Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Водный туризм» (далее – Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Устав МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования МО «Курумканский район»» Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, утвержденного приказом МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования» МО «Курумканский район» за №97 от 09.06.2023 г. Положение о дистанционном обучении в МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования» МО «Курумканский район», утвержденного приказом МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования» МО «Курумканский район» за № 97 от 09.06.2023 г. Актуальность: программы состоит в том, что программа отражает заинтересованность обучающихся к тем формам активного отдыха, где они могут почувствовать не только пределы своих интеллектуальных, социально-возрастных и физических возможностей, но и могут брать на себя ответственность за свои действия. Программа способствует развитию актуальных и востребованных в молодежной среде видов туризма. Водный туризм способствует формированию здорового образа жизни, физической закалке обучающихся, укреплению их здоровья, самореализации, воспитанию лидерских качеств. Во время водных походов обучающиеся изучают историю родного края, знакомятся с памятниками природы. Водный туризм - это один из видов экстремального спортивного туризма, суть которого в преодолении маршрута по водной поверхности. Основой водного туризма являются путешествия на различных сплавсредствах. Турист-водник должен не только хорошо справляться с техническими и спортивными задачами, но и уметь анализировать, сопоставлять, принимать ответственные решения, проявляя при этом самодисциплину, стойкость, дружелюбие и оптимизм. Обучение включает в себя следующие основные предметы: На занятиях осуществляются межпредметные связи с географией, физикой, физкультурой. Вид программы: Модифицированная программа – в основу программы положена программа детского туристско-краеведческого объединения «Юные туристы-водники», автор Константинов Ю.С., доктор педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации, заслуженный путешественник России (2014 год). В данной программе сохраняется комплексность программы-предшественницы, основанная на цикличности туристскокраеведческой деятельности по принципу расширяющейся и углубляющейся гносеологической спирали, должностно-ролевой системе творческого самоуправления и развития самодеятельности обучающихся детей. Направленность программы: туристско-краеведческая. Адресат программы: возраст детей, участвующих в реализации программы: 10-17 лет. Принимаются все желающие без предварительного отбора с учетом возрастных особенностей детей. Психологическое сопровождение программы проводят специалисты ГБОУ "Республиканский центр образования" и психологами общеобразовательных организаций в рамках мониторинга интеллектуального развития обучающихся, развития высших психических функций (память, внимание, мышление, восприятие), развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер. Срок и объем освоения программы: Срок реализации ДОП – 1 год 10 -17 лет – 108час (1 час=40 мин.). «Стартовый уровень» – 1 год обучения, 108 педагогических часов; Форма обучения: очная. Особенности организации образовательной деятельности: разновозрастные. Режим занятий: первой год обучения предполагается 3 часа учебных занятий в неделю. Предмет 1 год обучения Земля наш общий 3 часа в неделю; 108 часа в год. дом 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты Цель: Развитие физических и нравственных качеств учащихся, формирование готовности к участию и проведению безопасных водных путешествий, достижению высоких спортивных результатов. Образовательные: - научить обучающихся преодолевать водные естественные и искусственные препятствия, ориентироваться на воде, организовывать бивак и быт в полевых условиях, оказывать доврачебную помощь, и т. п. в условиях спортивно-туристского водного похода; - способствовать приобретению и закреплению навыков владения техникой водного туризма, ориентирования, получению начальных туристских знаний по выбору и применению общетуристского и специального снаряжения, подбору продуктов питания, оказанию доврачебной помощи, овладению необходимыми методами и средствами обеспечения безопасности и умению применять их на практике. Развивающие: - включение обучающихся в активную жизнь через освоение