Развивайка

I.

Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Развивайка» (далее – Программа)
реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в
РФ»
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по
ее реализации»
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14».
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №2.
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ –
976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации

и

дополнительных

общеобразовательных

программ

с

применением

дистанционных образовательных технологий»
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
 Устав МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования МО «Курумканский
район»»
 Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе,
утвержденного приказом МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования» МО
«Курумканский район» за №97 от 09.06.2023 г.

 Положение о дистанционном обучении в МБОУ ДО «Районный центр дополнительного
образования» МО «Курумканский район», утвержденного приказом МБОУ ДО «Районный
центр дополнительного образования» МО «Курумканский район» за № 97 от 09.06.2023 г.
Программа «Развивайка» является модифицированной комплексной программой
социально-педагогической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний
и практических навыков.
Направленность

дополнительной

образовательной

программы:

социально-

педагогическая.
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность, потому что через
развитие интеллектуальной сферы и творческих способностей, формирование нравственных
качеств дошкольник психологически готовится к новой роли – роли ученика.
Актуальность, педагогическая целесообразность:
Формирование нравственных качеств

и взаимоотношений

является важнейшей

составляющей процесса становления детской личности в этот возрастной период. Их
совокупность образует ядро личностной системы, от которого решающим образом зависит
характер общественного поведения человека. Детское общество формируется вокруг
культурных практик, в которых реализуется содержание Программы. Так, в момент выбора
игры, согласования замыслов и возникновения всякого рода рассогласования действий и
мнений участников могут возникать конфликты, и если педагог не формирует у детей умение
разрешать такие ситуации в соответствии с принципами и нормами морали, то формируется
асоциальное или безразличное поведение.
Программа

«Развивайка»

предполагает

необходимость

усвоения

детьми

норм

морального содержания, она ориентирована на поддержку общественной устремлённости
обучающихся: когда нормативные требования становятся побудительными мотивами их
морального поведения, когда развивается умение действовать в интересах коллектива.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы:
Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических
функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и др. При этом особое значение
имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно творчество, умение
придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у
него самостоятельность и познавательный интерес.
Необходимым условием, определяющим в последующие годы успешное духовное и
интеллектуальное развитие детей, является организация их самостоятельной поисковой
деятельности. В силу этого часть учебного материала данной программы строится не в виде

готовых знаний, а в виде проблем, "препятствий", побуждающих к самостоятельному поиску,
"открытию".
Отличительными особенностями данной программы являются:
- научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое
наслаждение, восхищаться удивительной игрой, обогащать детскую фантазию.
- окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные,
заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций.
- помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства;
- воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевывать высшие награды и
титулы.
Программа «Развивайка» может быть использована как в рамкахдошкольного
образования, так и в рамках предшкольной подготовки детей.
Адресат программы: программа предназначена детям 5-7 лет.
Ребёнок,

осваивающий

программу,

обладает

развитым

воображением,

которое

реализуется в разных видах деятельности, в конструировании, создании собственных
образцов, творческих фантазиях и пр. В результате освоения программы ребёнок получает
опыт положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе,
обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействуя со сверстниками и
взрослыми, дошкольник овладевает способностью договариваться, учитывать интересы и
чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. В результате ребёнок
получает возможность адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя,
стараться разрешать конфликты.
Уровень программы, объем и сроки реализации программы
Срок реализации программы: настоящая программа рассчитана на 2 года обучения.
Форма обучения: очная.
Режим занятий.
Количество и продолжительность занятий соответствует требованиям СанПиНа
Продолжите
льность занятий
30 мин

Периодично
сть в неделю
3 раза

Количество
часов
в неделю
3 часа

Особенности организации образовательного процесса.
Формы работы – коллективная, групповая, индивидуальная.
Виды занятий:

Количество
часов в год
108 часов

1) беседа 2) ролевая игра; 3) творческий проект; 4) экскурсия; 5) практическая работа; 6)
конструирование; 7) выставки; 8) соревнования.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал
что-то новое, обогащал свой словарный запас, приобрел навыки самостоятельной

и

командной работы.
Цель программы:создание образовательной среды для развития познавательных и
социально-коммуникативных личностных свойств ребёнка.
Задачи программы:
1.

Образовательные:

Развивать

любознательность

и

формировать

познавательную

мотивацию,

ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
Формировать навыки сознательных действий посредством «действий в уме».
2.

Воспитательные:

Способствовать формированию положительных черт характера у детей, умению
распознавать негативные черты и учить находить пути их преодоления;
Формировать безопасную основу поведения в социуме через правила поведения в играх,
в том числе в ситуациях успеха и неуспеха;
Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в
своих силах и стойкий характер.
3.

