Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (общий 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Школа безопасности» (далее – Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Устав МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования МО «Курумканский район»» Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, утвержденного приказом МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования» МО «Курумканский район» за №97 от 09.06.2023 г. Положение о дистанционном обучении в МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования» МО «Курумканский район», утвержденного приказом МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования» МО «Курумканский район» за № 97 от 09.06.2023 г. Актуальность: По данным Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России за 12 месяцев 2021 года на территории Российской Федерации произошло 390 411 пожаров, на которых погибли 380 детей, это на 6,4% больше, чем в 2020 году. А по статистике ДТП также в 2021 году в России на дорогах погибло 762 ребенка и почти 22 тысячи несовершеннолетних пострадали. Поэтому проблема детского дорожно- транспортного травматизма и пожарной безопасности детей на сегодняшний день остается одной из актуальных. Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны, обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарнотехнических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре. Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы): основы безопасности жизнедеятельности, история, обществознание, биология, химия, физика, литература, математика. Вид программы: Модифицированная программа. Данная программа состоит из двух объединенных программ, разработанные педагогами дополнительного образования Трифоновой С.Н. «Страна ЮИД» и Бочаровой И.В. «ДЮП» с учетом национально-регионального компонента. Направленность программы: социально-гуманитарная. Адресат программы: дополнительная общеразвивающая программа предназначена для учащихся 9-14 лет без ограничений по полу и делятся на две возрастные группы: младшая группа (9-11 лет), старшая группа (12-14 лет). Младшая группа 9-11 лет. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Этот возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Безопасность – это состояние защищённости жизненно важных интересов личности. Любая общепринятая норма поведения должна быть осознана и принята человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Дети являются уязвимым звеном общества. Из-за отсутствия опыта и небольшого багажа знаний. Старшая группа (12-14 лет). Признаком возраста является переход от детства к взрослости. Социальная ситуация развития характеризуется стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на общепринятые нормы и ценности, эмансипацией от взрослых и группирование. Главной направленностью жизнедеятельности является личностное общение в процессе обучения и организационнотрудовой деятельности, стремление занять положение в группе сверстников. Кризисным моментом возраста является чувство «взрослости», восприятие себя и самооценка. Происходит становление человека как субъекта собственного развития. Возраст характеризуется теоретическим рефлексивным мышлением, интеллектуализацией восприятия и памяти, личностной рефлексией и гипертрофированной потребностью в общении со сверстниками. Срок и объем освоения программы: 3 года, 540 педагогических часов, из них: «Стартовый уровень» - 1 год, 108 педагогических часов; «Базовый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов; «Продвинутый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов; Форма обучения: очная (может быть очно-дистанционная согласно Положение о дистанционном обучении в МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования» МО «Курумканский район», утвержденный приказом №62 от 31 августа 2020г). Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные Режим занятий: Предмет Стартовый уровень Базовый уровень Продвинутый уровень «Школа безопасности» 3 часа в неделю; 108 часов в год. 6 часов в неделю; 216 часов в год. 6 часов в неделю; 216 часов в год. 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты Цель: социокультурное развитие обучающихся через их приобщение к основам теории и практики пожарных и дорожных мероприятиях, работу в команде, организацию продуктивного досуга. Привлечение детей к организации пропаганды и выполнение правил пожарной безопасности и дорожного движения. Задачи: Образовательные (обучающие): - познакомить с правилами безопасности при пожаре, дорожного движения на дорогах; - способствовать приобретению навыков социально значимой деятельности (волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма и правилам пожарной безопасности; - научить соблюдать правила безопасной работы с материалами и инструментами на занятиях; - научить оказывать первую медицинскую помощь; - научить строевой подготовке. Развивающие: - развивать и поддерживать стремление к целеполаганию, планированию, самоконтролю деятельности; - развивать и поддерживать любознательность, познавательно-деятельностный интерес, фантазию, воображение; - развивать основные аспекты абстрактного, пространственного, логического, критического мышления; - развивать способности к прогнозированию результатов запланированных действий; Воспитательные: - воспитывать и поддерживать проявления дружелюбности, взаимопомощи, доброжелательности, позитивной эмоциональности, оптимизма; - воспитывать стремление адекватно воспринимать оценку своих результатов; - формировать уважение к искусству разных стран и народов; - воспитывать уважение к мнению собеседника; -воспитывать стремление самостоятельно принимать решение; - поддерживать и развивать общекультурный кругозор. Ожидаемые результаты: См.: Уровневая дифференциация https://disk.yandex.ru/i/yPK7eDonDqx5Zg 1.3. Содержание программы «Школа безопасности» Учебный план Стартовый уровень (1 год обучения) Таблица 1.3.1 № Название раздела, темы Вводное занятие Количество часов Всего 2 Теория Практика 2 Формы аттестации/контроля – 1 Пропаганда пожарной безопасности и правил дорожного движения 11 4 7 Творческая работа «Презентация наглядной агитации». 