2. Цели и задачи Программы 2.1. Целями и задачами Программы является обеспечение образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. 2.2.Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на: – формирование и развитие творческих способностей обучающихся; – удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии; – формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; – обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся; – выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; – профессиональную ориентацию обучающихся; – создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; – социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; – формирование общей культуры обучающихся; – удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. 2.3. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в течение всего календарного года, включая каникулярное время. 2.4. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам научно-технической, естественнонаучной, спортивнотехнической, художественно-эстетической, культурологической, социальнопедагогической направленности. 2.5. При реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. 2.6. Дополнительные общеобразовательные программы ежегодно обновляются с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 2.7. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут быть организованы и проведены массовые мероприятия, созданы необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха учащихся, родителей (законных представителей). 2.8. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально. 2.9. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам организуется с учетом психофизического развития указанных категорий детей. Сроки обучения по дополнительным общеобразовательным программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии – для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации – для учащихся детей-инвалидов. 3. Структура Программы 3.1. Дополнительная общеобразовательная программа включает в себя следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. 2. Пояснительную записку. 3. Учебный план. 4. Календарно-учебный график. 5. Содержание программы. 6. Методическое обеспечение. 7. Список литературы (для педагогов, детей); 3.2. Содержание и материал дополнительной общеобразовательной программы должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности: I год обучения – стартовый уровень; II год обучения – базовый уровень; III год обучения – продвинутый уровень. 4. Оформление и содержание структурных элементов дополнительной общеобразовательной программы 4.1. На титульном листе рекомендуется указывать: – наименование образовательного учреждения; – когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа; – название дополнительной общеобразовательной программы, направленность; – возраст обучающихся, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная программа; – срок реализации дополнительной общеобразовательной программы; – Ф.И.О., должность автора-составителя (авторов) дополнительной общеобразовательной программы; – название населенного пункта, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная программа; – год разработки дополнительной образовательной программы. 4.2. В пояснительной записке к дополнительной общеобразовательной программ следует раскрыть: – направленность дополнительной общеобразовательной программы; – новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; – цель и задачи дополнительной образовательной программы; – отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих образовательных программ; – возраст обучающихся, участвующих в ее реализации; – сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы); – формы и режим занятий; – ожидаемые результаты и способы их проверки; – формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.). 4.3. Учебный план должен содержать: – перечень разделов и тем; – количество часов с разбивкой на теоретические и практические. 4.4. Календарно-учебный график должен содержать: – нумерацию занятий и нумерацию разделов и тем; – перечень разделов и тем; – количество часов с разбивкой на теоретические и практические; – форму контроля; – планируемую и фактическую дату; – примечание. 4.5. Содержание изучаемого курса дополнительной общеобразовательной программы возможно отразить через: – краткое описание тем программы (теоретических и практических разделов, тем); 4.6. Методическое обеспечение может включать описание: – форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной общеобразовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.) и технологий их организации (КТД, тренинг-технология, проектирование, шоутехнология и др.); – приемов и методов организации образовательного процесса с отражением условий его реализации, характеристикой дидактического материала и технического оснащения; – форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной общеобразовательной программы и педагогического инструментария оценки эффективности программы. 4.7. Список использованной литературы включает: – список рекомендуемой литературы для педагогов – список литературы для обучающихся. Элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию. 5. Оформление программы 5.1. Текст набирается в текстовом редакторе шрифтом Times New Roman, кегль 12, полуторный межстрочный интервал, переносы в тексте ставятся, выравнивание по ширине, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Поля: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см. 5.2. Таблицы оформляются в текстовом редакторе шрифтом Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал – 1,15. 5.3. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, как и листы приложения (Приложение 1). 5.4. Учебный план и календарно-учебный график представляются в виде таблиц (Приложение 2 и 3). 5.5. Учебный план, календарно-учебный график и содержание программы оформляются по годам обучения. 5.6. Список литературы строится в алфавитном порядке в соответствии с требованиями к библиографическому описанию. 6. Утверждение программы 6.1. Дополнительная общеобразовательная программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 15 сентября текущего года) приказом директора Учреждения. 6.2. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры: 6.2.1. Обсуждение Программы на заседании методического совета; 6.2.2. Принятие Программы на заседании педагогического совета; 6.2.2. Допускается проведение экспертизы Программы с привлечением внешних экспертов (не является обязательной). 6.2.3. Утверждение директора приказом по Учреждению. 6.3. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с методистом, утверждены директором учреждения. Приложение 1. МУ «Курумканское районное Управление образования» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» МО «Курумканский район» Принята на заседании педагогического совета от «____» ________________ 20___ г. Протокол № ____ Утверждаю: Директор МБОУ ДО РЦДО А.У. Сахманов «____» _______________ 20___ г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые руки» Возраст обучающихся: 8-13 лет Срок реализации: 3 года Составитель: Малаханова Туяна Гомбоевна, педагог дополнительного образования I квалификационная категория с. Курумкан, 2015 г. Приложение 2. Учебный план Количество часов № Наименование разделов, тем Всего часов Теория Практика Приложение 3. Календарно-учебный график № № заняти п/п я Наименование разделов и тем Количество часов Всего Теория Практика Форма контроля Дата план. факт. Примечан ие