Общеразвивающие:

Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и
творчество;
Развивать логическое и образное мышление с помощью приемов умственных действий
(анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
Развивать сенсорное восприятие (ощущения, восприятия, представления), воображение,
фантазию, память, наблюдательность, внимание, творческие способности,

1.2. Учебный план
I год обучения
№

Темы

1
2

Вводное занятие
Страна дружбы и понимания
(развитие коммуникативных
способностей детей).
«Учимся играя»
(развитие познавательной и
интеллектуальной среды).
Фантазируем, играем, сочиняем
(развитие творческих способностей
детей).
Учимся играть в шашки и шахматы
(развитие логического мышления
детей)
Итого:

3

4

5

Общее
Теоретических Практических
количество часов
часов
часов
1
1
–
2
1
1

35

10

25

30

7

23

40

7

33

108

26

82

II год обучения
№

Темы

1
2

Вводное занятие
Страна дружбы и понимания
(развитие коммуникативных
способностей детей).
«Учимся играя»
(развитие познавательной и
интеллектуальной среды).
Фантазируем, играем, сочиняем
(развитие творческих способностей
детей).
Учимся играть в шашки и шахматы
(развитие логического мышления
детей)
Итого:

3

4

5

Общее
Теоретических Практических
количество часов
часов
часов
1
1
–
2
1
1

35

10

25

30

7

23

40

7

33

108

26

82

1.3. Содержание программы

I год обучения
Тема 1.Вводное занятие.(1 ч.)
Теория. Знакомство с детьми.Ознакомление с планом работы, с целями, задачами, с
правилами работы и поведения, с правилами по технике безопасности.
Тема 2.Страна дружбы и понимания (развитие коммуникативных способностей детей) (2
ч.)
Игры, упражнения, задания, направленные на эмоциональное сближение детей, развитие
групповой сплоченности, развитие навыков общения, отработку механизмов межличностной
коммуникации. Диагностическая методика «Рукавички».
Тема 3. «Учимся, играя» (развитие познавательной и интеллектуальной среды) (35 ч.)
«Волшебная страна - математика».«Осень, осень в гости просим!»«Волшебные
фигуры».«Угадай – ка!».Деление целого на части.«Художник по имени Природа».
Порядковый счёт.«В гости к Грустинке и Смешинке». Диагностика
Свойства предметов и символы. Игра «Шифровка», «Расшифруй задание»
Таблицы. Игры и упражнения на заполнение недостающей фигуры, перестановку фигур
и т.д.
Сравнение групп предметов. Знаки = и ≠.Сравнение групп предметов. Знаки >, <.На
сколько больше? На сколько меньше?На сколько длиннее (выше)? Практические упражнения.
Измерение

длины.

Практические

упражнения.Объемные

и

плоскостные

фигуры.Сравнение по объему. Практические упражнения. Измерение объема. Практические
упражнения.
Сравнение. Поиск сходств и различий на двух похожих картинках.Анализ – синтез. Игры
и упражнения на нахождение логической пары. Дополнение картинки (подбери заплатку,
дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей. Работа с пазлами различной
сложности. Выкладывание картинок из счётных палочек и геометрических фигур.
Обобщение. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель,
посуда, транспорт, деревья, птицы и т. д.
Классификация. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Систематизация. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую
деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в
логической последовательности.
Ограничение. Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки»,
«найди все некруглые предметы» и т. п. Исключение четвёртого лишнего

Умозаключения. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в
явлениях (например, когда идёт дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под
дождём человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных
суждений («Ветер дует, потому что деревья качаются». Верно ли это?) Решение логических
задач.
Тема 4. Фантазируем, играем, сочиняем (развитие творческих способностей детей) (30
ч.)
«Волшебники». «Как пройти к Мальвине». «День рождения Пуха».
Индивидуальные занятия (диагностика).
«История и путешествие по стране LEGO». Творческие игры, творческие задания с
LEGO.
«Угадай и сделай». «Начерти (нарисуй) деталь» (графическое задание) «Профессии:
архитектор и инженер-конструктор. Творческие игры»
«Осень в лесу. Лес и его обитатели». «Вольеры и жилища для животных». «Обитатели
зоопарка» (животные, птицы). Проект «Приглашаем в Зоопарк!»
«Дом фермера с колодцем». «Животные (птицы) на ферме». «Техника на ферме. Трактор
с прицепом». Проект «Наша ферма»
«Детский парк развлечений». Карусель. «В гостях у сказки. Свободное творческое
конструирование»
«Письмо от Снегурочки». Свободное творческое конструирование «Скоро, скоро, Новый
год!»
Тема 5. Учимся играть в шашки и шахматы (развитие логического мышления детей) (40
ч.)
Из истории шашек. Правила игры. Основы шашечной игры и её общие вопросы.
Шашечная нотация. Сила дамки. Значение связок, разменов. Понятие об оппозиции, темпах,
маневренных возможностях. Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение
тематических примеров. Итоговое занятие. Текущий контроль.
В стране шахматных чудес. Шахматная доска. Прямые линии. Знакомство с шахматной
доской. Знакомство с шахматными фигурами.
Знакомство с пешками. Пешка. Соревнование пешками
Знакомство с Ладьями. Ладья. Тренировочные позиции (Ладья)
Знакомство со Слонами. Слон. Тренировочные позиции (Слон)
Тренировочные позиции (пешки, Ладьи и Слоны). Спортивное соревнование

Знакомство с Ферзями. Ферзь. Ферзь и пешки. Тренировочные позиции
Знакомство с Конями. Конь. Конь угрожает. Тренировочные позиции
Король. Ценность фигур. Тренировочные позиции.