2 Введение в пожарную безопасность 22 10 12 Практическая работа «Тест по Пожарной безопасности» 3 Введение в ПДД 40 20 20 Практическая работа «Тест по ПДД» 4 Основы знаний. 5 Практическая работа «Опрос по пройденной теме» 5 Основы велосипеда медицинских вождения Итоговое занятие Итого 14 9 16 5 11 Практическая работа «Фигурное вождение велосипеда» 3 – 3 Итоговая аттестация 108 50 58 Базовый – II год обучения № Название раздела, темы Вводное занятие Количество часов Всего 1 Теория Практика 1 Формы аттестации/контроля – 1 Основы пожарной безопасности 57 31 26 Практическая работа «Кроссворд по пожарной безопасности» 2 Основы ПДД 58 30 28 Дидактическая игра 3 Основы знаний. 9 Викторина «Первая медицинская помощь при пожаре» медицинских 25 16 4 Пропаганда пожарной безопасности и правил дорожного движения 5 Фигурное велосипеда 22 вождение Итоговое занятие Итого 3 19 Практическая работа «Разработка сценария. Выступление» 50 14 36 Практическая работа «Фигурное вождение велосипеда» 3 – 3 Итоговая аттестация 216 95 121 Продвинутый – III год обучения № Название раздела, темы Вводное занятие Количество часов Всего 1 16 39 Квест-игра «Пожарным можешь ты не быть, но правила ты знать обязан» 77 21 56 Ситуационная игра 23 9 14 Тест «Первая доврачебная помощь» 2 Основы пожарной безопасности 55 3 Основы ПДД 4 Оказание первой доврачебной медицинской помощи. 5 Фигурное велосипеда Итого – 26 1 Итоговое занятие 1 Практическая работа «Создание агитационного ролика по профилактике ПДД или ПБ» Пропаганда пожарной безопасности и правил дорожного движения вождение Теория Практика Формы аттестации/контроля 32 6 24 4 20 Практическая работа «Фигурное вождение велосипеда» 4 – 4 Итоговая аттестация 216 57 159 Содержание учебного плана 1 год обучения. 1. Вводное занятие (2 ч.). Теория: введение в программу. Что такое ДЮП? Что такое ЮИД? Структура, цели и задачи ЮИД и ДЮП. Раздел 1. Пропаганда пожарной безопасности и правил дорожного движения. (11 ч.) 1.1 Виды пропаганды Пожарной безопасности и ПДД. Теория: Цели и задачи противопожарной пропаганды и отдела пропаганды ПДД. Агитационная работа по профилактике пожарной безопасности и ДДТТ. 1.2 Виды наглядной агитации. Теория: Виды наглядной агитации: плакаты, баннеры, памятки, листовки. Практика: Изготовление агитплакатов, листовок, памяток. 1.3 Азы ораторского искусства. Теория: что такое риторика. Репродуктивный способ работы с текстом. 1.4 Агитбригада. Практика: Разработка сценария. Подбор музыкального сопровождения. Изготовление наглядной агитации. Изготовление наглядной агитации. Презентация наглядной агитации. Раздел 2. Введение в пожарную безопасность. 2.1 Человек и огонь. Теория: Роль огня в развитии человеческого общества. Понятие пожара и его разрушительная сила. Огонь в быту и промышленности. Огонь – стихийное бедствие. Пожары – причина гибели людей, материальных и культурных ценностей. Развитие цивилизации и пожароопасность. Польза и вред от огня. Практика: Творческая работа «Огонь – друг или враг человека?» 2.2 Пожарная охрана от древности до наших дней. Теория: История развития Пожарной охраны. Пожарная охрана в наши дни. Пожарный – профессия героическая. Практика: Экскурсия в пожарную часть (виртуальная). Творческая работа. 2.3 Противопожарная безопасность. Теория: Состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Элементами системы обеспечения пожарной безопасности (СОПБ) являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством. Практика: творчество на противопожарную тематику. Памятки по профилактике о пожарной безопасности. 2.4 Правила поведения при пожаре. Теория: Основные правила поведения на пожаре. Правильный вызов пожарных. Недопустимые действия на пожаре. Эвакуация при пожаре. Практика: сюжетно-ролевая игра «Случай на пожаре». 2.5 Пожарная техника. Теория: Боевая одежда пожарного. Пожарные автомобили. Рукава и стволы. Ручные пожарные лестницы и средства спасения. Ручной инструмент. Практика: Экскурсия в пожарную часть (изучение ПТВ на АЦ). 2.6 Дым над лесом. Теория: Необходимость сохранения лесных массивов, продолжительность восстановления уничтоженного леса. Экологические последствия. Опасность для людей, оказавшихся в горящем лесу. Пожароопасность леса в сухую, жаркую погоду. Пожарная опасность торфяников. Самовозгорание торфа. Возгорание степи. Лесные пожары в Республике Бурятия, Курумканском районе. Основные причины пожаров в лесу. Последствия от сжигания сухой правы, тополиного пуха. Примеры пожаров. Практика: Экскурсия в лес на место бывшего пожара. Тестирование. Раздел 3. Введение в ПДД 3.1 История развития транспортных средств, правил дорожного движения. Теория: История развития ПДД. История развития светофоров. Развитие автотранспорта. История развития велосипедов. Эволюция дорожных знаков. История развития дорожной разметки. История развития дорожной разметки. От ОРУД к ГАИГИБДД Практика: Творческая работа на тему «Развитие ТС» (изготовление макета светофора, рисунок первых дорожных знаков. 3.2 Общие положения правил дорожного движения. Теория: Основные понятия и термины, используемые в правилах дорожного движения: участники дорожного движения, водитель, пешеход, пассажир, регулировщик, дорога, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеходный переход, перекресток. Службы, отвечающие за организацию и безопасность дорожного движения в РО. Практика: творческая работа по созданию профилактических памяток по ПДД. 3.3 Причины дорожно-транспортных происшествий Теория: Культура поведения на дороге всех участников дорожного движения. Дорожно-транспортные происшествия, их причины и последствия. Видеофильм «Нас больше нет». Акция ЮИД ко Дню памяти жертв ДТП. Практика: Игра «Культурный участник дорожного движения». Работа на стенде «Знатоки ПДД» 3.4 Регулирование дорожного движения. Теория: Средства регулирования дорожного движения. Регулировщик дорожного движения. Светофоры и их назначение. Пешеходные светофоры и их сигналы. Порядок перехода улицы по сигналам светофора и по сигналам регулировщика. Практика: Изготовление макета светофора для пешеходов. Игра «Перекрёсток». 