Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Театр вокруг нас» (далее – Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Устав МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования МО «Курумканский район»» Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, утвержденного приказом МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования» МО «Курумканский район» за №97 от 09.06.2023 г. Положение о дистанционном обучении в МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования» МО «Курумканский район», утвержденного приказом МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования» МО «Курумканский район» за № 97 от 09.06.2023 г. Актуальность: Ребенок, входя в жизнь, познает мир через игру. В современной психологии и педагогике отмечается, что игра плодотворно влияет на психическое развитие ребенка. Она формирует мотивационно-потребностную сферу, развивает способности, нравственные нормы, правила поведения, способствует эмоциональному развитию (Л.А.Венгер, О.А.Карабанова, В.Д.Эльконин и др.) Детская игра, по сути, импровизированное театрализованное представление. Отсюда и мотивация детей на театральные занятия. Творческая театральная деятельность является активным средством развития творческих способностей, составными частями которого являются: память, воображение, фантазия, наблюдательность, внимание, эмоциональность, образное мышление, чувство ритма и пространства, выразительная речь. Обучение включает в себя следующие основные предметы: художественноэстетическая область. Вид программы: модифицированная. Она разработана с учетом следующих программно-методических материалов: «Актерская грамота» А.П. Ершовой, В.М. Букатовой; «От игры к творчеству» И.М.Кузнецовой; «Волшебный мир театра» С.И. Мерзляковой. Направленность программы: художественная. Адресат программы: Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 7-12 лет. Рекомендуемый состав группы – от 6 человек. Состав коллектива постоянный. Срок и объем освоения программы: 2 года, 216 педагогических часов, из них: «Стартовый уровень» - 7-9 лет, 108 педагогических часов; «Базовый уровень» - 10-12 лет, 108 педагогических часов; Форма обучения: очная (дистанционная на платформе ZOOM, Положение о дистанционном обучении в МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования» МО «Курумканский район» (утверждено приказом МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования» МО «Курумканский район» № 62 от 31.09.2020 г.) Особенности организации образовательной деятельности: одновозрастные. Режим занятий: Предмет Стартовый уровень Базовый уровень «Театр вокруг нас» 3 часов в неделю; 3 часов в неделю; группы Предмет Стартовый уровень Базовый уровень 108 часов в год. 108 часов в год. 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты Цель заключается в развитии театральных и творческих способностей, фантазии и воображения, социальных навыков дошкольников и младших школьников средствами театрального искусства. Задачи: Обучающие: - познакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.). - обогатить знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. Развивающие: - развить у детей ряд психологических качеств: воображения, речи, чувства видения пространства сцены, умение «читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями). - развить интерес к истории различных видов искусств, театра, истории мировой культуры. - создать условия для развития творческой активности учащихся, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения учащимися различных видов творческой деятельности. Воспитательные: - приобщить детей к театральной культуре. - воспитывать у детей художественный вкус. - формировать морально-этические нормы поведения. - формировать в каждом ребенке творческую личность, обладающую бесконечной внутренней свободой и нравственной ответственностью. Ожидаемые результаты: См. Уровневая дифференциация: https://disk.yandex.ru/i/Eq93ufX-L11K0w 1.3. Содержание программы Учебный план Стартовый уровень (1 год обучения) Таблица 1.3.1 Количество часов № Название раздела, темы п/п Всего Теория Практика Вводное занятие 1 2 3 4 5 Домашние животные. Подражание Лесные истории. Что такое хорошо и что такое плохо. Мы – актеры. 