II год обучения
Тема 1. Вводное занятие.(1 ч.)
Теория. Знакомство с детьми. Ознакомление с планом работы, с целями, задачами, с
правилами работы и поведения, с правилами по технике безопасности.
Тема 2.Страна дружбы и понимания (развитие коммуникативных способностей детей) 2
часа.
Игры, упражнения, задания, направленные на эмоциональное сближение детей, развитие
групповой сплоченности, развитие навыков общения, отработку механизмов межличностной
коммуникации. Диагностическая методика «Рукавички».
Тема 3. «Учимся, играя» (развитие познавательной и интеллектуальной среды)(35 ч)
Выявление математических представлений детей. Работа с программным материалом 1го года обучения.
Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.Сравнение
групп предметов. Обозначение равенства и неравенства
Отношение: часть – целое. Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один –
много.Пространственные отношения: на, над, под; справа, слева, между, посередине; внутри,
снаружи,

впереди,

сзади.Временные

отношения:

раньше,

позже.Пространственные

отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с
помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с
помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и
опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
Представление о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с
помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка –
маленькая клетка).
Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение
отношений: больше – меньше.
Работа с таблицами («Найди лишнее», «Дополни таблицу фигурой»)
Решение логических задач.

Праздник «Веселая математика»
Тема 4. Фантазируем, играем, сочиняем (развитие творческих способностей детей)(30 ч.)
«В загадочной стране LEGO». «Угадай и сделай»
«Путешествие в сказку…»Проект «Дома для сказочных персонажей»
«Дома в селе и в городе: фасады домов» (архитектура). «Парковая архитектура.
Беседки». «Качели, горки и аттракционы в парке». «Проектируем здания для нашего села»
Легковые автомобили. На железной дороге. Поезд с вагонами. Грузовой транспорт.
Грузовик с прицепом.

Фургон. Эвакуатор. Служебные машины. Воздушный транспорт.

Самолёт. Проект «Космос» (космодром, космический транспорт: луноход, ракета)
Водный транспорт. Корабли.
Военная техника. Вертолёт, танк.
Спортивные машины.Мотоциклы. Мопеды. Проектно-исследовательская деятельность
«Транспорт будущего»
Тема 5. Учимся играть в шахматы (развитие логического мышления детей) (40 ч.)
Шашки. Тактика. Различные способы выигрыша шашек. Разнообразие тактических
приемов и умение ими пользоваться, в процессе игры. Простейшие комбинации и тренировка
в их отыскании, расчет ходов в партии. Шашечный турнир.
В стране шахматных чудес. Повторение.
Шах. Двойной шах с выигрышем фигуры, лучший шах. Мат. Мат в один ход.
Что такое связка. Ничья. Рокировка. Непобедимый. Волшебный мир комбинаций.
Реши этюд, отгадай задачу –сыщешь удачу. Итальянская партия. Сицилианская защита.
Подготовка к интеллектуальному турниру. Интеллектуальный турнир.
Короткие партии. Великие гроссмейстеры. Решение шахматных задач и этюдов.
И король жаждет боя. Конь против ферзя, ладьи, слона. Пешка против ферзя, ладьи,
слона, коня. Ферзь против ладьи и слона. Так много их, но мы уже их знаем.
«Ответь, как в сказке, сам, без подсказки. (Шахматная викторина)
«Волшебный квадрат». «Квадрат пешки». «Правило квадрата». Решение шахматных
задач и этюдов.
Шахматная эстафета. Итоговое занятие «Шахматная шкатулка»

1.4. Планируемые результаты
В результате освоения образовательной программы обучающиеся
- познакомятся с различными видами творческой работы; получат опыт положительного
отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе;
- узнают об истории возникновения конструкторов LEGO, о профессиях архитектора и
инженера – конструктора, о простых архитектурных формах и их вариативности.
- узнают историю возникновения шахматной игры;шахматные термины: белое и черное
поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые,
черные, ход, взятие, стоять под боем; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры;
- научатся строить на основе самостоятельного анализа предлагаемого образца или
словесной инструкции, создавать различные варианты конструкций (моделей) по образцу,
карте – схеме, инструкции или замыслу; самостоятельно определять этапы будущей
конструкции и творчески реализовывать свои собственные замыслы;
- видеть взаимосвязи между назначением предмета и его строением, располагать
конструкции в нужной плоскости, точно соединять и скреплять её детали, сооружать
устойчивые, симметричные конструкции; использовать перекрытия, надстройки;
- научатся ориентироваться на шахматной доске;играть каждой фигурой в отдельности;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;правильно расставлять фигуры
перед игрой;различать горизонталь, вертикаль, диагональ;рокировать; решать элементарные
шахматные задачи;
- овладеют способами элементарного планирования деятельности, построения замысла;
- будут способны проявлять инициативу и самостоятельность в разной деятельности игре,общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и пр.У них
будет развиваться внимательность, наблюдательность, творческое воображение и фантазия.
-