3.5. Обязанности пешеходов. Теория: Обязанности пешехода. Правила поведения на дорогах и улицах. Порядок перехода улиц. Движение групп детей и организованных пеших колонн. Движение в жилой зоне и вне населенного пункта. Практика: Игра «Я – пешеход». Рисунок «Мой безопасный путь». 3.6. Обязанности пассажиров. Теория: Правила поведения в салоне транспорта. Что запрещено пассажиру. Правила посадки в общественный транспорт и выхода из него. Места ожидания ТС. Безопасный переход через дорогу после выхода из ТС. Перевозка детей в ТС. Виды общественного транспорта. Практика: Игра «Я – пассажир». Изготовление макета (рисунка) общественного ТС. 3.7 Дорожные знаки и их группы. Теория: Виды групп дорожных знаков. Знакомство с предупреждающими дорожными знаками. «Знаки приоритета», «Запрещающие знаки». Приоритет проезда перекрестков. Введение или отмена определенных ограничений. «Предписывающие знаки» и «Знаки особых предписаний». «Информационные знаки», «Знаки сервиса» и «Знаки дополнительной информации» (таблички). Практика: Викторина «АВС», «Азбука дорог». 3.8 Дорожная разметка и ее назначение. Теория: Назначение дорожной разметки. Цвета, используемые для разметки дорог. Горизонтальная разметка. Разметка 1.14.1, 1.14.2. «Зебра» – пешеходный переход, дорожная разметка 1.17 – обозначение мест остановки маршрутных транспортных средств и стояние такси. Вертикальная разметка. 3.9. Правила для велосипедистов. Теория: Техническое состояние велосипеда. П.24 ПДД – дополнительные требования к движению на велосипеде, мопеде. Движение на велосипеде в жилой зоне, по велопешеходной дорожке, проезжей части в населённом пункте и вне его. Пересечение на велосипеде ж/д переезда. Просмотр видеоролика «Я – велосипедист». Практика: Сюжетно-ролевая игра «Я еду на велосипеде» Раздел 4. Основы медицинских знаний. 4.1 Оказание первой доврачебной помощи. Теория: Отличие доврачебной медицинской помощи от врачебной. Правило «Золотого часа». 4.2 Главное – самообладание. Теория: План эвакуации людей в случае возникновения пожара. План эвакуации здания. Отравление угарным газом. Основные симптомы. Необходимые действия. Ожоги. Практика: Викторина на тему «Первая медицинская помощь при пожаре». 4.3 Порядок вызова служб спасения при ДТП. Теория: Алгоритм вызова скорой помощи, других служб спасения при ДТП. Просмотр фильма «Оказание первой помощи при ДТП». 4.4 Автомобильная медицинская аптечка. Теория: Содержание автомобильной аптечки. Срок годности аптечки. Наличие аптечки в различных видах транспорта, согласно ПДД. Презентация «Автомобильная медицинская аптечка». Практика: Рассмотреть содержимое автомобильной аптечки. Игра «Выбери лишнее». 4.5 Виды травм при ДТП. Оказание первой доврачебной помощи. Теория: Понятие о ране. Типы ран, кровотечений. Виды ожогов. Ушибы, переломы, растяжения, разрывы. Виды кровотечений. Остановка кровотечения. Виды повязок. Использование шин, жгутов и повязок. Практика: Наложение шин, жгутов и повязок. Игра «Оказание помощи при ДТП». Раздел 5. Основы вождения велосипеда. (14ч.) 5.1 Экипировка велосипедиста. Техническое состояние велосипеда. Теория.: Средства защиты велосипедиста. Сигналы, подаваемые велосипедистом при маневрировании. Основные узлы, детали оборудования велосипеда. Рама, руль, колеса, цепная передача, педали. Сигнальные фонари, устройства для подачи световых и звуковых сигналов. Система управления движением, скоростью: руль, педали, система торможения. Способы очистки. Состояние шин. Центровка колес. Натяжение цепи и спиц. Зазоры. Плавность хода. Обработка деталей велосипеда. Практика: Удержание равновесия на велосипеде. Движение вперед. Торможение. Остановка. Повороты вправо, влево. Подача сигналов руками. Подача сигналов с помощью устройств. Викторина «Уроки безопасности». Игра-тренинг «Кто быстрее наденет защиту?». Техническое обслуживание велосипеда. Чистка велосипеда, контролирование шин. Выверка центровки колес. Натяжение цепи и спиц. Регулировка плавности хода 5.2 Фигурное вождение велосипеда. Теория: Техника безопасности при выполнении упражнений на велосипеде. Правила выполнения упражнений: «восьмѐрка», коридор из коротких (длинных) досок; слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии. Практика: Управление движением, скоростью. Торможение. Отработка умения управлять велосипедом при выполнении упражнений: «восьмёрка», коридор; слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии, прицельное торможение, зауженная прямая дорожка. Соревнование «Фигурное вождение велосипеда». Итоговое занятие. Подведение итогов. Тестирование на знание ПДД по пройденной теме 1 года обучения. 2 год обучения. 1. Вводное занятие. (1ч.) Теория: Введение в программу. Раздел 1. Основы пожарной безопасности (57 ч.) 1.1 Становление пожарного дела. Теория: Опустошительные пожары на Древней Руси. Необходимость организованных государственных мер по борьбе с пожарами. История создания противопожарной службы. Государственная противопожарная служба. Цель её создания. Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Медали «За отвагу», «За спасение погибавших». Закон РФ «О пожарной безопасности». Указ Президента РФ «Об установлении Дня пожарной охраны». Практика: Экскурсия в пожарную часть, районную пожарно-техническую выставку. 1.2 От чего происходят пожары. Теория: Пожар как сложный физико-химический процесс горения. Основные причины пожаров: неосторожность обращения с огнём, неисправность или неправильная эксплуатация электрооборудования, детская шалость с огнём и др. Самовозгорание. Характерные примеры пожаров. Практика: экспериментальная работа «Виды горения», опрос, Игра «Найди причину» 1.3 Сигарета – яд и пожар. Теория: Курение – самая распространенная из вредных привычек. Вред курения. Причины курения подростков. Опасность курения в постели и неосторожного обращения с не затушенной сигаретой. Примеры пожаров. Практика: Творческая работа, создание памяток «Курение убивает». Распространение памяток среди населения с. Курумкан. 