4 22 20 18 22 2 6 5 2 8 Формы контроля 2 входная диагностика. 16 импровизационное занятие, построенное на театральных играхупражнениях, этюдах. 15 импровизационное занятие, построенное на театральных играхупражнениях, этюдах. 16 импровизационное занятие, построенное на театральных играхупражнениях, этюдах. промежуточная диагностика по критериям. 14 импровизационное занятие, построенное на театральных играхупражнениях, этюдах. импровизационное занятие, построенное на театральных играхупражнениях, этюдах. Актеры театра кукол. 22 3 19 Итого 108 26 82 Учебный план Базовый уровень (2 год обучения) Таблица 1.3.2 Количество часов № Название раздела, темы п/п Всего Теория Вводное занятие 1 2 3 4 Образы живой природы Играя, фантазируем Кукольные фантазии 4 25 26 26 2 7 12 7 Практика 2 Формы контроля входная диагностика. импровизационное занятие, построенное на театральных играхупражнениях, этюдах. импровизационное занятие, построенное на театральных играхупражнениях, этюдах. промежуточная диагностика по критериям. 19 импровизационное занятие, построенное на театральных играхупражнениях, этюдах и, возможно, показе отдельных готовых театральных номеров 18 14 Волшебный мир творчества 27 8 19 импровизационное занятие, построенное на театральных играхупражнениях, этюдах. Итого 108 36 72 итоговая диагностика по критериям. Содержание программы I год обучения. Вводное занятие – 4 час. Знакомство с группой. Знакомство с содержанием программы на I год обучения. Входная диагностика. I. Раздел: «Домашние животные. Подражание» -22 час. 1.1.Тема: Поиграем мы немножко в кошку. Теория: Повадки кошки. Говорим тихо, обычно, шепотом. Театр на фланелеграфе. Практика: Упражнения на подражание голосу, повадкам и движениям кошки. Пластический этюд «Я кошка, кошка, кошка». Этапы работы на фланелеграфе: Педагог рассказывает стихотворение, рассказ, сказку и помещает фигурки героев на фланелеграф. Педагог рассказывает сюжет, дети помещают героев на фланелеграф. Дети сами рассказывают сюжет и помещают фигурки на фланелеграф. Театр на фланелеграфе «Кошка мама и котята». Игры театрализации Кот и повар», «Котята и перчатки» ( по С. Маршаку) Упражнение по мелкой моторики «Что ты любишь киска». «Стихи руками» - «Лапки». Упражнения на крупную моторику «Котята во дворе» Подражание пластики и голосу кошка в разных эмоциональных состояниях животных. Прослушивание стихов о кошках и проигрывание их пластикой и голосом. Знакомство с артикулярной гимнастикой. Упражнения на развитие речевого дыхания, слухового внимания, силы голоса: «Что делает кошка», «Кот и мыши», «Нам ты киску покажи и про киску расскажи» и т.д. Просмотр мультфильмов «Три котенка», «Котенок по имени Гав», «Кот Леопольд», «Кто сказал мяу?» Пересказ фрагментов, диалогов мультфильмов, проигрывание отрывков увиденного. 1.2. В гостях у бабушки в деревне. Теория: Низкий и высокий голос. Повадки домашних животных и птиц. Практика: Артикулярная гимнастика. Упражнение на развитие дыхания «Птицеферма» Развитие правильного звукопроизношения – сказки на фланелеграфе «Поспешили – насмешили», «Песня – песенка» и др. Игры «Жили у бабуси два веселых гуся», «Гуси-гуси - га-га-га» Театральный этюд «Скотный двор» Просмотр мультфильма «Гадкий утенок». Театральная игра «На птичьем дворе» по мотивам сказки Андерсена. Театр картинок «Гав-Гав на дворе» Подражание пластикой голосом повадкам собаки, коровы, барана, поросятам, лошадям, курам, цыплятам и др. II. Раздел : «Лесные истории» -20 час. 2.1.