I часть (аналитическая) 1. Организационно-правовое обеспечение деятельности ОУ Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» муниципального образования «Курумканский район» (в новой редакции) утверждён Постановлением администрации МО «Курумканский район» от 19.10.2018. Юридический адрес образовательного учреждения: 671640, Республика Бурятия, Курумканский район, с. Курумкан, ул. Балдакова, 45«Н». Адреса местосуществления образовательной деятельности: 671640, Курумканский район, с. Курумкан, ул. Балдакова, 45 «Н»; 671640, Курумканский район, с. Курумкан, ул. Балдакова, 45 «Ж»; 671634, Курумканский район, с. Аргада, ул. Ленина, 14; 671642, Курумканский район, с. Барагхан, ул. Ленина, 35; 671640, Курумканский район, с. Курумкан, ул. Балдакова, 7; 671636, Курумканский район, п. Майский, ул. Школьная, 7А; 671633, Курумканский район, с. Могойто, ул. Школьная, 1; 671630, Курумканский район, с. Сахули, ул. Школьная, 6. Наличие свидетельств: Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц от 16 октября 20185 года, выдан Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №9 по Республике Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 50; ОГРН – 1020300701255; ИНН – 0311003075; свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе: 031101001, 03.11.1999 г., серия 03 №001679487. Документы, на основании которых осуществляет свою деятельность ОУ:Устав от 08.12.2015 г.: Год создания учреждения: 1971 год. Лицензия на право ведения образовательной деятельности: №3132, серия 03Л01, номер бланка 0001766от 06.09.2018 г. 2. Система управления ОУ Управление муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительногообразования«Районный центр дополнительного образования» МО «Курумканский район» (далее – Учреждение) осуществляется на основе сочетания принциповединоначалия и коллегиальности в соответствии действующим законодательствомРФ и Уставом Учреждения. Исполнительные органы управления: директор Учреждения. Коллегиальные органы управления: методический совет Учреждения; педагогический совет Учреждения; общее собрание коллектива Учреждения. Совещательный орган управления: Управляющий совет Учреждения. Непосредственное управление Учреждением осуществляетдиректор Учреждения. Организация деятельности осуществляется руководителем Учреждения, методистом, педагогом-организатором, заведующими методическим объединением, педагогами дополнительного образования, вспомогательным и обслуживающим персоналом Учреждения. 3. Анализ образовательной деятельности Целями развития дополнительного образования детей являются создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности. Приоритетная цель развития Учреждения: создание условий для раскрытия способностей детей, обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию с целью подготовки к жизни в высокотехнологичном мире. Задачи: повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования; обновление содержания дополнительного образования в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества; обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям; улучшение материально-технической базы учреждения. Общее количество детей на 01.01.2023 года составляет 1088 человек в возрасте от 5 до 18 лет. В учреждении реализуется 25 дополнительных общеразвивающих программ по шести направлениям: художественное (4объединения); естественно-научное (7 объединений); туристско-краеведческое (6 объединений); социально-педагогическое (5 объединений); техническое (3 объединения). Охват обучающихся по направленностям (2022-2023 учебный год) НачалоIIполугодия Начало 2022-2023 уч.г. Направление 2022-2023 уч.г. Кол-во % Кол-во % Художественное 189 17,98 204 15,84 Естественно-научное 226 21,51 308 23,91 Туристско-краеведческое 229 21,79 305 23,68 Социально-педагогическое 245 23,31 282 21,89 Техническое 162 15,41 189 14,68 100 100 1051 1288 Всего: Возрастная характеристика детского коллектива показывает, что детям каждой возрастной группы в Центре предоставляется возможность для реализации своих интересов. Возрастной состав обучающихся МБОУ ДО РЦДО МО «Курумканский район» на 2022-2023 учебный год Учебный год 20222023 5-7 лет чел. % 8-10 лет чел. % 11-14 лет чел. % 15-18 лет чел. % Всего чел. % 228 363 518 179 1288 17,7 28,18 40,22 13,9 100 Деятельность учащихся в Центре осуществляется в разновозрастных объединениях по