1.4 Сколько стоит пожар? Теория: Экологические последствия пожаров. Психологические последствия пожаров. Материальные последствия пожаров. Затраты на обеспечение пожарной безопасности, содержание пожарной охраны как дополнение к стоимости пожара. Важность профилактики пожаров. Практика: Игра «Пожар!», опрос-обсуждение, просмотр фильма на тему «Последствия пожаров», обсуждение фильма 1.5 Пожарная безопасность. Теория: Общие понятия. Возможная вероятность пожара. Пламя искры, повышенная температура, дым, токсичные продукты горения и разложения, пониженная концентрация кислорода – основные факторы пожара. Вторичные проявления опасных факторов. Пожарная безопасность-комплекс организованных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращения пожара. Инженерно-технические мероприятия. Противопожарный режим. Правила содержания и эксплуатации первичных средств пожаротушения, внутренних пожарных кранов. Технические и автоматические средства противопожарной защиты. Уголовная, административная дисциплинарная ответственность в отношении виновных лиц. Практика: опрос по пройденной теме, игры на логику, агитационные мероприятия по профилактике Противопожарной безопасности, решение кроссворда. 1.6 Люди огненной профессии. Теория: Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти на помощь. Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный. Работа с пожарно-техническим вооружением. Государственная противопожарная служба. Структура. Добровольные пожарные формирования. Дружины юных пожарных. Специализированные пожарно-технические группы. Телефон «01». Создание региональных спасательных отрядов. Встреча с сотрудниками пожарной охраны. Практика: Игра «01», мини-кроссворды, ребусы, логические игры. 1.7 Главное – самообладание. Теория: План эвакуации людей в случае возникновения пожара, как обязательное организационное мероприятие по упорядоченному, эффективному, самостоятельному спасению жизни. Практика: Отработка плана эвакуации из образовательного учреждения. Кроссворд на тему «Пожарная безопасность» 1.8 Пожарно-прикладной спорт для пожарных. Теория: Что такое пожарно-прикладной спорт для пожарных? Значение занятий пожарно-прикладным видом спорта. Перечень и название инвентаря. Практика: Бег с препятствиями. Раздел 2. Основы ПДД (58 ч.) 2.1 История развития ПДД. Теория: Исторические факты развития дорожного движения в мире, в нашей стране. 2.2 Первая Международная конвенция по безопасности дорожного движения. Теория: Первые единые ПДД, принятые Международной конвенцией по безопасности дорожного движения во Франции. Практика: опрос 2.3. Изобретатели ТС и история развития промышленного производства транспортных средств. Теория: Создание презентации о конструкторах ТС, используя интернет-ресурсы. Промышленное производство трамваев, троллейбусов, мопедов, велосипедов, скутеров, велосипедов в мире и в нашей стране. Практика: Викторина «Что? Где? Когда?». Видеоролик о Ростсельмаше. Обсуждение видеоролика. 2.4. Дороги вчера, сегодня, завтра. Теория: Дороги в Древнем мире. Строительство дорог в странах мира, России. Современные материалы и технологии, применяемые в строительстве дорог. Экспертиза качества. Практика: Анализ «Дороги в Курумкане» 2.5 Общие положения правил дорожного движения. Теория: История правил дорожного движения. Международные конвенции по дорожному движению. Первые Правила дорожного движения в России. Правила движения велосипедистов в России 1894 г. Первые единые правила движения на территории СССР. 2.6 Общие обязанности водителей. Теория: Общие обязанности водителей мопедов, мотоциклов, велосипедов. Термины и понятия, используемые в действующих правилах дорожного движения: велосипед, мопед, мотоцикл, населенный пункт, обгон, перекресток, приоритет, проезжая часть, уступить дорогу. Практика: Сборка пазлов «Мопед», тест «Я-мопедист». 2.7 Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов. Теория: Порядок выезда на дорогу, перестроение, повороты направо, налево. Проезд трамвайных путей. Разворот. Проезд перекрестков на велосипеде. Движение через железнодорожные пути. Движение в жилых зонах. Обеспечение безопасности движения на велосипеде. Практика: Сборка пазлов «Мотоцикл», разбор схем «Путь домой на велосипеде». 2.8 Езда на велосипеде в условиях города и за городом. Теория: Правила езды на велосипеде во дворе, по проезжей части, по велопешеходным дорожкам для детей до 7 лет, от 7 до 14, с 14 и старше. Движение на велосипеде вне населенного пункта, в дневное и ночное время, по скользкой, грунтовой дороге. Организация движения групп велосипедистов. Практика: Интеллектуальная игра «Знатоки ПДД», опрос по пройденной теме. 2.9 Защитная экипировка скутериста, мопедиста. Практика: Одежда, шлем, наколенники, налокотники, перчатки, обувь, очки для скутериста, мопедиста. Световозращающие элементы на одежде скутериста, мопедиста. 2.10 Дорожные знаки для пешеходов, велосипедистов. Дорожные знаки, принятые в 2015г. Теория: Назначение и установка дорожных знаков для пешеходов и велосипедистов. Дорожные знаки, принятые в 2015г.: велосипедная и пешеходная дорожка с раздельным и совмещённым движением, полоса для велосипедистов. Практика: Игра «Выбери дорожный знак». Викторина. Игра «Узнай дорожный знак». 2.11 Дорожная разметка. Теория: Виды разметки дороги. Горизонтальная, вертикальная разметка. Постоянная и временная разметка. Цвета, используемые для разметки дорог. Дополнения к ПДД в 2018г. В разделе Дорожная разметка. Практика: Игра «Дорожная разметка», опрос по пройденной теме. 2.12 Виды перекрёстков. Теория: Регулируемый, нерегулируемый, Т-образный перекрёстки. Виды светофоров. Сигналы регулировщика, знаки приоритета. Проезд перекрёстка на велосипеде, мопеде. Практика: Игра «Перекрёсток». Интерактивная викторина «Перекрёсток». 2.13 Движение ТС со спец. Сигналами. Теория: Автомобили спец. Служб. Проблесковые маячки бело-синего, жёлтого цветов. Использование звуковой сигнализации ТС. Преимущество ТС со спец. Сигналами на дороге. Видеоролик. Практика: Игра «Угадай-ка» 2.14 Подача звуковых сигналов. Теория: Правила подачи звуковых сигналов в населённом пункте и вне его. 2.15 Удерживающие устройства. Теория: Виды и назначение удерживающих устройств. Просмотр фильма «Удерживающие устройства – залог безопасности». Раздел 3. Основы медицинских знаний (25 ч.) 3.1. Доврачебная медицинская помощь. Теория: Алгоритм осмотра пострадавшего в ДТП. Просмотр фильма «Оказание первой помощи при ДТП». Алгоритм действий при оказании доврачебной помощи пострадавшим. Виды повязок. 