Тема: Дикие звери. Теория: Повадки диких животных. Низкий и высокий голос. Практика: Артикулярная гимнастика. Упражнения на развитие речевого дыхания «Бабочки», «Свеча». Упражнения на правильное звукопроизношение на основе потешек, небольших стихов. Низкий и высокий голос, эмоциональная окраска голоса – упражнения на основе сказки «Три медведя». Игра на пластику и интонацию «Ой,. кто в гости к нам пришел», «Пойдем поиграем». Пластический этюд «Еж и заяц». «Звериная зарядка», «Веселая зарядка», Игры на развитие реакции, фантазии, эмоциональности «Филин», «День – ночь», «Сова и мыши». Игра театрализация «Лис и мыши» (по сказке Паустовского). Фольклорные игры с животными «У медведя во бору…», «Заинька». «Стихи руками» - «На тропинке». Театрализация стихов «На тропинке» – изображаем барсука, лису, медведя, их эмоциональное состояние. Просмотр мультфильмов и игра в сказки «Колобок», «Теремок», «Рукавичка». Упражнение на мелкую моторику «Мыши в кладовке», «Капуста». 2.2. Тема: Африканские звери. Теория: Лесные истории. Практика: Игра-подражание «Зоопарк», Упражнение на развитие крупной моторики «Африка». «Стихи руками» - «Три мартышки». Театр на столе «Мартышка и удав». Упражнения по пластике «Джунгли». Раздел III. « Что такое хорошо и что такое плохо» -18 час. 3.1. Тема: Из жизни игрушек. Теория: Пластика неживых предметов. Практика: Ролевая игра «Магазин игрушек». Упражнение по пластике «Заводные игрунки». Инсценирование стихов А. Барто «Идет бычок…», «Уронили мишку на пол…», «Зайку бросила хозяйка»,» «Ушки непослушки». Просмотр и обсуждение мультфильма «Новая игрушка». Упражнение по пластике «Плакали игрушка». Разыгрывание сценки «Маша и игрушки». 3.2. Тема: От улыбки каждому светлей. Теория: Эмоциональное состояние человека: радость, страх, грусть, сочувствие. Практика: Знакомство с эмоциональными состояниями человека: радость, страх, грусть, сочувствие. Определения эмоций на картинках. Обучение изображать данные эмоции и объяснять их причину, а также выражать отношение к случившемуся, что вызвало конкретные эмоции. Театральные игры по сказкам Маршака «Кошкин дом». Чуковского «Телефон», «Краденное солнце».. Стихотворений А. Барто «Наша Таня громко плачет» и др. Упражнения на развитие слухового внимания - игра «Угадай, какое настроение по голосу». Этюд «Дедушкин халат». 3.3. Тема: Хорошо и плохо. Теория: Поведение человека. Практика: Артикулярная гимнастика. Упражнения на развитие речевого дыхания и развитие силы голоса - «Эхо», «Пузырь». Упражнение Разыгрывание мини – этюдов «Хорошо и плохо»ие на мелкую моторику «Дружная семейка» Просмотр мультфильмов с обсуждением «Что такое хорошо и что такое плохо», «Жадные медведи», «Нехочуха».Театральная игра «Маша растеряша». Театр на фланелеграфе «Маша растеряша», «Капризка», «Ножки не идут». IV Раздел. « Мы- актёры» -22 час. 4.1. Тема: Палочка превращалочка. Теория. Интонация, невербальные средства общения. «Оживление» предметов. Практика. Речедвигательные упражнения. Артикулярная гимнастика. Упражнения на силу голоса и выразительность речи. «Лесенка», «Дрова». Упражнения на развитие речевого дыхания «Насос», «Ныряльщики. Упражнения на выразительность жестов, движений, мимики. Инсценирование сказки Чуковского «Муха цокотуха». «Оживление предметов», Речедвигательные упражнения «Каша», «Лисички» Работа со скороговорками. Игры - «Превращение предметов», «Волшебные предметы». Развитие пластики: Этюды «Цветы», «Ветер», «Огонь», «Вода», «Прогулка в лесу», «На рыбалке», «Куклы» (тряпичная, деревянная, пластилиновая). Упражнения на эмоции: «Король Боровик», «Заколдованный город». V Раздел. «Актёры театра кукол» -22 час. 5.1. Тема: Театр кукол. Теория. Театр кукол. Виды кукол. Ширма. Практика. Знакомство с разными видами кукол. Артикулярная гимнастика. Выработка плавности речи (упражнение «Хоровод»). Четкое произношение (проговаривание стихов, скороговорок, потешек, загадок, чистоговорки.) Развитие слухового внимания (Игры «К кому пришел, от кого ушел волк», «Звуки природы»).