интересам, являющихся основным составом объединения. За отчетный период воспитанниками МБОУ ДО РЦДО были достигнуты следующие результаты: районные конкурсы – 81 призовых мест; республиканские конкурсы – 81 призовых мест; межрегиональные конкурсы – 17призовых места; всероссийские конкурсы – 31 призовых мест; международные конкурсы – 1 призовое место. В декабре 2022 г. с ухудшением эпидемиологической ситуации реализация дополнительных общеобразовательных программ проходила с применением дистанционных образовательных технологий. Были выбраны следующие направления деятельности для организации дополнительного образования в условиях самоизоляции и карантина: 1. Ведение занятий в дистанционной форме; 2. Проведение дистанционных конкурсов. Для проведения занятий была выбрана популярная среди общеобразовательных организаций платформа Zoom. В качестве вспомогательного ресурса для организационных задач был задействован мессенджер Viber. Оценка качества освоения дополнительных общеобразовательных программ При реализации образовательных программ педагоги Центра регулярно используют широкий спектр методов проверки и оценки знаний, умений и навыков (игры, тестирование, опросы, эфиры, викторины, творческие работы и т.д.), обеспечивающих необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся. Учебные программы соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к программам дополнительного образования детей. Все программы утверждены директором Центра. В программах определены сроки реализации, возраст детей и режим занятий, прописаны условия приема детей с учетом специфики творческого объединения и условия в случае необходимости добора на второй и последующие года обучения. Сроки реализации дополнительных общеразвивающих программам –1, 2 и 3 года. Преобладают программы с трехлетним обучением (21 ДОП – 80,7%). Благодаря этому обучающиеся получают достаточный набор знаний, умений по выбранной деятельности, вырабатывают навыки, приобретают опыт социализации. Кадровый потенциал и его профессиональная компетентность В 2022-2023 учебном году учебно-воспитательный процесс осуществляют 27 педагогических работников, в т.ч. методист и педагог-организатор: Средний возраст педагогических работников – 40,1 года Средний возраст работающих в учреждении педагогов дополнительного образования – 40,44 года. Высшее образование имеют 20 педагогических работников (74%), среднее профессиональное – 5 педагогических работников (18,5%), среднее общее – 1педагогический работник (3,7%).1 педагог на данный момент проходит обучение в ГБПОУ «Бурятский республиканский педагогический колледж». Уровень образования педагогов Центра 3.70% высшее образование 18.50% среднее специальное образование 74% среднее общее образование Квалифицированные кадры являются важным аспектом развития МБОУ ДО РЦДО МО «Курумканский район». Педагогические работники Центра имеют следующие квалификационные категории: высшая категория – 8 чел. (29,6%); I (первая) категория – 7 чел. (25,9%); без категории – 12 чел. (44,4%) Уровень квалификации педагогических работников РЦДО 29.6% 44.4% 25.9% высшая первая не имеет категории В течение всего учебного года ведется работа по повышению уровня профессиональной компетенции педагогов, построенная на основе выявления положительного опыта и затруднений педагогов и осуществляющаяся через организацию различных форм методической деятельности. На начало каждого учебного года формируется план повышения квалификации педагогических работников. Анализ повышения квалификации показывает, педагогические работники постоянно повышает профессиональную компетентность через курсовую подготовку на базе различных площадок, с использованием очных, заочных и дистанционных форм обучения. За отчетный период педагогические работники приняли участие в таких значимых мероприятиях как: VIII Международный Байкальский форум (Респ. Бурятия), V Всероссийский конкурс народных мастеров «Дальний Восток мастеровой» (г. Благовещенск, Амурская обл.), Всероссийский семинарсовещание специалистов по воспитанию для Дальневосточного и Сибирского федеральных округов (г. Москва), Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы дополнительного образования» президентской платформы «Россия – страна возможностей», республиканский этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям!», Республиканский творческий конкурс «Мастер