программы, возможность приобретения и накопления сенсорного, познавательного, интеллектуального, эмоционально-коммуникативного, социального опыта; - формирование черт личности, обеспечивающих успешную адаптацию в социуме, любознательность, инициативность, самостоятельность; - повышение функциональных возможностей организма, компенсация недостаточной двигательной активности, укрепление физического здоровья обучающихся; - закаливание организма, тренировка силы, выносливости, гибкости и координации обучающихся; - способствовать развитию уровня туристско-спортивного мастерства обучающихся, подготовке их к участию в спортивных туристских горных походах и соревнованиях соответствующего уровня сложности. Воспитательные: - духовное и нравственное воспитание обучающихся, ознакомление их с культурноисторическими традициями города, страны и спортивными достижениями земляков и соотечественников; - формирование навыков здорового образа жизни у обучающихся, через систематические занятия водным туризмом; - воспитание обучающихся в гармонии с природой, обогащение опыта ненасильственного сосуществования в природе и социуме; - создание условий для самовыражения и самореализации, позволяющих обучающимся испытать чувство собственной значимости и заслужить одобрение, признание окружающих; - воспитание у обучающихся чувства ответственности за коллектив, укрепление межличностных отношений через уважительное, доброжелательное отношение друг к другу; - прививать сознательное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих, сохранению и приумножению природных богатств, уважение к людям. Ожидаемые результаты: См. Уровневая Дифференциация (ссылка): https://cloud.mail.ru/public/mCAp/AHcgwF6Pq 1.3. Содержание программы «Водный туризм» Стартовый уровень (1 год обучения) Учебный план № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Количество часов Всего Теория Практика Основы туристской подготовки 21 6 15 Топография и ориентирование 17 7 10 Краеведение 8 2 6 Основы гигиены и первая 10 4 6 доврачебная Общая и специальная помощь физическая 30 10 20 подготовка подготовка туриста Специальная 20 5 15 водника Итоговое занятие 2 2 Наименование мероприятия ИТОГО 108 34 Таблица 1.3.1. Формы контроля Устный опрос Тест Викторина Тест Устный опрос Тест Тест 74 Содержание учебного плана 1. Основы туристской подготовки (21ч) Теория. Туристские путешествия. История развития туризма История развития туризма в Западной Сибири. Современная организация туризма в стране. История развития детско-юношеского туризма в стране и в родном городе, районе. Туристские традиции своего коллектива. Знакомство с туристами-земляками. Водный туризм. Разрядные требования по спортивному туризму, водному туристскому многоборью, судейские звания. История развития водного туризма. Водный туризм в Бурятии. Знание разрядных требований по водному туристскому многоборью. Личное и групповое снаряжение Требования к туристскому снаряжению; прочность, легкость, безопасность эксплуатации, удобство в использовании, гигиеничность, эстетичность. Групповое и личное снаряжение туриста. Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях Система обеспечения безопасности в туризме. Безопасность основное и обязательное требование при проведении походов и тренировочных занятий. Требования КСС к туристской группе для совершения безопасного путешествия. Правила оформления маршрутной документации. Маршрутный лист. Маршрутная книжка. Ответственность каждого члена группы перед собой и другими членами группы в соблюдении мер безопасности. Опасности в туризме: субъективные и объективные. Субъективные опасности: недостаточная физическая, техническая, морально-волевая подготовка участников похода, недисциплинированность, слабая предпоходная подготовка (нехватка продуктов, недостаток сведений о районе похода, неточный картографический материал, некачественное снаряжение), переоценка сил группы и недооценка встречающихся препятствий, пренебрежение страховкой и ослабление внимания на простых участках маршрута, недостаточный самоконтроль и взаимный контроль при низких температурах и ветре, неумение оказать правильную первую доврачебную помощь, небрежное обращение с огнем и горячей пищей. Практика. Подготовка личного снаряжения к походу с учетом сезона, условий похода. Обеспечение влагонепроницаемости вещей в рюкзаке, в палатке. Обувь туриста и уход за ней. Сушка одежды и обуви в походе. Кухонное оборудование для летних и зимних условий: таганы, тросики, каны, топоры и пилы, чехлы к ним. Заточка и разводка пилы, усовершенствование пил и топоров для похода. Ремонтный набор. Снаряжение для краеведческой работы. Специальное снаряжение: веревки вспомогательные и основные, страховочные системы, карабины, репшнуры. Подгонка личного снаряжения. Изготовление, усовершенствование и ремонт снаряжения. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги Требования к месту бивака: жизнеобеспечение - наличие питьевой воды, дров; безопасность - удаленность от населенных пунктов, расположение на высоких берегах рек, отсутствие на территории бивака сухих и гнилых деревьев; комфортность продуваемость поляны, освещенность утренним солнцем, красивая панорама. Организация бивака в безлесной зоне, в горах. Установка палатки в различных условиях. Типы костров и их назначение. Заготовка растопки, дров и предохранение их от намокания. Разведение костра в сырую погоду, при сильном ветре, в сильном тумане. Хранение кухонных и костровых принадлежностей, топора, пилы. Оборудование места для приема пищи. Мытье и хранение посуды. Правила работы дежурных по кухне. Выбор места бивака. Самостоятельная работа по развертыванию и свертыванию лагеря. Установка палаток в различных условиях. Заготовка дров - работа с пилой и топором. Составление проекта будущего бивака. Норма закладки продуктов. Составление меню, списка продуктов на день, на весь поход. Составление меню и списка продуктов. Приготовление пищи на костре. 2. Топография и ориентирование (17ч) Теория. Топографическая и спортивная карта Виды топографических карт и основные сведения о них: масштаб, рамка и за рамочное оформление. Генерализация топографической карты. Какие карты лучше использовать при проведении походов. Условные знаки топографических карт. Спортивная карта, её назначение, отличие от топографической карты. Условные знаки спортивных карт, виды спортивных карт: масштабные, внемасштабные, линейные и площадные. Условные знаки: населённые пункты, гидрография, дорожная сеть и сооружения на ней, растительный покров, местные предметы. Изображение рельефа на топографических и спортивных картах. Отдельные типы рельефа: пойменный, мелкосопочник, овражно-балочный. Тщательное изображение различных форм рельефа на спортивных картах. Влияние рельефа на пути движения. Построение профиля маршрута. Упражнения на запоминание условных знаков. Изучение элементов рельефа по моделям и на местности. Определение по горизонталям различных форм рельефа. Выбор путей движения с учетом основных форм и элементов рельефа. Компас. Работа с компасом Компас, правила пользования им. Ориентирование карты и компаса. Азимут, снятие азимута с карты. Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движения по азимуту. Приемы обхода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры. Взятие азимута на предмет. Практика. Упражнения по определению азимута, снятие его с карты. Тренировка на прохождение азимутальных отрезков, прохождение через контрольные пункты по азимуту без использования карты. Упражнения и соревнования на прохождение азимутальных дистанций в ограниченном коридоре. Измерение расстояний Способы измерения расстояний на карте и на местности. Измерение кривых линий на карте с помощью курвиметра, обычной нитки. Измерение среднего шага. Счет шагов при движении шагом, бегом на местности различной проходимости. Глазомерный способ измерения расстояния, необходимость постоянной тренировки глазомера. Определение пройденного расстояния по времени движения. Определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки, оврага. Измерение длины шага, построение графика перевода числа шагов в метры. Упражнения по отработке автоматизма при счете шагов, измерение различных отрезков на карте и на местности. Прохождение и пробегание отрезков различной длины. Упражнения по определению расстояния до недоступного предмета, определению ширины реки, оврага. Способы ориентирования Ориентирование в походе с помощью топографической карты, не дающей полной информации о местности. Определение своего местонахождения при наличии сходной (параллельной) ситуации. Движение в походе при использовании кроки и схем участков маршрута. Ориентирование при условии отсутствия видимости. Ориентирование по местным приметам. Действия в случае потери ориентировки Определение сторон горизонта и азимутов при помощи Солнца, Луны, Полярной звезды. Определение сторон горизонта при помощи местных предметов, созданных природой, людьми; по растительности. Использование троп, идущих в нужном направлении, движение по генеральному азимуту. Движение вдоль ручьев, рек, выход к жилью. 