Знакомство с разными видами кукол кукольного театра. Работа с куклой на ширме. Обучение совершать движение куклы с произнесением текста. II год обучения. Вводное занятие – 4 час. Знакомство с группой. Знакомство с содержанием программы на II год обучения. Входная диагностика. I. Раздел: «Образы живой природы» -25 час. 1.1. Тема: Оживление природы. Теория: Одушевление природы. Практика: Упражнения на дыхание, дикцию и выразительность речи.(«Звуки природы», «Шорох, шепот») Передача эмоционального состояния героя через речь, жесты и позу, темпо-ритм (Упражнения «Черепаха за чаем», «Ворона на мосту» 1.2.Тема: Лесная фантазия. Теория. Очеловеченье зверей с помощью речи, передачи эмоций через движения и мимику. Практика. Упражнения на пластику животных. Этюды «Дождь», «Холодно». Фантазирование пластикой характера движений животного. Работа с штоковой куклой. Постановка спектакля «Звери в осеннем лесу». 1.3. Тема: Водяная фантазия. Теория. Особенность пластики движения жителей подводного мира. Практика. Упражнения на развитие образной пластики «Змея» «Муха», «Снежинка», «Жители морей, болот и рек». Пластические этюды «Лягушка», «Черепаха», «На дне морском». 1.4. Тема: Сказка рядом. Теория. Фантазии о жизни природы. Осуществление данных фантазий через выразительные средства актера: действие, мимику, пластику, голос, интонацию. Нахождение точного перевоплощения следуя звукам, пластики самой природы. Практика. Пластические этюды на заданную тему. Просмотр мультфильмов «Лягушка путешественница», «Дюймовочка». Сочинение эпизодов сказки о лягушонке. Разработка замысла творческой работы «Как прекрасен этот мир», ее репетиция и показ. II. Раздел. «Играя, фантазируем» -26 час. 2.1. Тема: Эти разные игры: подвижные и командные игры. Теория. Правила техники Ответственность. Взаимопомощь. безопасности. Сотрудничество. Коллектив. Практика. Игра-знакомство «Снежный ком». Инструктаж о правилах поведения на занятиях и технике безопасности. Игры на развитие ловкости, реакции, коллективизма, собранности, Дети обучаются одновременно и последовательно включаться в действие. Занятия ведутся под девизом «Мы – театральная команда». К каждой игре педагог определяет предлагаемые обстоятельства. Игра «Вороны, воробьи» - выигрывает та команда, которая точно передает повадки птиц; игра– эстафета «Передай мяч» - мяч – это горячая кастрюля, тяжелый арбуз, котенок и т. д. Фольклорные игры «А мы просо сеяли…», «Плетень», «Гори, гори ясно…» и другие. 2.2 Тема: Эти разные игры: театральные игры. Теория. Пять органов чувств и значение их как для человека, так и для артиста. Предлагаемые обстоятельства. Ассоциации. Практика. Данные занятия содержат развивающие упражнения для обоняния, осязания, зрения, слуха и вкуса. Это такие упражнения, как: «Скажи, что пропало», «Что изменилось», «Что вы слышите на улице, в коридоре», «Какой предмет упал», «На что похожа расческа» и другие. Занятия строятся на сюжетной основе, что стимулирует активное включение детей в игру. В основе сюжета лежит интрига – что-то найти, узнать и т. д. При выполнении упражнений и заданий дети используют свой опыт и перерабатывают его творчески, придумывая оправдание своего поведения. Как бы я чувствовал себя под дождем, если бы я был растением, куском сахара, бездомным котенком и т. д. Дети придумывают и разыгрывают стихоклипы, сценки на ассоциации. Перед детьми ставятся и режиссерские задачи – организация игрового пространства, выбор игрового реквизита, использование стульев, ширм, столов как декорацию в которой организуется игра. Инсценирование стихов. Цирковые этюды. Раздел III. «Кукольные фантазии» -26 час. 3.1. Тема: Школа кукольных наук. Теория. Первый кукольный театр на Руси – театр Петрушки. Диалог, импровизация, интонация. Практика. Занятия по данной теме посвящены