ПОЛОЖЕНИЕ о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования» МО «Курумканский район» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах (далее – Положение) являются локальным нормативным актом Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» МО «Курумканский район» (далее – Учреждение). 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с: – Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; – Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; – Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» МО «Курумканский район». 1.3. Положение регламентирует порядок разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ педагогами дополнительного образования. 1.4. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее – ДООП) – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания курса дополнительного образования в детском объединении, основывающийся на примерной (модифицированной, адаптированной) или авторской образовательной программе объединения. 2. Цели и задачи ДООП 2.1. Целями и задачами ДООП является обеспечение образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для обучающихся, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. 2.2.Образовательная деятельность по ДООП направлена на: – формирование и развитие творческих способностей обучающихся; – удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии; – формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; – обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся; – выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; – профессиональную ориентацию обучающихся; – создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; – социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; – формирование общей культуры обучающихся; – удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. 2.3. ДООП реализуются в течение всего календарного года, включая каникулярное время. 2.4. Занятия в объединениях могут проводиться по ДООП туристско-краеведческой, естественнонаучной, художественной, социально-гуманитарной и технической направленностей. 2.5. При реализации ДООП используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. 2.6. ДООП ежегодно обновляются с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 2.7. При реализации ДООП могут быть организованы и проведены массовые мероприятия, созданы необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха учащихся, родителей (законных представителей). 2.8. При реализации ДООП могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально. 2.9. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов образовательный процесс по ДООП организуется с учетом психофизического развития указанных категорий детей. Сроки обучения по ДООП для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии – для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации – для учащихся детей-инвалидов. 2.10. В Учреждении разрабатываются и реализуются ДООП нескольких уровней сложности: 1) «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. 2) «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. 3) «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательнотематического направления программы. 3. Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 3.1. ДООП включает в себя следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. 2. Пояснительную записку. 3. Учебный план. 4. Учебно-тематический план. 5. Рабочие программы курсов, модулей, дисциплин: – титульный лист; – пояснительная записка; – учебный план; – содержание; – календарный учебный график; – контрольно-измерительные материалы; – организационно-методическое обеспечение: методические материалы, материально-техническое обеспечение; – список источников информации для педагога, для обучающихся, для родителей. 4. Оформление и содержание структурных элементов ДООП 4.1. На титульном листе рекомендуется указывать (Приложение 1): – наименование образовательного учреждения; – когда и кем утверждена ДООП; – название ДООП, направленность; – возраст обучающихся, на которых рассчитана ДООП; – срок реализации ДООП; – Ф.И.О., должность автора-составителя (авторов) ДООП; – название населенного пункта, в котором реализуется ДООП; – год разработки ДООП. 4.2. В пояснительной записке к дополнительной общеобразовательной программы следует раскрыть: – направленность ДООП; – новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; – цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы; – отличительные особенности данной ДООП от уже существующих общеобразовательных программ; – возраст обучающихся, участвующих в ее реализации; – сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы); – формы и режим занятий; – ожидаемые результаты и способы их проверки; – формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.). 4.3. Учебный план (далее – УП) должен содержать (Приложение 2): – перечень разделов и тем; – количество часов с разбивкой на теоретические и практические. 4.4. Учебно-тематический план (далее – УТП) должен содержать (Приложение 3): – нумерацию занятий и нумерацию разделов и тем; – перечень разделов и тем; – количество часов с разбивкой на теоретические и практические; – форму контроля. 4.5. Рабочая программа (далее – РП) оформляется в соответствии со структурой, представленной в п. 3.1. настоящего Положения: 4.5.1. На титульном листе рекомендуется указывать (Приложение 4): – наименование образовательного учреждения; – кем утверждена РП; – название РП, направленность; – возраст обучающихся, на которых рассчитана РП; – срок реализации РП; – год обучения программы (в случае если программа реализуется два и более лет); – Ф.