3.2. Порядок вызова служб спасения при ДТП. Теория: Доврачебная медицинская помощь. 3.3. Алгоритм оказания помощи при ДТП. Теория: Просмотр фильма «Оказание первой помощи при ДТП». Практика: анализ просмотренного фильма, опрос. 3.4. Автомобильная медицинская аптечка. Теория: Состав аптечки. Практика: Игра «Убери лишнее». 3.5. Виды травм конечностей при ДТП. Теория: Виды травм конечностей при ДТП. Оказание помощи при ушибах, вывихах, переломах, растяжении и разрыве связок. Практика: Игра «Оказание помощи при ДТП». 3.6. Виды кровотечений. Теория: Виды кровотечений. Кровотечение: артериальное, венозное, капиллярное. Внутреннее кровотечение и его симптомы. Оказание само и взаимопомощи при кровотечениях. Викторина «Помощь пострадавшему». Практика: Оказание помощи. Применение жгутов и закруток. Наложение повязок. Наложение шин. Оказание помощи. Викторина «Помощь пострадавшему». 3.7. Виды повязок. Теория: Спиральная, колосовидная, сходящаяся, расходящаяся, пращевидная, косыночная повязки. 3.8. Способы транспортировки пострадавших при ДТП. Теория: Транспортировка пострадавших при переломе конечностей, ребер, позвоночника, тупой травме живота. Практика: Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь». 3.9 Помощь пострадавшему при обморожении и перегреве. Теория: Термоизолирующая повязка. Оказание помощи при солнечном ударе. Практика: Просмотр презентации. Фильм «Первая помощь при солнечном ударе». Раздел 4. Пропаганда пожарной безопасности и правил дорожного движения. (22 ч.) 4.1. Агитационные акции. Теория: Цели и задачи отдела пропаганды ГИБДД, Противопожарной службы. Агитационная работа по профилактике ДДТТ, противопожарной безопасности. . Акции, автопробеги, флеш-мобы, рейды. Привлечение СМИ к работе по профилактике ДДТТ, противопожарной безопасности. 4.2. Использование в агитации раздаточного материала. Практика: Изготовление агитплакатов, рисунков, листовок, памяток. 4.3. Влияние наглядной агитации на сознание человека. Теория: Особенности восприятия информации. Зрительная и слуховая память, воображение. 4.4 Азы ораторского искусства. Практика: Декламация, доклад, сообщение, призыв, обращение, монолог, диалог. 4.5. Работа в агитбригаде. Практика: Разработка сценария. Подбор музыкального сопровождения. Участие в выступлении агитбригады. Раздел 5. Фигурное вождение велосипеда. (50 ч.) 5.1 Анализ ДТП с участием велосипедистов, скутеристов, мопедистов. (2 час./теория- 2час) Теория: Беседа с инспектором ГИБДД, просмотр презентации «Подросток на дороге». 5.2 Современный велосипед. Веломобиль. Теория: Виды велосипедов: спортивный, горный, шоссейный, специальный, тандем. Веломобиль. Презентация. 5.3. Устройство велосипеда, мопеда. Теория: Основные узлы, детали оборудования велосипеда. Рама, руль, колеса, цепная передача, педали. Сигнальные фонари, устройства для подачи световых и звуковых сигналов. Двигатель. Катофоты. 5.4 Технические характеристики велосипедов различных моделей. Теория: Технические характеристики велосипедов различных моделей Практика: Сборка пазлов «Велосипед» 5.5. Сборка, разборка велосипеда. Теория: Сборка, разборка велосипеда. Практика: Сборка, разборка велосипеда. 5.6. Техническое обслуживание велосипеда. Практика: Разборка и сборка велосипеда. Смазка велосипеда, промывание вращающихся деталей. Чистка велосипеда, контролирование шин. Выверка центровки колес. Натяжение цепи и спиц. Регулировка плавности хода. 5.7. Правила эксплуатации велосипеда. Теория: Чистота велосипеда, техническая исправность всех частей и узлов : плавность хода, смазка подвижных частей и деталей, регулировка цепи и спиц, проверка накачки колес, работы тормозов, наличие звонка, светоотражающего элемента(катафота). Наличие экипировки велосипедиста: шлем, защитные налокотники и наколенники, перчатки, соответствующая одежда. 5.8 Фигурное вождение велосипеда. Теория: Техника безопасности при выполнении упражнений на велосипеде. Правила выполнения упражнений: «восьмѐрка», коридор из коротких (длинных) досок; слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии. Практика: Управление движением, скоростью. Торможение. Отработка умения управлять велосипедом при выполнении упражнений: «восьмѐрка», коридор; слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии. Езда на велосипеде в условиях города по выделенным дорожкам Соревнования. Игра «Я – велосипедист (мопедист)». 5.9. Вождение велосипеда. Теория: Дорожные знаки. Сигналы регулировщика, Отработка движения на велосипеде по схеме. Решение дорожных ситуаций на тренировочной площадке. Практика: Решение дорожных ситуаций на тренировочной площадке. Отработка движения по заданному маршруту. Начало движения. Проезд контрольных пунктов. Движение по кругу. Проезд перекрёстков, трамвайных и ж/д путей согласно ПДД. 3 год обучения. 1. Вводное занятие. (1ч.) Теория: Введение в программу. Практика: Опрос. Раздел 1. Пропаганда пожарной безопасности и правил дорожного движения. (32 ч.) 1.1. Агитационные акции. Теория: Цели и задачи отдела пропаганды ГИБДД, Противопожарной службы. Агитационная работа по профилактике ДДТТ, противопожарной безопасности. Акции, автопробеги, флеш-мобы, рейды. Привлечение СМИ к работе по профилактике ДДТТ, противопожарной безопасности. 1.2. Использование в агитации раздаточного материала. Практика: Изготовление агитплакатов, рисунков, листовок, памяток. 1.3 Социальные проекты. Теория: Виды проектов. Отличительные особенности социальных проектов, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Практика: Создание социальных проектов по безопасности дорожного движения. Создание агитационного видеоролика. 1.4. Азы ораторского искусства. Практика: Декламация, доклад, сообщение, призыв, обращение, монолог, диалог. Защита проекта. 