освоению кукловождения, развитию речи и пластики рук. Это обучение работе ребенка перчаточной куклой: - действие куклы в разных предлагаемых обстоятельствах - обучение куклы выразительной речи; - диалог с куклой, с партнером и со зрителе. - разговор с партнером; - передвижение куклы в разных темпах и в разных направлениях; - работа с куклой на грядке и в условиях декораций; На занятиях проводится как гимнастика для рук, так и образные этюды руками «Театр рук» 3.2. Тема: И оживает кукла… Теория. Правила коллективного творчества. Выразительные средства куклы актера: действие, пластика, речь. Практика. Работа над проектом «Мир театра», кукольным спектаклем «Кот хвастун»: - творческие мастерские по изготовлению кукол, декораций; - этюды к спектаклю; - импровизации на образ героя; - репетиции и выступления.; - рефлексия. IV Раздел. «Волшебный мир творчества» -27 час. 4.1. Тема: Партнеры. Теория: Особенности работы с партнерами по спектаклю. Практика: Общение актера человека с актером куклой: глазами, словесным и физическим воздействием, эмоциональным откликом на слова и действия партнера. Упражнения на развитие чувства партнера: «Зеркало», «Тень», «Барыня». Этюды: «Встреча», «Ссора» и т. д. 4.2. Тема: Мы – режиссеры. Теория: Устройство тетра, профессия – режиссер, замысел, подтекст, мизансцена. Практика: Упражнения и творческие задания на сочинение мизансцен на основе фрагментов из сказок. Работа над проектом «Мир театра» - создание и постановка спектакля.: - сочинение сценария будущего спектакля; - создание замысла спектакля: этюды к спектаклю: мизансцены, диалоги героев с речевой особенностью; поиск пластического решения спектакля. - организация творческих мастерских по изготовлению декораций, кукол, костюмов; - репетиции и выступления; - рефлексия. 2.Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график https://disk.yandex.ru/i/J_z0ly2r66Sr4w Количество учебных недель 36 I год обучения – 72 дня II год обучения – 72 дня Количество учебных дней Продолжительность каникул с 01 июня по 31 августа Для первого года обучения: с 14 сентября по 31 мая Для второго года обучения: с 01 сентября по 31 мая Даты начала и окончания учебного года Сроки промежуточной аттестации входная – сентябрь промежуточная – декабрь рубежная – май в конце I года обучения Сроки итоговой аттестации (при наличии) май, в конце II года обучения 2.2. Условия реализации программы Таблица 2.2.1. Аспекты 1. 2. 3. 4. 5. Материально6. техническое 7. обеспечение 8. 9. Характеристика (заполнить) - учебный кабинет (парты, стулья, доска, шкаф для УМК, уголок для игр, ковер). - шкаф для хранения учебных пособий; - куклы для кукольных спектаклей; - настольный театр из картона; - куклы для кукольного театра; - костюмы; - ширма театра; - декорации для театра; - материалы для творчества детей, изготовления кукол, реквизита, декораций: акварель, гуашь, пастель, белая и цветная бумага и картон для рисования и конструирования, клей и цветной картон, ватман (для черчения), цветная бумага, краски, фломастеры, клей ПВА, клей – карандаш, проволока, поролон, ткань. Информационное - Принтер черно-белый, цветной; обеспечение - Сканер; Характеристика (заполнить) Аспекты - Ксерокс; - Магнитофон; - Цифровой фотоаппарат; - Цифровая видеокамера для съемки и последующего анализа выступлений; - Фланелеграф; - интерактивная панель 75; - звуковые колонки; - микшерный пульт; - дистанционные микрофоны; - компьютер с монитором; - светодиодный прожектор; - светодиодный прожектор смена цвета; - стробоскоп; - контролёр; - панель ультрафиолет; - аксессуары и комплектующие; - аудио - интернет источники. http://dramateshka.ru/ https://yandex.ru/alice/legko-skazat https://teatrps.ru/detskaya-teatralnaya-studiyal Кадровое обеспечение Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим соответствующее педагогическое образование 2.3. Формы аттестации: Формами