научатся

выбирать

себе

партнёров

по

совместной

деятельности;

научатся

договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться
успехам других. У обучающихся будет воспитываться чувство товарищества и личной
ответственности, доброжелательность, коммуникабельность, восприимчивость, терпимость к
чужому мнению.
- будут иметь опыт работы в коллективе, опыт участия в конкурсах, викторинах,
проектах и соревнованиях. В результате ребёнок получает возможность адекватно проявлять
свои чувства, в том числе чувство веры в себя, умение разрешать конфликты.

II. Комплекс организационно-педагогических условий,включающий формы аттестации
2.1. Календарно-учебный график
I год обучения
№
заняти
я

№

1

1
Вводное занятие
Страна дружбы и понимания (развитие
коммуникативных способностей детей).
1
Знакомство друг с другом (гендерное воспитание).
2
Дружные ребята.«Рукавички»
«Учимся, играя»(развитие познавательной и
интеллектуальной среды).
1
«Волшебная страна - математика».
2
«Осень, осень в гости просим!»
3
«Волшебные фигуры».
4
«Угадай – ка!».
5
«Деление целого на части».
6
«Художник по имени природа»
7
Порядковый счёт
8
«В гости к Грустинке и Смешинке». Диагностика
9
Свойства предметов и символы. Игра
«Шифровка», «Расшифруй задание»
10 Таблицы. Игры и упражнения на заполнение
недостающей фигуры, перестановку фигур и т.д.

2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12 - 13
14 - 15

Темы

Общее
количест
во часов

1
2
1
1
35

В том
числе
Теоретич
еских
часов
1
1

Форма
контроля
Практиче
ских
часов
1

1
10

1
25

1
1
1
1
1
1
1
1
2

1

1
1

1

2

-

2

1
1
1
1
1
1

Дата
План

Примеча
ние
Факт

16
17
18
19

11
12
13
14

20 - 22
23
24
25 - 27

15
16
17
18

28

19

29

20

30

21

31

22

32 - 33

23

34-35

24

Сравнение групп предметов. Знаки = и ≠.
Сравнение групп предметов. Знаки >, <.
На сколько больше? На сколько меньше?
На сколько длиннее (выше)? Практические
упражнения.
Измерение длины. Практические упражнения.
Объемные и плоскостные фигуры.
Сравнение по объему. Практические упражнения
Измерение объема. Практические упражнения.
Сравнение. Поиск сходств и различий на двух
похожих картинках.
Анализ – синтез.Игры и упражнения на
нахождение логической пары. Дополнение
картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к
платью).
Поиск противоположностей. Работа с пазлами
различной сложности. Выкладывание картинок из
счётных палочек и геометрических фигур.
Обобщение.Игры и упражнения на оперирование
обобщающими понятиями: мебель, посуда,
транспорт, деревья, птицы и т. д.
Классификация.Закрепление обобщающих
понятий, свободное оперирование ими.
Систематизация.Игры и упражнения: магические
квадраты (подобрать недостающую деталь,
картинку). Составление рассказа по серии
картинок, выстраивание картинок в логической
последовательности.
Ограничение.Игры и упражнения: «обведи одной

1
1
1
1
3
1
1
3
1

1
1
1
1
1
1
1

2
1
2
1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

50
51
52-55

линией только красные флажки», «найди все
некруглые предметы» и т. п. Исключение
четвёртого лишнего
25 Умозаключения.Игры и упражнения: поиск
положительного и отрицательного в явлениях
(например, когда идёт дождь, он питает растения –
это хорошо, но плохо то, что под дождём человек
может промокнуть, простудиться и заболеть).
Оценка верности тех или иных суждений («Ветер
дует, потому что деревья качаются». Верно ли
это?) Решение логических задач.
Фантазируем, играем, сочиняем(развитие
творческих способностей детей).
1
«Волшебники».
2
«Как пройти к Мальвине».
3
«День рождение Пуха».
4
Индивидуальные занятия (диагностика).
5
«История и путешествие по стране LEGO»
6
Творческие игры, творческие задания с LEGO.
7
«Угадай и сделай»
8
«Начерти (нарисуй) деталь» (графическое
задание)
9
«Профессии: архитектор и инженер-конструктор.
Творческие игры»
10 «Осень в лесу. Лес и его обитатели»
14 «Вольеры и жилища для животных»
15 «Обитатели зоопарка» (животные, птицы)

56-57

16

36 - 38

39
40
41
42
43-44
45-46
47
48
49

Проект «Приглашаем в Зоопарк!»