1.5. Работа в агитбригаде. Практика: Разработка сценария. Подбор музыкального сопровождения. Подготовка театрализованного сценария по безопасности детей. Участие образовательных учреждениях. Изготовление наглядной агитации. Раздел 2. Основы пожарной безопасности. (55 ч.) 2.1. Причины возникновения пожаров. со сценарием в Теория: Неосторожное обращение с огнем – причина возникновения пожара. Анализ возникновения пожаров. Неосторожное обращение с огнем при курении, пользовании приборами освещения с открытым пламенем. Небрежность при курении. Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электрических приборов. Неисправность электропроводки или нарушения правил эксплуатации электросети. Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовых газовых приборов. Практика: Просмотр учебного фильма и его обсуждение. 2.2 Противопожарный режим в школе. Теория: Требования к противопожарной безопасности. Меры по усилению противопожарного режима. Практика: Разбор и решение ситуационных задач. 2.3 Средства пожаротушения. Теория: Вода – основное средство тушения пожара. Опасность использования воды для пожаротушения электросетей и установок, находящихся под напряжением. Взаимодействие воды с калием, натрием, кальцием. Песок – одно из простейших средств тушения небольших очагов пожара Ломы, багры, топоры, лопаты, кошма – средства для пожаротушения. Пожарные краны – оборудование для тушения пожара внутри зданий. Углекислый газ, пена – химические средства для пожаротушения. Огнетушители первичные средства пожаротушения. Практика: Викторина «Потуши огонь». 2.4. Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения. Теория: Устройство для подачи сигнала о пожаре, их функции. Виды пожарных извещателей. Приемные станции пожарной сигнализации. Установки пожаротушения, их группы. Практика: Тренировочная эвакуация. 2.5. Знаки пожарной безопасности. Теория: План эвакуации. Значение сигнальных цветов и знаков безопасности в предотвращении пожаров, взрывов. Сигнальные цвета, их смысловое значение. Группы знаков безопасности. Геометрическая форма знаков, смысловое значение. План эвакуации и требования к нему. Тема 6. Действия при возникновении пожара. Поведение людей при пожаре. Способы эффективного предупреждения негативных последствий беспорядочного поведения людей при пожаре. Правила поведения при пожаре. Проведение практических тренировок при пожаре. Практика: Изготовление брошюр на тему «Знаки пожарной безопасности» 2.6 Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности. Теория: Административная ответственность. Уголовная ответственность. Принципы уголовной ответственности. Тематический учебный план проведения занятий по правилам пожарной безопасности с учащимися полной средней школы. Практика: Викторина «Знай и уважай закон». 2.7. Пожарно-прикладной спорт. Практика: Комплекс упражнений на развитие выносливости, быстроты, ловкости, гибкости. Раздел 3. Основы ПДД. (77 ч.) 3.1. Нормативно-правовые аспекты ПДД. Теория: Соблюдение ПДД – долг и обязанность гражданин РФ. Значение ПДД для безопасности движения. Состояние детского дорожно-транспортного травматизма в населенных пунктах. 3.2. Виды нарушений ПДД. Теория: Основные виды нарушений ПДД пешеходами, приводящие к авариям и происшествиям транспортных средств. Передвижение детей на велосипедах и мопедах. Движение групп детей. Практика: Интерактивная викторина «АВС». 3.3. Права и обязанности водителя ТС. Теория: Обязанности водителя перед выездом и в пути следования. Документы, которые должен иметь водитель при себе. Что запрещено водителю. Категории транспортных средств: А, В, С, Д, Е. Практика: Тестирование на тему «Права и обязанности водителя перед выездом и в пути следования» 3.4. Применение специальных сигналов. Теория: Применение специальных сигналов. Преимущество движения с проблесковыми маячками. Аварийная сигнализация, порядок включения ее и установка знака аварийной остановки. Практика: Игра «Сигналы» Тема 3.5. Световые и звуковые сигналы. Теория: Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Порядок включения световых приборов дальнего и ближнего света. Порядок включения противотуманных средств в светлое и темное время суток и при недостаточной видимости. Пользование звуковыми сигналами. Практика: Викторина на пройденную тему. 3.6. Маневрирование ТС. Теория: Начало движения, маневрирование, подача предупредительного сигнала. Порядок перестроения. Преимущество в движении. Движение задним ходом. Разворот. Практика: Игра на логику. 3.7. Движение маршрутных транспортных средств. Теория: Преимущество маршрутных транспортных средств. Скорость движения. Остановка маршрутных транспортных средств. 3.8. Остановка, стоянка, обгон. Теория: Шкала скоростей на дорогах при движении в населенном пункте и вне его. Порядок обгона. Встречный разъезд. Остановка и стоянка. Вынужденная остановка. Места запрещения остановки и стоянки. Практика: Деловая игра «Знаток правил». 3.9. Проезд перекрестков. Теория: Проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков, пешеходных переходов и железнодорожных путей. Движение через железнодорожные пути. Когда запрещается выезжать на железнодорожные пути. Действия водителя при вынужденной остановке на железнодорожных путях. Практика: Игра «Регулировщик». 3.10. Остановочный и тормозной путь. Расчет тормозного пути. Теория: Понятия остановочный и тормозной путь ТС. Влияние состояния дороги на остановочный и тормозной путь. Практика: Расчет тормозного пути разных ТС в различных условиях. 3.11. Буксировка транспортных средств. Теория: Буксировка ТС на гибкой и жесткой сцепке. Буксировка с частичной погрузкой в кузов или на специальное опорное устройство тягача. Запрещение буксировки. 3.12. Перевозка людей и грузов. Теория: Порядок перевозки групп детей. Скорость движения при перевозке детей. Правила перевозки людей и грузов на велосипеде. Кто и в каких случаях имеет право перевозить людей и грузы на велосипеде. Допустимые габариты груза. Крепление и сигналы. Когда запрещено перевозить людей и грузы. Кто выдает разрешение на перевозку крупногабаритных грузов. Способы обозначения негабаритных грузов. Практика: Создание презентации «Перевозка людей и грузов». 