3. Краеведение (8ч) Теория. Туристские возможности родного края Территория и границы родного края. Рельеф, гидрография, растительность, полезные ископаемые и другие природные условия. Климат, его влияние на возможности занятий туризмом. Промышленность. Сельское хозяйство. Экономика и культура края, перспектива его развития. Развитие транспорта. Характеристика населения. История края, памятные события, происходившие на его территории. Знаменитые земляки, их роль в истории края. Знакомство по литературным и другим источникам с историей, природой, климатом района путешествия. Практика. Пути подъезда к началу маршрута. Наличие экскурсионных объектов на маршруте. Учет времени на их посещение. Защита конкурсных проектов. Деятельность по охране природы в условиях похода. Гидрологические наблюдения на местности за характером речного русла, водным потоком, объектами, влияющими на его изменение (маршрут по выбору). 4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь (10ч). Теория. Профилактика травматизма и заболеваний средней степени тяжести Гигиена туриста-водника. Соблюдение правил личной гигиены в водном путешествии. Характерные травмы, заболевания, их характеристики в водном походе. Меры по их 19 профилактике. Предупреждение переохлаждений в водных путешествиях. Походная медицинская аптечка для водных путешествий Особенности комплектования аптечки для водных путешествий. Средства для оказания доврачебной помощи в составе медицинской аптечки туристской группы: инструменты, перевязочные, дезинфицирующие и лекарственные средства, их характеристика, назначение. Комплектование медицинской аптечки для водных походов. Характеристика различных видов травм средней степени тяжести, сопровождающиеся кровотечениями и их причины. Практика. Подбор личного снаряжения для избегания травматизма и заболеваний в походе. Демонстрация и отработка правильной последовательности действий при осмотре, выборе и применении перевязочных материалов, дезинфицирующих и лекарственных средств, инструментов. Первая доврачебная помощь при травмах средней степени тяжести Общая характеристика повреждений. Основные правила оказания первой доврачебной помощи при травмах средней степени тяжести. Порядок проведения осмотра пострадавшего (обеспечение проходимости дыхательных путей, наличие дыхания, наличие пульса). Причины и признаки обморока, правила оказания помощи. Причины и признаки утопления, правила оказания помощи. Способы остановки кровотечений (давящая повязка, наложение жгута, пережатие артерий, сгибание конечностей). Виды повязок и их назначение. Особенности оказания первой доврачебной помощи при внутреннем кровотечении. Характеристика травм (без кровотечения) - ушибы, растяжения и разрывы связок, вывихи, сдавливания. Причины, их признаки и правила оказания первой доврачебной помощи. Правила оказания первой доврачебной помощи при укусах змеи. Наложение различных видов повязок. Наложение повязок на голову, нижние и верхние конечности, грудь, спину, живот и т.д. Отработка приемов остановки кровотечений. 5. Общая и специальная физическая подготовка (30ч) Теория. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Костносвязочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о строении внутренних органов. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Изменения сердца под влиянием нагрузок различной интенсивности. Дыхание и газообмен. Постановка дыхания в процессе занятий. Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения (кишечник, почки, легкие, кожа). Нервная система центральная и периферическая. Элементы её строения и основные функции. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности организма. Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, двигательных качеств человека работоспособности, на совершенствование (быстрота, сила, ловкость, выносливость). Совершенствование координации движений и точности их выполнения под влиянием систематических занятий физической культурой и спортом. Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием занятий спортом. Влияние занятий физическими упражнениями на обмен веществ. Показания и противопоказания к занятиям различными видами туризма. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие о «спортивной форме», утомлении, перетренировке. Меры предупреждения переутомления. Практика. Дневник самоконтроля. Изменение показателей при правильном и неправильном построении учебно-тренировочного процесса. Ведение дневника самоконтроля.. Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом; игры бегом с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием; эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий с переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов. Игры на внимание, сообразительность, координацию. 6. Специальная подготовка туриста-водника (20ч) Теория История развития водного туризма История развития водного туризма в стране и в нашем крае. Начало шестидесятых годов, сплав на самодельных плотах и байдарках по рекам нашего края и Сибири. Личное и групповое снаряжение туриста водника Средства сплава для рек 1-2 к. с. их конструктивные особенности, ремонтный набор личное снаряжение туриста-водника, спасательный жилет, каска, гермоупаковка. Групповое снаряжение для обеспечения безопасности, для бивака. Обязанности участников похода в обеспечении безопасности. Практика. Изготовление самодельного туристского снаряжения. Сборка и разборка средств сплава для походов 1-2 категории сложности. Изготовление и ремонт личного и группового снаряжения. Техника безопасности в водном путешествии. Снаряжение для обеспечения безопасности в водном походе. Личное снаряжение для обеспечения безопасности. Организация страховки при прохождении естественных и искусственных препятствий. Изготовление и ремонт личного и группового снаряжения для обеспечения безопасности. Кидание «морковки», запуск «кораблика» для обеспечения безопасности. Приёмы спасения человека на воде, оказание ему первой помощи. Отработка приёмов спасения человека на воде. Отработка приёмов оказания первой помощи. 7. Итоговое занятие (2ч). «Мы туристы!». Конкурс. Итоговая диагностика. 2.Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Ссылка: https://cloud.mail.ru/public/pi4Y/qnVQC2N27 Таблица 2.1.1. Количество учебных недель Количество учебных дней 36 1 год обучения – 162 Продолжительность каникул с 01.06.2021 г. по 31.08.2022 г. Даты начала и окончания учебного Для первого года обучения: с 14 сентября по 31 мая года Сроки промежуточной аттестации входная – октябрь промежуточная с 20.12.2022 по 24.12.2022 г Сроки итоговой аттестации (при наличии) с 29.05.2023 по 31.05.2023 г 2.2. Условия реализации программы Таблица 2.2.1. Аспекты Характеристика (заполнить) Имеется: Необходимо: Материально-техническое обеспечение 1.Кабинет для занятий, оборудованный в соответствии с Аспекты Характеристика (заполнить) санитарногигиеническими нормами: Столы 6 шт Стулья -12 шт Информационное обеспечение Кадровое обеспечение электронные образовательные ресурсы: 1. http://www.maprest.ru/ Туристическая карта России 2. https://урок.рф/ Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим соответствующее педагогическое образование 2.3. Формы аттестации Формами аттестации являются: Диагностика уровня подготовки проводится в различных формах (тестирование, творческая работа, викторина, конкурсы, выставка, слёт школьных лесничеств) педагогом, ведущим занятия в кружковом объединении. Для определения успешности освоения материала и качества учебного процесса программой предусмотрен регулярный контроль знаний, умений и навыков обучающихся. Предполагаются следующие виды диагностических исследований: входящая, текущая и итоговая диагностика. 1.Входящая диагностика осуществляется при наборе группы в виде тестовых заданий, анкетирования или беседы, где определяется глубина знаний обучающихся по естественнонаучным дисциплинам. 2.Текущая диагностика осуществляется как при помощи контроля на каждом занятии, так и после каждой темы программы. 3.Итоговая диагностика проводится в конце каждого года на заключительном занятии, где обучающиеся демонстрируют свои умения и навыки в форме защиты проекта, сообщают о результатах участия в творческих конкурсах. Результаты работы обучающихся будет отражать рейтинговая система результатов (количественных и качественных) участия в викторинах, конкурсах, играх, акциях и т.д. Педагог ведёт учёт всех достижений обучающихся, фиксирует их в своём журнале. В качестве поощрения дети получат сертификаты и грамоты. 