3

3

30

7

1
1
1
1
2
2
1
1

1

1

1

23

1
1
1
1

1
2
1
1

1
1
4

1
1
4

2

2

58
59-60
61 -62
63
64
65
66-68

69-70
71
72-73

74 - 77
78
79
80
81
82
83
84
85
86

«Дом фермера с колодцем»
«Животные (птицы) на ферме»
«Техника на ферме. Трактор с прицепом»
Проект «Наша ферма»
«Детский парк развлечений». Карусель
«В гостях у сказки. Свободное творческое
конструирование»
26 «Письмо от Снегурочки». Свободное творческое
конструирование «Скоро, скоро, Новый год!»
Учимся играть в шашки и шахматы (развитие
логического мышления детей)
1
Из истории шашек. Правила игры
2
Основы шашечной игры и её общие вопросы.
Шашечная нотация
3
Сила дамки. Значение связок, разменов. Понятие
об оппозиции, темпах, маневренных
возможностях
4
Упражнения на усвоение правил игры, разбор и
решение тематических примеров
5
Итоговое занятие. Текущий контроль.
6
В стране шахматных чудес
7
Шахматная доска
8
Прямые линии
9
Знакомство сшахматной доской
10 Знакомство сшахматными фигурами
11 Знакомство с пешками
12 Пешка
13 Соревнованиепешками
20
21
22
23
24
25

1
2
2
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1

3

1

2

40

7

33

2

1

1

1
2

1
1

1

4

4

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

87
88
89
90
91-92
93
94
95
96
97
98
99-100
101
102103
104
105107
108

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Знакомство с Ладьями
Ладья
Тренировочныепозиции (Ладья)
Знакомство со Слонами
Слон
Тренировочныепозиции (Слон)
Тренировочные позиции(пешки, Ладьи и Слоны)
Спортивноесоревнование
Знакомство с Ферзями
Ферзь
Ферзь и пешки
Тренировочныепозиции
Знакомство с Конями

1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1

Конь. Конь угрожает

2

28
29

Тренировочныепозиции
Король. Ценность фигур. Тренировочные
позиции.
Итоговое занятие

1

30

1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1

1
1

3

1

1

1

2

II год обучения
№
заняти
я

№

1

1

2
3

1
2

4-5

1

6-8

2

9-11

3

12-13

4

14 -16

5

17

6

Темы

Вводное занятие
Страна дружбы и понимания (развитие
коммуникативных способностей детей).
Знакомство друг с другом (гендерное воспитание).
Дружные ребята. «Рукавички»
«Учимся, играя» (развитие познавательной и
интеллектуальной среды).
Выявление математических представлений детей.
Работа с программным материалом 1-го года
обучения.
Свойства предметов. Объединение предметов в
группы по общему свойству.
Сравнение групп предметов. Обозначение
равенства и неравенства
Отношение: часть – целое.Взаимосвязь между
целым и частью.Представление: один – много.
Пространственные отношения: на, над,
под;справа, слева, между, посередине;внутри,
снаружи, впереди, сзади.
Временные отношения: раньше, позже.

Общее
количест
во часов

1
2

В том
числе
Теоретич
еских
часов
1
1

Форма
контроля
Практиче
ских
часов
1

1
1
35

1
9

1
26

2

1

1

3

1

2

3

1

2

2

1

1

3

1

3

1

Дата
План

Примеча
ние
Факт

18-21

7

22-24

8

25-26

9

27-28

10

29-30

11

31-32

12

33-34
35

13
14

Пространственные отношения: длиннее, короче.
Сравнение длины (непосредственное и
опосредованное с помощью мерки). Зависимость
результата сравнения от величины мерки.
Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы
(непосредственное и опосредованное с помощью
мерки). Зависимость результата сравнения от
величины мерки.
Представления об объеме (вместимости).
Сравнение объема (непосредственное и
опосредованное с помощью мерки). Зависимость
результата сравнения от величины мерки.
Представление о площади. Сравнение площади
(непосредственное и опосредованное с помощью
мерки). Зависимость результата сравнения от
величины мерки (большая клетка – маленькая
клетка).
Сравнение групп предметов по количеству на
наглядной основе. Обозначение отношений:
больше – меньше.
Работа с таблицами («Найди лишнее», «Дополни
таблицу фигурой»)
Решение логических задач
Праздник «Веселая математика»
Фантазируем, играем, сочиняем (развитие
творческих способностей детей).