3.13 Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации. Теория: Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации. Регистрация. Номерные знаки. Установка различных опознавательных знаков. Запрещение эксплуатации. Практика: Рисунки различных опознавательных знаков. 3.14. Неисправности и условия, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Теория: Обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Неисправности и условия, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. 3.15. Административная и уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения. Теория: Кодекс административных средством, РФ взысканий: конфискация об административных штраф, орудия, лишение средства прав правонарушениях. управления административного Виды транспортным правонарушения, административный арест. Уголовный кодекс РФ. Виды уголовных наказаний за нарушение Правил дорожного движения. Гражданский кодекс РФ. Ответственность за нанесения ущерба при управлении транспортным средством. Практика: опрос по пройденной теме. 3.16 Современный автомобиль. Теория: Устройство автомобиля. Технические характеристики различных моделей. Правила эксплуатации автомобиля. Виды топлива. Электромобили. Экологичный транспорт. Практика: Творческая работа «Машина будущего» 3.17 Классификация и общее устройство автомобилей. Теория: Классификация типов кузова автомобилей. Общее устройство автомобилей. Назначение основных частей автомобиля. Двигатель, шасси, кузов. Практика: Сборка пазлов «Автомобиль». 3.18 Тормозная система автомобиля. Теория: Скорость движения различных видов транспорта: велосипед, мопед, мотоцикл, легковые и грузовые автомобили различных марок, автобусов. Разрешенная скорость движения различных видов транспорта в условиях города. Маневренность различных видов транспорта. Устройство тормозной системы легкового, грузового автомобиля, пассажирского автобуса. Принцип действия тормозной системы. Типы. Действие. Тормозной путь автотранспорта, его зависимость от скорости движения, состояния тормозов, погодных условий, состояния дорожного покрытия. «Человеческий фактор». Скорость реакции водителя. Практика: Расчет тормозного пути видов городского транспорта с учетом различных условий: скорости движения, габаритов и массы транспортного средства, погодных условий, состояния дорожного покрытия и т.п. Раздел 4. Оказание первой доврачебной медицинской помощи. (23 ч.) 4.1 Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях. Теория: Алгоритм осмотра пострадавшего в ДТП. Просмотр фильма «Оказание первой помощи при ДТП». Алгоритм действий при оказании доврачебной помощи пострадавшим. Виды повязок. Практика: Наложение повязок, специальных шин. 4.2. Оказание доврачебной медицинской помощи при ожогах, тепловых и солнечных ударах, обморожениях, травмах головы. Теория: Виды ожогов. Солнечный и тепловой удар. Обморожение. Черепно-мозговая травма, сотрясение мозга, перелом челюсти. Травмы глаз. Оказание доврачебной помощи. Практика: Наложение повязок: шапочка, чепец, пращевидной, восьмиобразной, бинокулярной. 4.3. Правила транспортировки пострадавших в дорожнотранспортных происшествиях. Теория: Правила транспортировки пострадавших в дорожнотранспортных происшествиях с черепно-мозговой травмой, сотрясением мозга, переломом челюсти. 4.4. Сердечно-лёгочная реанимация. Теория: Способы искусственного дыхания. Устройство для искусственного дыхания. Тройной приём Сафара. Прямой и непрямой массаж сердца. Практика: Отработка на манекене способов сердечно-лёгочной реанимации. Раздел 5. Фигурное вождение велосипеда. (26 ч.) 5.1. Техническое обслуживание велосипеда. Практика: Подготовка велосипеда к летнему сезону: очистка, контролирование шин. Выверка центровки колес. Натяжение цепи и спиц. Регулировка плавности хода. Смазка велосипеда, промывание вращающихся деталей. Устранение зазоров. 5.2. Фигурное вождение велосипеда. Теория: Техника безопасности при выполнении упражнений на велосипеде. Правила выполнения упражнений: «восьмѐрка», коридор из коротких (длинных) досок; слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии. Практика: Управление движением, скоростью. Торможение. Отработка умения управлять велосипедом при выполнении упражнений: «восьмѐрка», коридор; слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии. Езда на велосипеде в условиях города по выделенным дорожкам Соревнования. Игра «Я – велосипедист (мопедист)». Отработка движения по заданному маршруту. Начало движения. Проезд контрольных пунктов. Движение по кругу. Проезд перекрёстков, трамвайных и ж/д путей согласно ПДД. Раздел 6. Итоговое занятие. Практика: Формирование портфолио каждого обучающегося из творческих работ. Итоговое театрализованное представление по группам. Практическое занятие на тему «Оказание доврачебной медицинской ситуации», Фигурное вождение на велосипеде с препятсвиями. 2.Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график (заполнить с учетом срока реализации ДООП) https://disk.yandex.ru/i/Iu2pE8aAn74T_Q Таблица 2.1.1. Количество учебных недель 36 Количество учебных дней 1 год обучения – 70 2 год обучения – 71 3 год обучения – 70 Продолжительность каникул с 01.06.2021 г. по 31.08.2021 г. Даты начала и окончания учебного года с 14.09.2020 по 31.05.2021 г. Сроки промежуточной аттестации (по УП) входная – октябрь; промежуточная – декабрь; Рубежная – май в конце 1,2 года обучения ДОП на 3 года. Сроки итоговой аттестации (при наличии) (по УП) в конце 3 года обучения (май) 2.2. Условия реализации программы Таблица 2.2.1. Аспекты Материально-техническое обеспечение Характеристика (заполнить) - специализированный класс по изучению Правил дорожного движения, противопожарной безопасности; - неэлектрифицированные и магнитные стенды; - технические средства обучения (интерактивная доска, компьютер, аудио теле-видео аппаратура, разработки компьютерных тестов); - велосипеды; - спортивные фишки; - дорожные конусы с палками; - защитная экипировка (шлем, налокотники, наколенники, защита для запястья); - настольный автогородок; - дидактическое обеспечение (информационные стенды; альбомы; игры-викторины по ПДД и пожарной безопасности; компьютерные диски по