первичной диагностики: - собеседование, которое позволяет узнать интересы воспитанников; получить информацию о семье; - наблюдения, беседы с участниками образовательного процесса; - входная диагностика саморегуляции, коммуникативности личностных качеств. Тематический контроль проводится по мере освоения каждой учебной темы, раздела. Промежуточный контроль проводится в декабре. Формами промежуточного контроля являются: -театрализованные игры, тренинги, конкурсы, творческая работа. • Итоговый контроль проводится в мае. Формами итогового контроля являются: -импровизационное занятие, построенное на театральных играх-упражнениях, этюдах и, возможно, показе отдельных готовых театральных номеров. - педагогическое наблюдение на занятии и оценка по критериям. 2.4. Оценочные материалы Таблица 2.4.1. Показатели реализации ДООП качества Методики Уровень теоретической Методика «Креативность личности» Д. Джонсона подготовки воспитанников https://disk.yandex.ru/i/NET3ZXYEmmX6RQ Уровень развития Тест «Уровень социализации личности» (версия социального опыта учащихся Р.И.Мокшанцева) https://megalektsii.ru/s49703t3.html Уровень сохранения укрепления здоровья учащихся Личностные обучающихся и «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких https://disk.yandex.ru/i/-U4FSdAuji2-bA достижения Мониторинг личностных достижений обучающихся https://disk.yandex.ru/i/u-e_gV-smTJa9w Уровень Изучение удовлетворенности родителей работой удовлетворенности родителей образовательного учреждения (методика предоставляемыми Е.Н.Степановой) образовательными услугами https://disk.yandex.ru/i/-U4FSdAuji2-bA -Диагностики; Оценочные материалы -театрализованные игры; (указать конкретно по предметам -тренинги; конкурсы; в соответствии с формами -творческая работа. аттестации) - импровизационное занятие. 2.5. Методические материалы Методы обучения: Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным. Словесный метод применяется при объяснении рассказа, чтения, рассказы и пересказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества. Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для просмотре кукольных спектаклей и беседы по ним. Практическая работа проводятся с привлечением: - дидактических материалов, игра, диалог, слушание, импровизация, репетиции; - разработок для проведения занятий (таблицы, презентации, тесты, анкеты, вопросники, контрольные упражнения, и др.). Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей. Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, эвристические беседы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. Формы организации образовательной деятельности: формы организации могут быть различными. Например, Л.В.Куцакова и С.И.Мерзлякова выделяют: занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные), праздники, развлечения, спектакли, театрализованные действия, тренинги, конкурсы, творческая работа, импровизационное занятие, Основная форма –занятие. Педагогические технологии: – Личностно-ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива. – Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе. – Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей. – Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками. – Проектная технология. В основе этой технологии лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков. Дидактические материалы: Методические материалы: https://disk.yandex.ru/i/2Q5hRT58yfKP0Q Инструкции Образцы изделий. 2.6.Список литературы Литература по теории и методике театральной деятельности 1) Актерский тренинг по системе Станиславского: Упражнения и этюды. / Сост. О. Лоза. – М. : АСТ: АСТ МОСКВА: Полиграфиздат; СПб. : Прайм-Еврознак, 2010. - 192 с. 2) Алянский, Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. / Ю.Л. Алянский. – М : Детская литература, 1990. – 159 с. 3) Антипина, Е.А. Театрализованные представления в детском саду игры, упражнения, сценарии. / Е.