч.)
Теория. Нюансы мобильной видеосъемки и монтажа. Программы для мобильных
телефонов и сервисы. Приложения для монтажа видео на Android: VivaVideo: Free Video
Editor, WeVideo; на iOS: Splice, InShot, iMovie. Достоинства и недостатки. Видеохостинги:
VK.Видео, Яндекс.Видео, Vimeo, RuTube, Brightcove. Возможности и особенности.
Загрузка персональной обложки для видео. Прямые эфиры.
Практика. Творческое задание. Мобильная видеосъемка. Монтаж. Загрузка видео на
видеохостинг VK.Видео.
3.9. Лонгрид – формат онлайн-журналистики. Платформа Tilda Publisihg (12 ч.)
Теория. Понятие «лонгрид». Основная идея и задача лонгрида. Структура, типовые
элементы. Вдохновляющие примеры. Особенности платформы «Tilda Publishing» –
блочного конструктора сайтов, позволяющего создавать блоги. Типовые элементы.
Вдохновляющие примеры. Дизайн.
Практика. Просмотр и анализ вдохновляющих примеров лонгридов. Творческое
задание «Мой первый лонгрид». Создание лонгрида.
Раздел 4. Итоговое занятие. Конкурс творческих работ (3 ч.)
19
Практика. Формирование портфолио каждого обучающегося из творческих работ,
созданных за год. Самостоятельное выполнение обучающимся итоговой творческой работы
на выбранную тему в любом жанре на основе полученных знаний. Просмотр и обсуждение.
Представление каждым обучающимся творческой работы на конкурс
20
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Ссылка:
https://disk.yandex.ru/d/Hju3p6BZ83AkAA
(заполнить с учетом срока реализации ДООП)
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
36 недели
Количество учебных дней
1 год обучения - 71
2 год обучения – 70
3 год обучения - 71
Продолжительность каникул
с 01.06.2024 г. по 31.08.2025 г.
Даты начала и окончания учебного года
С (1)14.09.2024 по 31.05.2025 г.
Сроки промежуточной аттестации
(по УТП) входная- октябрь
Промежуточная- декабрь
Рубежная- май в конце 1,2 года обучения
ДОПна 3 года
Сроки итоговой аттестации (при наличии) (по УП) в конце 3 года обучения (май)
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты
Характеристика (заполнить)
Уже есть:
- видеокамера
(модельный
ряд
Panasonic)
и
совместимая карта памяти
на 64 ГБ;
- комплект радиомикрофонов
(модельный ряд Panasonic);
- микрофон петличный; Материально- накамерный
свет
техническое обеспечение
(осветитель) и аккумулятор
для него;
- комплект
постоянного
света;
- компьютеры (10 шт) с
поддержкой программ для
профессионального
видеомонтажа и обработки
фотографий;
-
Желаемое:
Grifon R7-1015 отражатель
овальный семь в одном
100x150 см
Комплект
студийного
оборудования Falcon Eyes
KeyLight 425LED SBU KIT
Fotokvant VLOG-01 KIT
комплект блогера
Fotokvant
SL-60Al
светодиодный осветитель
для телефона
Boya BY-M1DM двойной
петличный универсальный
микрофон
со
стереоразъемом
для
смартфонов, DSLR камер
Шкаф для хранения
21
Характеристика (заполнить)
Аспекты
- зеркальный фотоаппарат с
-
-
функцией видеозаписи и
возможностью
подключения
микрофона
(модельный ряд Canon
2000D, объектив 18-55 kit) и
совместимая карта памяти
на 32 ГБ;
штатив профессиональный
для видеокамеры;
студийный комплект для
записи звука;
МФУ с системой цветной
непрерывной
печати;
комплект цветных и черных
чернил;
Микрофон репортажный;
Микрофон выносной;
Бумага формат А4;
шкафы
для
хранения
техники, сейф. Стулья,
столы, пуфики и маты для
групповых занятий (10 шт)
-Системный блок
ASUS S500MC-310105049T
(3 шт)
-Монитор HUAWEI Display
23.8" 60Hz (3шт.)
- Наушники SonyMDRZX110B для мониторинга
звука во время эфира
Акустический
экран
Maono AU-S02
-Клавиатура
проводная
Oklick 90м (3 шт.)
-Мышь
проводная
AcelineCM-503BU черный
(3шт.)