4

1

3

3

1

2

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

2

2
1
30

2
1
23

7

36
37
38
39-40
41-42

1
2
3
4
5

43
44-45
46-47
48
49
50-52

6
7
8
9
10
11

53-55
56
57-59

12
13
14

60
61-62
63
64
65

15
16
17
18
19

66-69

1

«В загадочной стране LEGO»
«Угадай и сделай»
«Путешествие в сказку…»
Проект «Дома для сказочных персонажей»
«Дома в селе и в городе: фасады домов»
(архитектура)
«Парковая архитектура. Беседки»
«Качели, горки и аттракционы в парке»
«Проектируем здания для нашего села»
«Легковые автомобили »
«На железной дороге. Поезд с вагонами»
«Грузовой транспорт. Грузовик с прицепом.
Фургон. Эвакуатор »
«Служебные машины»
Воздушный транспорт. Самолёт»
Проект «Космос» (космодром, космический
транспорт:луноход, ракета)
«Водный транспорт.Корабли»
«Военная техника.Вертолёт, танк»
«Спортивные машины»
«Мотоциклы. Мопеды»
Проектно-исследовательская деятельность
«Транспорт будущего»
Учимся играть в шашки и шахматы (развитие
логического мышления детей)
Шашки.Тактика. Различные способы выигрыша

1
1
1
2
2
1
2
2
1
1
3
3
1
3

1
1
1
1
1

1
1

1

1
1
2
1
1
2

1
1

1
2
1
1
1

2
1
2
1
2
1
1
1

40

7

33

3

1

2

70-73

2

74-75

3

76
77
78
79
80-81
82
83
84
85
86-87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

шашек.
Разнообразие тактических приемов и умение ими
пользоваться, в процессе игры
Простейшие комбинации и тренировка в их
отыскании, расчет ходов в партии
Шашечный турнир
В стране шахматных чудес. Повторение
Шах
Двойной шах с выигрышем фигуры, лучший шах
Мат. Мат в один ход
Что такое связка
Ничья
Рокировка
Непобедимый
Волшебный мир комбинаций
Реши этюд, отгадай задачу –сыщешь удачу
Итальянская партия
Сицилианская защита
Подготовка к интеллектуальному турниру
Интеллектуальный турнир
Короткие партии
Великие гроссмейстеры
Решение шахматных задач и этюдов
И король жаждет боя
Конь против ферзя, ладьи, слона
Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня

4

4

2

2

1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1

1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1

Ферзь против ладьи и слона
Так много их, но мы уже их знаем
«Ответь, как в сказке, сам, без подсказки
(шахматная викторина)
«Волшебный квадрат». «Квадрат
пешки».«Правило квадрата»

1
1
1

29

Решение шахматных задач и этюдов

2

2

30
31

Шахматная эстафета
Итоговое занятие «Шахматная шкатулка»

1
1

1
1

99
100
101

25
26
27

102104
105106
107
108

28

3

1
1
1
1

2

2.2.Условия реализации программы.
Для

реализации

программы

необходимо

следующее

материально-техническое

оснащение:
– 3Dпринтер тип 2;
– 3D ручка;
–Планшет на базе ОС Android;
–Наушники;
– Компьютерная мышь;
– Интерактивная панель 75”;
–Доска магнитно-маркерная поворотная двусторонняя;
– Ноутбук;
–МФУ формата АЗ;
–Многофункциональное устройство;
– Звуковые колонки;
– Лазерная указка –презентатор;
– Игровой набор «Полидрон. Элементарная математика»;
– Игровой набор Полидрон Гигант.Конструируем транспорт;
– Набор Полидрон Мосты (6-7 лет);
–Комплект «Дары Фребеля»;
–Мультстудия;
– Проектор;
– Автогородок малый;
– Конструктор «Великан» (270 элементов);
–Логические блоки Дьенеша;
– Цветные счетные палочки Кюизенера;
– Бокс 46л 600мм*400мм*290мм. Универсальный на колесиках;
– Набор «Увлекательная математика»;
– Комплект стеновых панелей «Крокодил»;
–Комплект «Наука для дошколят»;
– Образовательный комплект «Послушные ладошки»;
– Стол для игры с водой и песком;
– Набор настенных логических игр

2.3. Оценка достижений результатов:

Система мониторинга представляет собой педагогическую диагностику, основанную на
наблюдении за детьми и моделировании несложных диагностических ситуаций, которые
можно проводить с детьми индивидуально или в небольших подгруппах (6–8 человек).
Диагностическая работа проводится в первой половине дня в середине недели (со
вторника по четверг). Диагностические задания не предлагаются ребенку, который пришел
после болезни, находится в непростой жизненной ситуации (развод родителей, смена места
жительства и пр.).
Система оценок мониторинга трехуровневая:
2 балла – умение сформировано устойчиво (ребенок самостоятельно справляется с
заданием);
1 балл – умение сформировано неустойчиво (то есть находится в зоне ближайшего
развития: ребенок справляется с заданием лишь в совместной деятельности со взрослым);
0 баллов – умение не сформировано (ребенок не справляется с заданием даже при
помощи взрослого).
Это общие принципы оценивания, на которые педагог опирается при выставлении того
или иного балла. При этом важно помнить, что не всегда бывает возможным унифицировать
ответы детей дошкольного возраста. Поэтому предлагаемые критерии применяются лишь в
качестве ориентиров, а не оценки развития того или иного ребенка.
Для

отслеживания

результативности

образовательного

процесса

используются

следующие виды контроля:
• входной контроль (сентябрь);
• текущий контроль (в течение всего учебного года)
• итоговый контроль (май).
Также показателем успешности освоения образовательной программы можно считать
результаты участия в конкурсах, викторинах, олимпиадах и соревнованиях.
2.4. Оценочные материалы.
Формой входного контроля является собеседования с педагогом, в ходе которого
выявляются интересы и склонности.
Формами текущего

контроля могут

быть

педагогическое наблюдение,

анализ

деятельности, рефлексия.
Итоговый контроль может быть организован, как продукт проектной деятельности,
участие в выставках, конкурсах, соревнованиях.

Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
выступают праздники, фестивали, совместная детско-взрослая проектная деятельность.
2.5. Методические материалы
Применяемые технологии для реализации данной образовательной программы:
проблемное обучение, интерактивные, ИКТ-технологии, технологии критического мышления,
игровые, здоровьесберегающие, проектная технология, технология сотрудничества и
коллективных творческих дел.
Методы обучения и воспитания: беседа, опыты, эксперименты, познавательные игры,
ролевые игры (деловые), тренинги (система упражнений на взаимодействие в группе),
системы последовательных заданий, проекты, демонстрация, упражнение с объяснением и
исправлением ошибок, наблюдение, учебная дискуссия, метод многократного повторения,
метод «делай как я».
Формы

организации

учебного

занятия:фронтальная,

парная,

групповые,

индивидуальные. Все перечисленные формы сочетаются при организации учебного занятия в
зависимости от целей этапов занятия.
Дидактические материалы и оборудование: раздаточный и демонстрационный
материал, технологические/инструкционные карты со схемами, учебный фильм, слайдовая
презентация, образцы изделий; демонстрационная доска, экран, ноутбук, проектор, шашки,
шахматы, доски для шашек и шахмат, конструкторы ЛЕГО.
Формы

подведения

итогов:

коллективная

рефлексия,

наблюдениепедагога

в

ходесамостоятельнойработыучащихся, презентациятворческих работ – выставки, проекты,
участие в соревнованиях, праздниках и фестивалях.
Алгоритм учебного занятия
(краткое описание структуры занятия и его этапов)
1этап - организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологическогонастроя на
учебную деятельность и активизация внимания.
2 этan - проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнегозадания
(если было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического),
проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

3 этап - подготовительный (подготовка к восприятию новогосодержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной
деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).
4 этап - основной. В

качестве основного

этапа

могут выступать следующие

элементы:
а) Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и
отношений в объекте изучения.
Содержание: задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность
детей.
б) Первичная проверка понимания.
Задача:установление

правильности и осознанности усвоения нового

учебного

материала, выявление неверных представлений, их коррекция.
Содержание: пробные практические задания,которые сочетаются с

объяснением,

соответствующих правил или обоснованием.
в)Закрепление
Содержание:

знаний

и

способов

тренировочные

действий

упражнения,задания,

выполняемые

детьми

самостоятельно.
г) Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме.
Содержание: беседа и практические задания.
5 этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Содержание: тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания
различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
6 этап - итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметитьперспективу
последующей работы.
Содержание этапа: ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии,
что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.
7 этап - рефлексивный.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениватьсяработоспособность,
психологическое состояние, результативность работы,содержание и полезность учебной
работы.
8 этап: информационный. Информация о домашнем задании (еслинеобходимо),
инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнениядомашнего
задания, логики дальнейших занятий.
Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не
иметь места в зависимости от педагогических целей.

2.6. Список литературы
Список литературы для педагога
1.

Ишмакова

М.С. «Конструирование в дошкольном образовательном учреждении в

условиях введения ФГОС.» Всероссийский учебно-методический центр образовательной
робототехники. М. Издательско-полиграфический центр «Москва» 2013г.
2.

Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;

3.

Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей. —

М.: Русский шахматный дом, 2005;
4.

Клеймихина Т., Крейнина С. От Незнайки до … С-П. 1996.

5.

Кондратьева Н.Н. «Мы» Программа экологического образования детей. С-П. 2001.

6.

Кушнир Н. Я. Детский сад – школа: проблемы преемственности – Мн., 2000.

7.

Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. Авторы-составители: С.

Е. Гаврина и другие. – Тверь, 2000.
8.

Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. — СПб.: Питер, 2009;

9.

Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. – М., 2001.

10. Михайлова З.А. Программа интенсивного умственного развития детей дошкольного
возраста. С-П. 2001.
11. Педагогическая диагностика к комплексной образовательной программе дошкольного
образования «Мир открытий». Методическое пособие/ Автор-составитель Е.В. Трифонова //
Научный руководитель Л.Г.Петерсон. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
12. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка — ступенька к школе. Практический курс
математики для дошкольников: методические рекомендации. Ч. 3, 4. — М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2018.
13. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка — ступенька к школе: рабочая тетрадь.
Математика для детей 5–6/ 6–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
14. Ромашова Е.А. «Развитие способностей дошкольников в конструктивно-игровой
деятельности развивающей системы «ЛЕГО». Схемы, образцы к программе»

Миасс 2012г.,

2015г.
15. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. —
Ростов н/Д: Феникс, 2004;
16. Фешина Е.В. «Лего – конструирование в детском саду». Пособие для педагогов. М.
Издательство «Сфера» 2011г.
17. Хенкин, В.Л. Шахматы для начинаючих [текст] / Виктор Хенкин. — М.: Астрель: АСТ,
2008.