и мастерица – 2022», Республиканский конкурс инновационных проектов «Сделаем жизнь ярче», V Открытый городской конкурс педагогического мастерства «Парад фантазий»,VIII Педагогические чтения работников образования г. Улан-Удэ «Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы развития», окружной этап ДФО Всероссийского конкурса «Туристический сувенир – 2022» и др. За отчетный период был организованы и проведены: – установочный научно-практический семинар по работе агроклассов Республики Бурятия «Реализация общеобразовательных (общеразвивающих) программ естественнонаучной направленности в свете профессионального самоопределения детей и подростков», которые провели педагоги Ресурсного эколого-биологического центра Республики Бурятия, специалисты Центра довузовской подготовки и приёма абитуриентов БГСХА; – районный семинар руководителей волонтерских объединений образовательных организаций Курумканского района «Интеграция волонтерской деятельности в воспитательный и образовательный процесс школы»; – круглый стол на тему «Реализация национального проекта «Образование» в системе дополнительного образования: обмен опытом между Курумканским и Селенгинским районами»; – тематическая образовательная площадка «Возможности образовательных практик дополнительного образования в решении задач воспитания обучающихся» в рамках открытия Года педагога и наставника в МО «Курумканский район». Инновационная деятельность методической работы заключается во внедрении проектных технологий для участия в грантовых конкурсах. Педагогические работники Центра приняли участие в следующих грантовых конкурсах: – республиканский конкурс по предоставлению грантов в форме субсидий на реализацию социальных проектов для молодежи; – Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна – моя Россия. . Состояние воспитательной работы Главной целью воспитательного процесса в МБОУ ДО РЦДО МО «Курумканский район»являетсясоздание условий для развития и самореализации личности исоциализации обучающегося. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи воспитательной деятельности: Вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности; Развитие общей культуры учащихся через традиционные мероприятия Центра, выявление и работа с одаренными детьми; Воспитание обучающихся в духе гражданственности, патриотизма; Формирование экологической культуры у воспитанников; Стимулирование творческих способностей обучающихся во всех аспектах воспитательной работы Центра; Усвоение обучающимися знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); Развитие их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); Приобретение ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Ведется активная работа по развитию добровольческого движения. В отчетном году на базе Центра действовали местные отделения общественных движений: – Всероссийской общественной организации «Волонтеры Победы» (отв. Митыпова Д.Г.); – Бурятского регионального отделения Всероссийского военнопатриотического общественного движения «Юнармия» (отв. Аюшеев М.А.). Было проведено 13 районных акций, из них 6 патриотических акций, 1 экологическая акция, 4 акции – по пропаганде здорового образа жизни, 2 акции – по правовой помощи школьникам. В марте 2023 г. в Центре было открыто первичное отделение Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых». Куратором назначена Очирова Е.Ж., методист. За отчетный период проведено 25 мероприятий, в которых приняли участие около 2500 учащихся и воспитанников образовательных учреждений района. Оценка материально-технической базы Материально-техническая база Центра соответствует целям и задачам образовательного учреждения и способствует созданию соответствующей образовательной и социальной среды. Состояние материально-технической базы и содержание здания Центра соответствует санитарным нормам и пожарной безопасности. Основной корпус размещен в одноэтажном деревянном здании, построенном в 1957 году. Здание размещено на самостоятельном благоустроенном земельном участке (145м2). Территория основного корпуса ограждена забором. По периметру здания установлено видеонаблюдение и предусмотрено наружное электрическое освещение. Здание подключено к централизованным инженерным сетям (холодному, горячему водоснабжению, канализации, отоплению). Для обеспечения безопасности пребывания детей и работников в Центре