А. Антипина. – М. : Сфера, 2010. – 128с. - (Детский сад с любовью). 4) Боровик, О.В. Развитие воображения: Методические рекомендации. / О.В. Боровик. – М. : ООО «ЦГЛ «Рон», 2000. – 112 с. 5) Вакуленко, Ю.А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. / Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 153 с. 6) Волконский, С.М. Отклики театра: О естественных законах пластики. / С.М. Волконский. - М. : Издательская группа URSS, 2012. - 208 с. 7) Ганелин, Е.Р. От упражнения – к спектаклю. / Е.Р. Ганелин, Н.В. Бочкарева. - СПб. : Санкт- Петербургская государственная академия театрального искусства, 2004.-116 8) Ершов, П.М. Технология актерского искусства. / П.М. Ершов. – М. : Мир искусства, 2000.– 85 с. 9) Куликовская, Т.А. 40 новых скороговорок: Практикум по улучшению дикции. / Т.А. Куликовская. – М. : Гном и Д, 2010. – 48с. 10) Мерзлякова, С.И. Волшебный мир театра: Программа дополнительного образования. / Фольклор - музыка - театр: программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно-методическое пособие . – М. : ВЛАДОС, 2003. - 328с. - (Воспитание и дополнительное образование детей). 11) Михайлова, А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников: Пособие для учителей начальных классов. / А.Я. Михайлова. – М. : Просвещение, 1975. – 128 12) Новицкая, Л.П. Элементы психотехники актерского мастерства: Тренинг и муштра. / Л.П. Новицкая. - М. : Издательская группа URSS, 2013. - 184 с. 13) Петров, И.Ф. Театр предметных кукол. / И.Ф. Петров. – М. : Владос, 2004. – 56с. (Театр и дети). 14) Петерсон, Л. Дети на сцене: Как помочь молодому таланту найти себя. / Л. Петерсон, Д. О`Коннор. – Ростов–на-Дону : Феникс, 2007. – 320 с. – (Золотой фонд). 15) Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду: разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова – М. : Школьная пресса, 2009. – 128 с. – (Дошкольное воспитание и обучение). 16) Сорокина, Н.Ф. Кукольный театр для самых маленьких: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. / Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. – М. : Линка-Пресс, 2009. – 224 с. 17) Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. / Л. Ю. Субботина – Ярославль: Академия развития, 1997. - 235 с. (Вместе учимся, играем). 18) Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. Учебное пособие для педагогических училищ. /М.Ф.Фомичева. - М. : Просвещение, 1981. - 240 с. 19) Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. / Э.Г. Чурилова. – М. : Владос, 2004. – с. 160. 20) Щѐткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду: Для занятий с детьми 5- 6 лет / А.В. Щѐткин. – М. : Мозаика- Синтез, 2008. – 144 с. – (Библиотека воспитателя). 21) Щѐткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду: Для занятий с детьми 6 – 7 лет / А.В. Щѐткин. – М. : Мозаика- Синтез, 2010. – 144 с. – (Библиотека воспитателя). Электронные ресурсы: Ганелин, Е.Р. Школьный театр. / Е.Р. Ганелин. [Электронный ресурс] / Театральная библиотека. http://biblioteka.portal-etud.ru/book/e-r-ganelin-shkolnyi-teatr- metodicheskoe-posobie. Как развивать речь с помощью скороговорок. [Электронный ресурс] / Скороговорки для развития речи и не только. Скороговорки для развития речи и не только: http://skorogovor.ru/интересное/ Похмельных, А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. В помощь педагогу. – Режим доступа : youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc. Используемые Интернет-ресурсы Драматешка: http://dramateshka.ru/ –архив детских пьес, музыка, эскизы костюмов, шумотека и многое другое для постановки детского спектакля. Театральная библиотека Сергея Ефимова: http://www.theatre-library.ru/ Библиотека пьес Александра Чупина: http://krispen.ru/ Театральный Этюд: http://biblioteka.portal-etud.ru/ Сценарии Олеси Емельяновой: http://www.olesya-emelyanova.ru/