ПДД и пожарной безопасности; наборы плакатов по ПДД и пожарной безопаснсти; электронные презентации; электронные пособия; жезлы; настольные игры по ПДД; форма юных инспекторов движения; значки нагрудные для вознаграждения); Характеристика (заполнить) Аспекты - светофор транспортный (три сигнала); - светофор пешеходный (два сигнала) Информационное обеспечение Кадровое обеспечение -аудио: музыкальное сопровождение без авторских прав; - видео: уроки, лекции по профилактике противопожарной безопасности и детского дорожнотранспортного травматизма в социальной сети YouTube, ВК, Яндекс; - фото: открытые исходники в глобальной сети Интернет; - интернет источники: открытые источники из глобальной сети Интернет. Осуществляется педагогом дополнительного образования социально-гуманитарного направления 2.3. Формы аттестации Формами аттестации являются: Текущий контроль успеваемости – это систематическая проверка достижений обучающихся, проводимая педагогом дополнительного образования. Текущий контроль включает: входной, тематический. Формы текущего контроля: тест, беседа (опрос), анкетирование, схема, представление творческой работы. Промежуточная аттестация – форма контроля, определяющая успешность обучения в течение всего учебного года и подведение итогов за контролируемый период (год). Формами промежуточной аттестации является выступление агитбригады «Юные пожарные и инспектора движения» для обучающихся начальной школы, воспитанников детских садов и изготовление памяток «Правила юного пешехода и пассажира», «Правила противопожарной безопасности». Педагог осуществляет контроль достижений обучающегося по каждой теме учебного плана. Результаты заносятся в карту учета достижений обучающихся. 2.4. Оценочные материалы Таблица 2.4.1. Показатели качества реализации Методики ДООП Уровень развития творческого потенциала учащихся Методика «Направленность на творчество» https://disk.yandex.ru/i/Zf-h22w5KYLRSg Уровень проявления социальноценных качеств личности Методика «Самоанализ (анализ) личности» https://disk.yandex.ru/i/goGgHo0jjW919A Мониторинг результатов обучения воспитанников по Уровень теоретической подготовки дополнительной образовательной программе учащихся https://disk.yandex.ru/i/8eebd9LI_a86UQ Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) https://disk.yandex.ru/i/hZwa2-LauxlPZA Оценочные материалы (указать конкретно по предметам в соответствии с формами аттестации) https://disk.yandex.ru/d/Roi8LMafSfTysg 2.5. Методические материалы Методы обучения: В процессе реализации программы используются следующие методы и приемы: - объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, демонстрация, объяснение, просмотр и изучение наглядных материалов, таблиц, рисунков); - репродуктивный (выполнение работы по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях); - метод творческой деятельности (творческие задания, упражнения, работы); - практический метод (практическая деятельность для закрепления теоретического материала через выполнение заданий, упражнений, самостоятельных творческих работ); - метод контроля и самоконтроля (тестирование, опросы, творческие задания и упражнения, самостоятельная работа учащихся, анализ собственной работы и работ других учащихся); - метод формирования интереса к учению (фантазийные задания, создание ситуаций успеха, приёмы занимательности); На занятиях могут использоваться отдельные элементы и различные комбинации методов и приемов обучения по выбору педагога. Формы организации образовательной деятельности: Основная форма организации занятий – групповая, реже индивидуальная. Используются следующие формы проведения занятий: учебное занятие, игра, викторина, тестирование, кроссворды. Педагогические технологии: В образовательном процессе используются инновационных педагогических технологий: технология группового обучения, технологии сотрудничества, технология технология технология ряд элементов следующих развивающего обучения, дифференцированного обучения, разноуровневого обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология, технология коллективных обсуждений, технология создания ситуации успеха. Дидактические материалы: https://disk.yandex.ru/d/7dcdQvA5F2DaiA 2.6. Список литературы Нормативные правовые акты: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». - Федеральный закон от 15 ноября 1995г. в редакции от 29 декабря 2017г. ФЗ №443 «О безопасности дорожного движения»; - Федеральный закон «О пожарной безопасности» №67-ФЗ от 21 декабря 1994 года. - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 #28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». - Устав МБОУ ДО "Районный центр дополнительного образования" МО "Курумканский район" - Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Литература: 1. Архипов Е.М. «За здоровьем на велосипеде». 1999 г 2. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: Учеб. для студ. вузов / А. Г. Асмолов. - 2-е изд., перераб. - М. : Смысл: AcademiA, 2002. 414 с. 3. Дмитрук В.П. «Правила дорожного движения для учащихся», 2005г 4. «Дети и дорога». Методический комплект для учителей. Москва.2015. 5. Комова М., Прытков Г. В целях профилактики пожаров. Материал для проведения занятий. Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2003. - № 11 6. Основы безопасности жизнедеятельности в тестах, играх, кроссвордах и заданиях в картинках, Г.П. Попова, Волгоград, 2019 год 7. Пиль А. Пожарные. – М.: ООО «Издательство «Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001 (Все обо всем) 8. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности, А.П. Попова, Москва, Вако, 2012 год. 9. Сборник сценариев театрализованных представлений и агитбригад юных пожарных «Сумеем огонь обезвредить!», Под редакцией Кудрявцева А.Н. Екатеринбург 2007. 10. Сценарии игр и праздников «Осторожен будь с огнем утром, вечером и днем», М.С. Коган, Сибирское университетское издательство, 2019 год 11. Учителю о правилах дорожного движения. Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по ПДД М.: Просвещение, 2010. 12. Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом». Санкт-Петербург 2014.