2.4. Оценочные материалы Ссылка на папку (шаблоны, действующий мониторинг) Таблица 2.4.1. Показатели качества реализации ДООП Уровень теоретической подготовки воспитанников Уровень развития качеств личности воспитанников Методики Мониторинг результатов обучения воспитанников по дополнительной образовательной программе (ссылка): https://cloud.mail.ru/public/MVvo/Ls3JBYG4f Мониторинг развития качеств личности воспитанников (по методике М.И. Шиловой) (ссылка): https://cloud.mail.ru/public/MLrD/Z1jC7qG8d Уровень теоретической подготовки учащихся Мониторинг результатов обучения воспитанников по дополнительной образовательной программе (ссылка): https://cloud.mail.ru/public/ztKF/1A5yyyRVt Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) (ссылка): https://cloud.mail.ru/public/RNNu/6Avipg9y2 Оценочные материалы Тесты, устный опрос, викторины, текущий контроль, итоговый контроль. 2.5. Методические материалы Методы обучения (по способу подачи материала), в основе которых лежит способ организации занятий: Словесные (устное изложение материала, проблемное изложение материала, рассказ, беседа, объяснение, анализ и т.д.). Наглядные (показ видео- и аудиоматериалов, иллюстраций, демонстрация плакатов, фотографий, гербариев, природных материалов, наблюдение и т.д.). Практические (уход за лесными культурами, проведение природоохранных рейдов, разработка проектов, создание творческих, научно-исследовательских работ, изготовление средств наглядной агитации и т.д.). Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении исследовательских работ. Этому способствуют совместные обсуждения выполнения заданий, исследовательских работ, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы, научнопрактические конференции. Обучающимся предоставляется право выбора исследовательских работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная) в рамках изученного содержания. Формы организации образовательной деятельности: Индивидуальная Индивидуально-групповая Групповая Практическое занятие Открытое занятие Беседа Игра Презентация Мастер-класс Семинар Тренинг Педагогические технологии с указанием автора: Технология индивидуального обучения Технология группового обучения Технология дифференцированного обучения Технология проблемного обучения Технология дистанционного обучения Технология исследовательской деятельности Проектная технология Здоровьесберегающая технология Дидактические материалы: Учебные видеофильмы и слайдфильмы: «Основы байдарочной и канойнойгребли на туристских судах»; «Организация спасательных работ силами туристской группы в водных туристских походах»; «Техника безопасности при посадке в туристские спортивные суда и высадке из них». Плакаты: «Безопасность на воде», «Техника гребли веслом на туристской байдарке, катамаране, рафте». 2.6. Список литературы 1. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л. Н. Буйлова // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 567-572. 2. Буйлова Л. Н., Павлов А.В. Шаблон дополнительной общеобразовательной программы. [Текст] / Л. Н. Буйлова, А.В. Павлов. Материалы вебинара «Разработка и оценка дополнительных общеразвивающих программ». – Москва. – 2015. 3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. М. - Министерство образования и науки России, Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования». - 2015 г.- 21 с. 4. Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06–1844). Список литературы для педагогов: 1. Архандеева Г. А. Живи земля Кузнецкая [Текст] : программы дополнительного образования. – Кемерово, 1999. – 25 с. 2. Архандеева Г. А. Учебно–исследовательская, краеведческая работа в дополнительном образовании [Текст]. – Кемерово, 1999. – 112 с. 3. Архандеева Г. А. Школа безопасности [Текст] : методическое пособие / Г.А. Архандеева, С.С. Бочарцев. – Кемерово, 2000. – 83 с. 4. Волович В. Г. Человек в экстремальных условиях природной среды [Текст]. – М. : Мысль, 1999. – 191 с. 5. Григорьев В. Н. Водный туризм [Текст]. – М. : Профиздат, 1990. - 304 с. 6. Гуляев И. В. Организация туристского похода с учащимися. Вопросы безопасности: методические рекомендации. – Новокузнецк, ДЮЦ «Орион», 2000. – 7 с. 7. Дрогов И. А. Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма : учебнометодическое пособие. – М. : ФЦДЮТиК, 2004 – 132 с. 8. Ильичев А. В. Энциклопедия выживания [Текст]. – М. : Эксмо–пресс, 2000. – 488 с. 9. Калихман А. Д. Спортивные походы на плотах [Текст] / А. Д. Калихман, М. Ю. Колчевников. – М .: ФиС, 1985. – 128 с. 10. Константинов Ю. С. Туристско – краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей [Текст]. – М. : ЦДЮТиК, 2001. - 180 с.