смонтирована и исправно функционирует автоматическая пожарная сигнализация, здание школы оборудовано системой пожарного мониторинга для передачи извещений о срабатывании систем пожарной сигнализации. Средства огнетушения и электробезопасности имеются в достаточном количестве, в соответствии с требованиями проверяются, ремонтируются или подлежат замене. В основном корпусе оборудовано 7 учебных кабинетов. Гардеробы и санузлы оборудованы в соответствии с требованиями СанПиН. В 2020 году Центр стал участником мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования детей, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Успех каждого ребенка»национального проекта «Образование» в 2020-2021 гг.на территории Республики Бурятия. В сентябре 2020 г.был открыт новый просторный корпус площадью 408 м2, на реконструкцию которого было выделено и освоено 4 миллиона 100 тысяч рублей из республиканского и муниципального бюджета. Для оснащения нового корпуса Министерством образования и науки Республики Бурятии было выделено оборудование на сумму более 6 миллионов рублей на реализацию трех дополнительных общеобразовательных программ. В 2022 году в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» было создано 576 новых мест дополнительного образования детей. На реализацию 10 дополнительных общеобразовательных программ было выделено оборудование на сумму более 6 миллионов рублей. Общие выводы и предложения: По результатам самообследования можно сделать следующие выводы подеятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительногообразования «Районный центр дополнительного образования» МО «Курумканский район»: Учреждение работает в режиме развития, с учётом требований, предъявляемых к учреждениям дополнительного образования детей; уровень выполнения плановых заданий (комплектование учебных групп и детских объединений, наполняемость групп и объединений в соответствии с локальными нормативными документами, степень сохранности контингента детей) положительно стабилен; Учреждение располагает необходимыми организационно-правовыми документами необходимыми для ведения образовательной деятельности; система управления достаточно эффективна для обеспечения выполнения функций Учреждения в сфере дополнительного образования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; сохраняется высокий уровень достижений и творческих успехов учащихся на конкурсах и фестивалях различного уровня, что свидетельствует о высоком качестве реализации образовательного процесса в Учреждении; продолжается работа по совершенствованию мониторинга результатов образовательной деятельности, укреплению материально-технической базы Учреждения. Вместе с тем: не в полной мере разработана система отслеживания текущих результатов освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ; необходимо продолжить работу по совершенствованию методов итехнологий обучения, в том числе использование интерактивных иинновационных методик, в соответствии с современными требованиями. отсутствуют систематизированные сборники текстовых материалов для теоретического освоения содержания общеобразовательных программ; недостаточное количество молодых специалистов и педагогов научнотехнической направленности. II часть. ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА, ПОДЛЕЖАЩЕЙ САМООБСЛЕДОВАНИЮ (Утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации подлежащей самообследованию») № п/п 1.1 1.1.1 1.1.2 1.1.3 1.1.4 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.6.1 1.6.2 1.6.3 1.6.4 1.7 1.8 Показатели 1. Образовательная деятельность Общая численность учащихся, в том числе: Детей дошкольного возраста (3-7 лет) Детей младшего школьного возраста (7-11 лет) Детей среднего школьного возраста (11-15 лет) Детей старшего школьного возраста (15-18 лет) Численность учащихся, обучающихся по образовательным программам по договорам об оказании платных услуг Численность/удельный вес численности учащихся, занимающихся в 2 и более объединениях (кружках, секциях, клубах), в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся по образовательным программам для детей с выдающимися способностями, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся по образовательным программам, направленным на работу с детьми с особыми потребностями в образовании, в общей численности учащихся, в том числе: Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей Дети-мигранты Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию Численность/удельный вес численности учащихся, занимающихся учебно-исследовательской, проектной деятельностью, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся, принявших Единица измерения 1288 чел. 228 чел. 363 чел. 518 чел. 179 чел. 0 чел. 0 чел./0% 1288 чел./100% 0 чел./0% 82 чел./6,37% 47 чел./3,64% 31 чел./2,41% 0 чел./0% 4 чел./0,31% 158 чел./12,26% 641/49,77% 1.8.1 1.8.2 1.8.3 1.8.4 1.8.5 1.9 1.9.1 1.9.2 1.9.3 1.9.4 1.9.5 1.10 1.10.1 1.10.2 1.10.3 1.10.4 1.10.5 1.11 1.11.1 1.11.2 1.11.3 1.11.4 1.11.5 1.12 1.13 1.14 1.15 1.16 1.17 участие в массовых мероприятиях (конкурсы, соревнования, фестивали, конференции), в общей численности учащихся, в том числе: На муниципальном уровне На региональном уровне На межрегиональном уровне На федеральном уровне На международном уровне Численность/удельный вес численности учащихся – победителей и призеров в массовых мероприятиях (конкурсы, соревнования, фестивали, конференции), в общей численности учащихся, в том числе: На муниципальном уровне На региональном уровне На межрегиональном уровне На федеральном уровне На международном уровне Численность/удельный вес численности учащихся, участвующих в образовательных и социальных проектах, в общей численности учащихся, в том числе: Муниципального уровня Регионального уровня Межрегионального уровня Федерального уровня Международного уровня Количество массовых мероприятий, проведенных образовательной организацией, в том числе: На муниципальном уровне На региональном уровне На межрегиональном уровне На федеральном уровне На международном уровне Общая численность педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование, в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория в общей численности 284/22,05% 224/17,39% 28/2,17% 97/7,53% 6/0,47% 203/15,76% 81/6,29% 80/6,21% 17/1,32% 24/1,86% 1/0,08% 31/2,41% 31/2,41% 0 чел./0% 0 чел./0% 0 чел./0% 0 чел./0% 25 24 1 0 0 0 27 чел. 20 чел./74% 18 чел./66,67% 5 чел./18,5% 5 чел./18,5% 15 чел./55,56% педагогических работников, в том числе: 1.17.1 Высшая 1.17.2 Первая Численность/удельный вес численности педагогических 1.18 работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: 1.18.1 до 5 лет 1.18.2 свыше 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических 1.19 работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических 1.20 работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повешение квалификации/профессиональную 1.21 переподготовку по профилю педагогической или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Численность/удельный вес численности специалистов, обеспечивающих методическую деятельность 1.22 образовательной организации, в общей численности сотрудников образовательной организации Количество публикаций, подготовленных педагогическими 1.23 работниками образовательной организации 1.23.1 за 3 года 1.23.2 за отчетный период Наличие в организации дополнительного образования системы психолого-педагогической поддержки одаренных 1.24 детей, иных групп детей, требующих повышенного педагогического внимания 2. Инфраструктура 2.1 Количество компьютеров в расчете на одного учащегося Количество помещений для осуществления образовательной 2.2 деятельности, в том числе: 2.2.1 Учебный класс 2.2.2 Лаборатория 2.2.3 Мастерская 2.2.4 Танцевальный класс 2.2.5 Спортивный зал 2.2.6 Бассейн Количество помещений для организации досуговой 2.3 деятельности учащихся, в том числе: 2.3.1 Актовый зал 2.3.2 Концертный зал 2.3.3 Игровое помещение 2.4 Наличие загородных оздоровительных лагерей, баз отдыха Наличие в образовательной организации системы 2.5 электронного документооборота 8 чел./29,6% 7 чел./25,9% 11 чел./40,7% 3 чел./11,11% 5 чел./19,23% 2 чел./7,7% 0 чел./0% 1 чел./3,7% 5 2 нет 0,045 единиц 11 единиц 10 единиц 0 единиц 1 единица 0 единиц 0 единиц 0 единиц 1 единица 1 единица 0 единиц 0 единиц 0 единиц нет 2.6 2.6.1 2.6.2 2.6.3 2.6.4 2.6.5 2.7 Наличие читального зала библиотеки, в том числе С обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров С медиатекой Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещениях библиотеки С контролируемой распечаткой бумажных материалов Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб), в общей численности учащихся нет нет нет нет нет нет 806 чел./62,57%