И.О., должность автора-составителя (авторов) РП; – название населенного пункта, в котором реализуется РП; – год разработки РП. 4.5.2. В пояснительной записке к РП конкретизируются цели, задачи, формы организации занятий и формы аттестации, планируемые результаты, иные характеристики программы, представленные к пояснительной записке к ДООП для конкретной группы или параллели групп (года обучения). Структура пояснительной записки РП аналогична структуре пояснительной записки к ДООП (п. 4.2. настоящего Положения). 4.5.3. УП на соответствующую группу (параллель групп) соответствует УП, представленному в ДООП. Педагог имеет право вносить изменения (дополнения) в УП отдельной группы (параллели групп). В этом случае в данном пункте приводится новый УП с внесенными изменениями (дополнениями). Форма УП остается той же (Приложение 2). 4.5.4. Содержание изучаемого курса дополнительной общеобразовательной программы возможно отразить через краткое описание тем программы (теоретических и практических разделов, тем). 4.5.5. Календарный учебный график (далее – КУГ) РП представляет собой перечень тем, блоков тем по каждому разделу с распределением отведенных на них теоретических и практических часов, содержит те же графы, что и УП, УТП с добавлением графы – даты проведения учебных занятий в соответствии с утвержденным расписанием (Приложение 5). Количество отведенных часов в разделах, блоках тем и темах УП, УТП и КУГе должно совпадать. 4.5.6. Контрольно-измерительные материалы (далее КИМ) – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов. КИМы формируются в соответствии с избранными формами входной диагностики, промежуточной и итоговой аттестации. КИМы могут включать тесты и критерии оценивания практических, проектных, творческих работ обучающихся и т.д. 4.5.7. Организационно-методическое обеспечение программы. Приводится перечень методических видов продукции, необходимых для реализации программы с указанием тематики и формы (пособия, оборудования, приборы, дидактический материал и др.). Характеризуется материально-техническое обеспечение программы. 4.5.8. Список источников информации включает: – перечень основной и дополнительной литературы (учебные пособия, сборники упражнений (контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов), справочные пособия (словари, справочники); – наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы, электронные ресурсы на съемных носителях, видео- и аудиоматериалы и др.); – интернет-источники (сайты, блоги, сообщества в социальных сетях и др.). Список составляется для разных участников образовательного процесса – педагогов, обучающихся, родителей. 5. Оформление программы 5.1. Текст набирается в текстовом редакторе шрифтом Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал – 1,15, переносы в тексте ставятся, выравнивание по ширине, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Поля: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см. 5.2. Таблицы оформляются в текстовом редакторе шрифтом Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал – 1,15. 5.3. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, как и листы приложения (Приложение 1). 5.4. Учебный план и календарный учебный график представляются в виде таблиц (Приложение 2 и 3). 5.5. Учебный план, календарный учебный график и содержание программы оформляются по годам обучения. 5.6. Список литературы строится в алфавитном порядке в соответствии с требованиями к библиографическому описанию. 6. Утверждение программы 6.1. Дополнительная общеобразовательная программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 15 сентября текущего года) приказом директора Учреждения. 6.2. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры: 6.2.1. Обсуждение Программы на заседании методического совета; 6.2.2. Принятие Программы на заседании педагогического совета; 6.2.2. Допускается проведение экспертизы Программы с привлечением внешних экспертов (не является обязательной). 6.2.3. Утверждение директора приказом по Учреждению. 6.3. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с методистом, утверждены директором учреждения. Приложение 1. МУ «Курумканское районное Управление образования» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» МО «Курумканский район» Принята на заседании педагогического совета от «____» ________________ 20___ г. Протокол № ____ Утверждаю: Директор МБОУ ДО РЦДО А.У. Сахманов «____» _______________ 20___ г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые руки» Возраст обучающихся: 8-13 лет Срок реализации: 3 года Составитель: Малаханова Туяна Гомбоевна, педагог дополнительного образования I квалификационная категория с. Курумкан, 2015 г. Приложение 2. Учебный план Количество часов № Наименование разделов, тем Всего часов Теория Практика Формы аттестации/ контроля Приложение 3. № Учебно-тематический план Количество часов Наименование разделов, тем Всего Теория Практика часов Формы аттестации/ контроля Приложение 4. МУ «Курумканское районное Управление образования» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» МО «Курумканский район» Утверждаю: Методист МБОУ ДО РЦДО Е.Ж. Очирова Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Умелые руки» Возраст обучающихся: 8-13 лет Срок реализации: 3 года Составитель: Малаханова Туяна Гомбоевна, педагог дополнительного образования I квалификационная категория с. Курумкан, 2015 г. Приложение 5. Календарный учебный график № № заняти п/п я Наименование разделов и тем Количество часов Всего Теория Практика Форма контроля Дата план. Примечан ие факт.