18. Шпарева Г.Т., Коновалова И.П. Интеллектуальные игры для детей 3-7 лет. М. 2001.

Список литературы для обучающихся
1. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А.
Давлетов. — СПб.: Литера, 2005.
2. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка — ступенька к школе: рабочая тетрадь.
Математика для детей 5–6/ 6–7 лет. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
3. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина – Ростов н/Д
Феникс, 2006.
Электронные ресурсы
1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL:
http://www.chess-master.net/articles/3.html ;
2. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования
(приказ № 1155 Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013)
3. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от
29

декабря

2012

года

№

273-ФЗ

[Электронный

http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
4. Шахматная библиотека: [сайт]URL: http://webchess.ru/ebook/ .
5. Шахматы: [сайт]URL: http://www.shahmatik.ru/;
6. Лего схемы https://promany.ru/lego-sxemy

ресурс].

Режим

доступа:

Приложение. Примеры диагностических методик

Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман Цель исследования: изучение отношений детей
со сверстниками и коммуникативных умений. Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по
количеству участников), три разноцветных карандаша. Метод оценивания: наблюдение за
взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата. Ход работы: проводится в
виде игры. Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незакрашенными
узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим
парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т.
е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо
договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает
изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы
цветных карандашей. Критерии оценивания: продуктивность совместной деятельности
оценивается по степени сходства узоров на рукавичках; умение детей договариваться,
приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.; взаимный контроль
по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от
первоначального замысла, как на них реагируют; взаимопомощь по ходу рисования;
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием
и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или
отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.). Уровни оценивания: Низкий уровень:
в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются
договориться, каждый настаивает на своем. Средний уровень: сходство частичное - отдельные
признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети
активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа
раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя

совместное

действие;

следят

за

реализацией

принятого

замысла.

2. «Дорисовывание фигур».
Цель. Определение уровня развития воображения, способности создавать
оригинальные образы.
Материал: 10 карточек, на каждой из которых нарисована небольшая фигурка
неопределённой формы, набор карандашей.

Ребёнку говорят: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные
они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь
картинка- любая, какую ты захочешь». Затем дают листок с фигуркой. После того как ребёнок
дорисовал фигурку, его спрашивают: «Как называется картинка? Что это?» Ответ записывают
и дают следующий листок, последовательно предъявляя все 10 карточек.
Если ребёнок не принимает инструкцию (обводит фигурку, рисует рядом что-то своё и
т.д.), воспитатель может нарисовать на листе бумаги квадрат и показать, как его можно
превратить в дом, портфель, машину, которая едет по улице и т.п. Затем следует снова
попросить ребёнка дорисовать фигуру. В дальнейшем помощь и показ не используются.
Уровни развития.
При низком уровне дети фактически не понимают задачу: они или рисуют рядом с
заданной фигурой что-то своё, или делают беспредметное изображение. В этом случае
рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки
схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки повторяющиеся - самим ребёнком или
другими детьми.
При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как
правило, оригинальные рисунки. Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно
центральным элементом рисунка или его второстепенной деталью, последнее является
показателем творческого воображения.
3. Речевая деятельность.
Цель. Способность ребёнка к построению речевого высказывания.

Материал:1 карта (платье, девочка, собака, кукла, игла, карандаш, ручка, девочка с
лейкой), 2 карта (дом, солнце, ель, лейка, собака, автобус, окунь), 3 карта (окунь, удочка,
василек, яблоко, мальчик, дом, рыбак на лодке), 4 карта (лейка, ель, девочка с лейкой,
ромашка, девочка, женщина, окно), 5 карта (бабочка, сачок, женщина, платье, ель, девочка,
девочка с сачком), 6 карта (окно, карандаши, ель, яблоко, мальчик, тетрадь, мальчик рисует).
Задание к карте №1.
Какими картинками можно обозначить слова в предложении «Девочка шьёт платье»?
Рядом с нужными картинками поставь галочки. Надо отметить столько картинок, сколько слов
в предложении.
Подобные задания к другим карточкам.
Оценка.
Задание №1 является тренировочным. Оно не оценивается. Оценка выполнения
ребёнком методики строится на анализе результатов 5 заданий. Задание выполнено правильно,
если каждому слову соответствует отдельная картинка. Задание выполнено неправильно, если
несколько слов обозначены одной картинкой.
3 балла - ребёнок допустил ошибку только в одном задании.
2 балла – ребёнок допустил ошибку в 2 – 3 заданиях.
1 балл – ребёнок допустил ошибки в 4 – 5 заданиях.

Задачи


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».