- Объективы Canon 18-135
ISM-ST
-
Информационное
обеспечение
-аудио: музыкальное сопровождение без авторских прав
- видео: уроки видеомонтажа в социальной сети
VK.Видео
- фото: открытые исходники в глобальной сети
Интернет
- интернет источники: 4pda.ru; VK.Видео;
Кадровое обеспечение
Осуществляется
педагогом
дополнительного
образования социально-гуманитарного направления
2.3. Формы аттестации
Текущая
и
промежуточная
проверка
результатов
осуществляется
методом
педагогического наблюдения, а также во время собеседования с педагогом на
консультационных занятиях. Обучающие заполняют рефлексивные формы самооценки.
На различных этапах обучения используются различные виды и формы контроля:
1) Формы предварительного контроля устный опрос.
2) Формы текущего контроля тестирование; наблюдение; устный опрос.
22
3) Формы промежуточного контроля обследование умений и навыков работы с
картой, справочной литературой.
4) Итоговые формы контроля диагностические карты; критерии освоения
образовательной программы на каждый обучения.
Формами подведения итогов реализации программы являются: опрос; викторина;
открытое занятие; итоговое занятие.
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели
качества Методики
реализации ДООП
Уровень
творческого
учащихся
развития Методика «Креативность личности» Д. Джонсона
потенциала
Ссылка: https://disk.yandex.ru/i/K0CLjbVVaApBPQ
Мониторинг развития качеств личности воспитанников (по
Уровень развития качеств
методике
М.И.
Шиловой)
личности воспитанников
https://disk.yandex.ru/i/N38VCywVPmSyyA
Личностные
обучающихся
достижения Мониторинг личностных достижений обучающихся
Ссылка:https://disk.yandex.ru/i/B6RTdGTKDj6rSA
Мониторинг результатов обучения воспитанников по
Уровень
теоретической дополнительной образовательной программе
подготовки учащихся
Ссылка: https://disk.yandex.ru/i/sC5bFF6dXoTNWw
Уровень удовлетворенности Изучение
удовлетворенности
родителей
работой
родителей
образовательного учреждения
предоставляемыми
образовательными услугами Ссылка: https://disk.yandex.ru/i/cFWwKlPxaBPGTQ
Оценочные материалы
https://disk.yandex.ru/i/tBMSdKSqgX3cHw
2.5. Методические материалы
Основная форма проведения занятия - учебное занятие (беседа с использованием
иллюстративного материала). Для достижения поставленной цели программы применяются
следующие методы обучения: по способу организации занятий:
1. Словесные: устное изложение; беседа; анализ событий книги; обсуждение
по теме занятия.
2. Наглядные: показ иллюстративного материала: показ телепередач; показ
учебных фильмов;
23
3. Практические: творческие работы; инсценировки; проекты детей; по способу
усвоения изучаемого материала: Объяснительно-иллюстративные (обучающиеся
воспринимают рассказ педагога, рассматривают иллюстрации и усваивают учебный
материал); Репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные
знания);
В процессе творчества (учащиеся пишут статьи, проекты, участвуют в круглых
столах, дискуссиях, встречах, конкурсах). В рамках одного занятия, педагогом
используется столько форм занятий и методов обучения, сколько необходимо для
реализации поставленных цели и задач.
Основная форма организации занятий – групповая, реже индивидуальная.
Используются следующие формы проведения занятий: учебное занятие (беседа), игра,
викторина;
В программе используются следующие педагогические технологии
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения под авторством
И.С. Якиманской, культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по
интересам
детей
под
авторством
И.Н.
Закатовой,
технология
коллективного
взаимообучения под авторством А.Г. Ривина, В.К. Дьяченко
Дидактические материалы:
Ссылка на папку:
https://disk.yandex.ru/d/0bWUBPZMMy9DPQ
24
2.6. Список литературы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.07.2021) "О средствах массовой
информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024)
- Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 #28
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"
- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
- Устав МБОУ ДО "Районный центр дополнительного образования" МО
"Курумканский район"
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Якиманская И.С.,«Технология личностно-ориентированного образования» М.,
2000,.
- ЗакатоваИ.Н.,«Культуровоспитывающая
технология
дифференцированного
обучения по интересам детей». Ярославль., 2011
- РивинА.Г., ДьяченкоВ.К.., «Технология коллективного взаимообучения» М., 2013,
25